Респираторная поддержка при астматическом состоянии
Одной из нередких причин развития обструктивной ОДН является астматическое состояние (криз, статус) у больных бронхиальной астмой. Как известно, главное отличие астматического статуса от затянувшегося приступа бронхиальной астмы — присоединение к бронхоспазму тяжелой бронхиальной обструкции, более того, именно обструкция является основным звеном в патогенезе криза.
При приступе бронхиальной астмы основным методом респираторной поддержки является ВВЛ в режиме СДППД через маску. В ряде наблюдений хорошие результаты удается получить при дыхании больного через мундштук с нереверсивным
клапаном, к которому присоединен шланг, опущенный в воду на глубину 5—10 см. Таким достаточно примитивным способом удается создать дозированное сопротивление выдоху, что способствует расширению бронхов и препятствует преждевременному экспираторному закрытию дыхательных путей. При возможности использования режима СДППД с помощью респиратора эффективность метода существенно повышается, так как обеспечивается полноценное увлажнение и согревание вдыхаемого газа, уменьшается работа дыхания во время вдоха и становится возможным регулировать РрОз- Теоретически показанным методом является поддержка давлением или ВДФПД, но мы не имеем своего опыта применения этого режима при астматическом приступе и не встретили подобных сообщений в литературе.
При астматическом состоянии метод СДППД также показан, но это скорее дает некоторое улучшение состояния больного и выигрыш времени до применения более активных способов интенсивной терапии, например санационной бронхоскопии и ИВЛ.
Показания к ИВЛ:
— появление предвестников комы (сонливость, спутан-,,(. ность сознания);
".'— присоединение к гипоксемии нарастающей гиперкапнии; , — неэффективность всех прочих мероприятий (лекарствен-, , ная и ингаляционная терапия, эпидуральная анестезия, санационная бронхоскопия, ВВЛ и др.).
Если больной поступает с уже нарушенным сознанием или РаСО2 ниже 50 мм рт.ст. и РаСОз выше 70 мм рт.ст., ждать эффекта от консервативных мероприятий ни в коем случае не следует, необходимо немедленно начинать ИВЛ. Следует только оговориться, что некоторые пациенты, у которых хроническая дыхательная недостаточность, связанная с эмфиземой лёгких и пневмосклерозом, существует уже многие годы, в достаточной мере адаптировались к постоянной гиперкапнии, у них ориентироваться на РаССО2 как на главный параметр тяжести ОДН нельзя. Более достоверными являются клинические признаки и РаО2-
Особенности проведения ИВЛ при астматическом статусе.При интубации трахеи лучше пользоваться не барбитуратами, а седуксеном или реланиумом. Рекомендуется использовать эндотрахеальную трубку максимально допустимого для данного больного диаметра, это значительно облегчает последующую санацию дыхательных путей при густом секрете и проведение фибробронхоскопии.
Начинать ИВЛ целесообразно с ручной вентиляции лёгких 100 % кислородом, не стремясь быстро увеличить альвеоляр-
ную вентиляцию и снизить РаССО2 , что чревато опасностью падения артериального давления и даже остановкой сердца. Не-* обходим мониторинг артериального давления и ЭКГ. После 15—20 мин ручной вентиляции можно перейти на автоматическую ИВЛ. Если больной находился в статусе длительное время (иногда более 1 сут) и у него утрачено сознание, часто возникает «ригидный» ритм дыхания, который очень трудно подавить любым режимом ИВЛ, даже при МОД более 20— 25 л/мин. В таких случаях в течение первых 1—2ч ИВЛ целесообразно применение миорелаксантов длительного действия. Струйная ВЧ ИВЛ противопоказана, при её применении мы неоднократно видели, наряду с 'существенным повышением РаС-2, выраженный рост РаССО2 . Показана традиционная ИВЛ с инспираторной паузой и отношением вдох : выдох 1 : 1,5— 1:1, ПДКВ 7—10 см вод.ст. и более, т.е. такой режим, который в наибольшей степени может обеспечить улучшение распределения воздуха в лёгких при нарушенной проходимости дыхательных путей.
Целесообразно проведение ИВЛ с небольшой частотой (12—
16 циклов в минуту) большими дыхательными объемами (15—
17 мл/кг). Естественно, при таком vt создается высокое Рпик (до 45—60 см вод.ст.), но, как правило, больные легко переносят повышенное давление в дыхательных путях. Это объясняется значительным увеличением градиента давлений между трахеей и альвеолами при увеличении бронхиального сопротивления (см. главу 2). Следует отметить, что у больных, находящихся в астматическом статусе, удается довольно быстро, иногда в течение первого часа проведения ИВЛ, ликвидировать опасный уровень гипоксемии (повысить РаСО2 до 75— 80 мм рт.ст.), после чего целесообразно начать постепенное снижение FpO2. Труднее добиться нормализации РаССО2 , в связи с чем приходится длительно, иногда в течение нескольких суток, проводить ИВЛ с МОД, увеличенным до 15— 17 л/мин.
В процессе ИВЛ необходимо обращать особое внимание на согревание и увлажнение вдыхаемого воздуха. Дополнительно к увлажнителю респиратора показано включение в контур тепло- и влагообменника («искусственный нос»).
Прекращать ИВЛ целесообразно постепенно, используя методы ВВЛ (поддержку давлением в сочетании с ППВЛ, метод СДППД). Окончательный перевод больного на самостоятельное дыхание возможен при ЖЕЛ выше 10 мл/кг, повышении пиковой скорости форсированного выдоха до 3,3 л/с и отсутствии нарастания РаСО2-
Наряду с методами респираторной поддержки показано проведение других методов терапии астматического статуса, описание которых не входит в наши задачи. Отметим только
исключительную важность борьбы с обезвоживанием и гиперкоагуляцией, которые характерны для больных, находящихся в астматическом статусе.
Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 775;