Профилактика трофических расстройств и вторичных расстройств иннервации
Постоянная актуальность проблемы трофических расстройств у пациентов интенсивных блоков определяется как опасностью последствий местных трофических нарушений, так и влиянием нарушений трофики тканей на другие функциональные системы и общее состояние организма. Этот вопрос затрагивался в предыдущей главе.
Мероприятия, предупреждающие расстройства питания тканей или компенсирующие эти расстройства, можно разделить на две группы. В большинстве случаев (первая группа), характерных для больных отделений реанимации, нарушения трофики обусловлены локальным дефицитом кровоснабжения. Сюда относятся и нарушения проходимости магистральных кровеносных сосудов (облитерация, тромбоз, эмболия), и сдавпение сосудов извне (отек, передавливание весом собственного тела или деталями оснащения).
Вторая группа трофических расстройств встречается реже, когда в интенсивный блок помещается пациент с местными или общими расстройствами иннервации (разрывы или длительная блокада нервных стволов, разрывы спинного мозга, тяжелая черепно-мозговая травма).
За время существования реаниматологии отработана система мероприятий, предупреждающих или купирующих трофические расстройства. Среди таких мероприятий есть и общие для обеих групп, и специфические. Они подробно описаны в различных публикациях, излагаются в процессе обучения студентов и врачей. Повторять их в данном случае нет необходимости. Следуя основной задаче, обговорим здесь то, что в мудрых книгах и лекциях обычно опускается как сама собой разумеющаяся мало значимая обыденность. А в обыденной работе часть мероприятий интенсивного ухода отдается на полный откуп среднему медперсоналу. Вообще-то, смена положения пациента в постели, массаж, иные физиопроцедуры действительно должны выполняться преимущественно средним медперсоналом. Но контроль эффективности, качества интенсивного ухода - занятие врачебное. Пролежни под крестцом возникают не только когда пациента не поворачивают, но и когда поворачивают без рационального режима поворотов, без использования дополнительных профилактических приемов. Если на фоне частых поворотов в постели пролежни появляются не только в области крестца, но и у плечевого сустава, в области гребня подвздошной кости, то говорят о глубоких расстройствах тканевой трофики из-за общего тяжелого состояния пациента. А на самом деле имеет место несоответствие мероприятий интенсивного ухода тяжести трофических расстройств. Конечно, бывает, что ворочать пациента опасно для его жизни. Но это не меняет сущности подобной ситуации.
На что же должен ориентироваться реаниматолог, ставя подчиненному персоналу задачу по интенсивному уходу? Чем больше масса тела пациента, тем интенсивнее уход за сдавливаемыми собственным весом участками. Интенсивность санации должна быть выше там, где хуже перфузия. Если на коже остаются следы от складок постельного белья, то важнее, чем расправление этих складок, перемещать тело пациента по постели (он сам может это делать), чтобы следы от складок появлялись в разных местах. Переменное местное сдавление тканей способствует улучшению периферического кровотока. Ходьба в лаптях (автор помнит их на ногах земляков) менее утомительна, чем в сапогах. Причина - в попеременном надавливании на различные участки подошвы неровностями этой обуви. Улучшение таким образом периферического кровотока способствует отсрочке усталости. Лежание Рахметова на гвоздях не такое уж и мучение, если гвозди затуплены и набиты достаточно густо. В любой аптеке сейчас можно найти подобное приспособление для лечения пояснично-крестцового радикулита. Стоит задуматься, зачем прообраз упомянутого литературного героя использовал гвозди. Приучал ли он себя к стойкости или ввел Николая Гавриловича в заблуждение, лечась от радикулита? Заканчивая разговор о поворотах в постели, нелишне вспомнить содержание параграфа 3.2.1. Ранее (предыдущая глава) здесь же обговорены и некоторые важные детали массажа.
В купировании трофических расстройств второй группы более опытны невропатологи. В случаях нарушений иннервации нашему брату интенсивисту негоже ограничиваться традиционными реаниматологическими приемами поддержания местного кровотока. Приглашенный невропатолог может дать полезный дополнительный совет. Обычно в таких советах присутствует и рекомендация фармакологического действия. В связи с этим уместно напомнить о дибазоле, обговоренном в параграфе 4.2.2.
Интенсивистская работа не обходится без издержек. Часть из них, хоть и сопутствует напряженной реанимационной работе, но неизбежной не является. За оставленным без внимания позиционным сдавлением нервного ствола, а то и сплетения следуют неприятные, трудно излечиваемые нервные нарушения, тоже многократно упоминаемые в литературе (П.Лоран, 1978). Опасность их обратно пропорциональна артериальному давлению. Нет необходимости повторять коллеге, знающему анатомию человека, в каком положении для какого нерва появляется опасность передавливания, перерастяжения. Стоит еще напомнить о пользе подушки (параграф 3.2.1). Довольно часто от нерационального положения в постели страдает подмышечное нервное сплетение (особенно лучевой нерв). В положении на боку кроме подушки под головой хорошую профилактическую роль играет подушечка (или валик) под грудной клеткой. Соотношение высот этих вещей должно быть таким, чтобы, как сказано в упомянутом выше параграфе, позвоночник оставался близко к сагитальной плоскости, а нижний плечевой сустав между подушками должен если не висеть, то прижиматься к постели неплотно. Ветви нервного сплетения в таком положении не пережимаются.
Исчерпывающую информацию по затронутой здесь теме коллеги могут получить из монографии Поля Лорана "Ошибки и опасности в анестезиологической практике", выпущенной в переводе на русский язык в 1978 году киевским издательством "Вища школа". В качестве причин повреждения периферических нервов в ней приведены различные положения на операционном столе и на кровати, в том числе с порочным расположением деталей технических средств.
Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 762;