Культура Англии эпохи Просвещения
Политический строй в Англии, тори и виги, парламент – палата лордов и палата общин (нижняя палата). Система выборов в палату общин. Внешняя политика, работорговля. Промышленный переворот во второй половине 18 в. Изобретение в 1756 г. Джеймсом Харгривсом самопрялки. 1783 г. – изобретение Томасом Беллом машины, снабженной медными цилиндрами, которая проводила раскрашивание тканей и заменяла труд ста рабочих. Совершенствование приемов приготовления кокса изобретателем Дерби, увеличение силы воздуходувок во время плавки руды и подмешивание к ней негашеной извести, что дало возможность выплавлять чугун на каменном угле. 1784 г. – изобретение Генри Корта – процесс пудлингования, способ добычи ковкого железа на каменном угле. Паровая машина Джеймса Уатта 1784 г. (И. Ползунов изобрел ее на 20 лет раньше, но в России она не получила распространения). Выступления английских рабочих против технического прогресса.
Война Англии 1775 г. с североамериканскими колониями, приведшая к образованию США (1776 г.), подписание в 1783 г. в Версале мирного договора, важнейшей частью которого было признание Англией независимости своих бывших колоний. Продолжение плодотворной научной деятельности величайшего английского физика и математика 17 в. Исаака Ньютона (1643-1727 гг.): «Математические начала натуральной философии», «Новая теория света и цветов». Огромное значение Ньютона: закон всемирного тяготения и дифференциального исчисления (открытия 60-80-е гг. 18 века). Развитие буржуазной экономической науки – Адам Смит (1723-1790 гг.), его главный труд «Исследование о природе и причинах Богатства народов» (1776 г.) Разделение труда по Смиту – основная причина развития производства и экономического прогресса. Впервые разграничил потребительскую и меновую стоимость. Выступление Смита против всяких ограничений предпринимательской деятельности.
Развитие исторической науки в Англии 18 в. Ее крупнейший представитель: философ-идеалист Давид Юм (1711-1776 гг.); история для него – это воспоминание об идеях, которые вдохновляли человечество. Признание Юмом положительного значения всех форм религии: католичества, протестантизма и пуританства. Отвергает революционные пути борьбы. Другой историк, Робертсон (1721-1793 гг.), не отрицает насильственные перевороты в развитии общества, считает купечество главным творцом единой европейской цивилизации («История царствования императора Карла V»). Историк Эдуард Гиббон (1737-1794 гг.), его многотомное произведение «История упадка и падения Римской империи»: главной причиной упадка стало христианство, которое «разъело» все здание империи.
Английская литература 18 века. Д. Дефо (1660-1731 гг.) - публицист, писатель. Роман «Приключения Ромбинзона Крузо» (1719 г.). Писатель Джонатан Свифт (1667-1745 гг.), его «Путешествие Гулливера» - сатирическое изображение политического и социального строя современной ему Англии.
Пьесы Ричарда Шеридана (1751-1816 гг.): «Школа злословия», «Соперники» и др. Поэт Роберт Бернс (1759-1796 гг.) и др.
Англия и французская буржуазная революция 1789 г. Памфлет эдмунда Берка 1790 г. «Размышления о французской революции», который называет революцию во Франции «хаосом легкомыслия и жестокости». Успех труда Берка у правящих классов Англии. 14 «Писем к Берку» крупного физика и химика Джозефа Пристли (1733-1804 гг.) – защита французской революции от нападок Берка, утверждение, что английский парламент – это насмешка над самой идеей свободного представительства. «Лондонское корреспондентское общество» 1792 г., защита французской революции. Трактат «Действительные права человека» 1793 г. Томаса Спенса (1750-1814 гг.): выдвигал проект уничтожения помещичьей собственности на землю и передачи всей земли в руки общин.
Особая популярность книги Томаса Пейна «Права человека» (первая часть вышла в 1791 г., вторая – в 1792 г.). Защита им французской революции, критика монархического строя вообще, так как основные причины всех войн – споры о престоле. Аристократы, по мнению Пейна, это трутни, поглощающие ренту и предающиеся праздности. «Аграрная справедливость» Пейна 1795 г.: требование национализации земли путем выкупа ее у собственников, отмена налога в пользу бедных и введение прогрессивно-подоходного налога, выступал за бесплатное обучение до 14 лет, добивался назначения небольшой государственной пенсии для всем беднякам старше 60 лет.
Внешняя политика Англии конца 18 века. Репрессии против членов «Корреспондентского общества». Восстания в английском флоте 1797 г.: требования повышения жалования матросам, улучшение условий жизни на кораблях, требование человеческого отношения к себе офицеров.
Искусство Англии 18 века. выдвижение Англией живописцев европейского масштаба. Опережение философии искусства Англии художественной практикой, что сообщило особый отпечаток искусству, сделало его «умным», рассуждающим, опирающимся на фундамент эстетики, на опыт литературы и театра. Ценность в искусстве рассказа, построенного на материале современности (мифология никогда в Англии не была в почете) и содержащего моральные выводы. Знаменитый английский юмор как спасение от пресного морализирования, мелкого дидактизма. Высшие достижения английского искусства второй половины 18 века в жанре портрета, имевшего прочные традиции, идущие от Гольбейна. Расцвет национальной живописи.
Уильям Хогарт (1697-1764 гг.), сближение искусства в его лице с передовой английской литературой и театром. Автор поучительных комедий, историй, обличающих нравы, разделял их на акты, запечатлевая каждый акт в живописи. Учился у ювелира и гравера. Гравюры Хогарта – сатирическое изображение отрицательных сторон современной жизни. Живописные полотна Хогарта: «История шлюхи» (или «Карьера проститутки», 1732 г.) из 6 картин, «История распутника» (или «Карьера мота», 1735 г.), «Модный брак» (1735 г.). Сюжет первой картины: приезд в Лондон деревенской девушки Мери, ставшей содержанкой, затем попадающей в тюрьму и умирающей в нищете. Связь этого сюжета с романом Дефо «Молль Флендерс». Перевод картины в гравюры.
Объединение своих произведений в повествовательные циклы Хогарта. Морально-назидательное звучание его картин. Окончание «Карьеры мота» в сумасшедшем доме, «Модного брака» - смерть всех действующих лиц: любовник жены убивает мужа, сам попадает на виселицу, жена кончает самоубийством. Сценичность картин Хогарта, театральные постановки по его картинам.
Жанр портрета в творчестве Хогарта. Лучшие – портреты-этюды, живые, блещущие свежестью, - «Девушка с креветками». Групповые, так называемые разговорные портреты: «Семья Вудз Роджерс» (1729 г.), «Семья Строуд» (1738 г.), «Семья Фаунти» (1730 г.). Портреты близких людей и парадные: «Мистрис Эни Хогарт» 91735 г.), «Епископ Хоудни» (1743 г.), «Девид гарри с женой» (1757 г.), автопортреты и др. роль Хогарта в организации английских выставок (1760 г.). 1768 г. – открытие национальной художественной школы – Королевской академии искусств.
Джошуа Рейнолдс (1723-1792 гг.) – первый президент академии, живописец и теоретик, сторонник классицистической эстетики, видный политический деятель, принадлежал к партии вигов. Стремление сделать из портрета историческую картину или аллегорию. Самый известный портретист Британии. Много занимался исторической живописью, писал на мифологические сюжеты: по заказу Екатерины II – «Младенец Геркулес, удушающий змей» - одна из лучших в этом жанре. Длинная галерея портретов: 150 портретов в год.
Полковник Тарлитон изображен в момент битвы, актриса Сара Сиддонс в виде музы трагедии, лорда Хитфилда, защитника Гибралтара, - на фоне крепости, леди Гамильтон – в виде Венеры, полузакрывшей лицо манерно-лукавым жестом.
Томас Гейнсборо (1727-1788 гг.) – второй после Рейнолдса великий портретист 18 века. Рейнолдс и Гейнсборо как две стороны просветительской эстетики: рациональной и эмоциональной. Черты Гейнсборо – тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру, в портретах – англосаксонский тип, в котором подчеркнуты одухотворенность, мечтательность, отсутствие аллегорий, социальной принадлежности портретируемого: «Портрет Сары Сиддонс» (1783-1785 гг.). Огромное значение пейзажей в портретах Гейнсборо. Роль голубых тонов его живописи – «Мальчик в голубом». Стремление художника жить в сельской обстановке. Работа над пейзажами. Пейзажная живопись Констебла, любовь художника к сельской природе и ее отражение в простых мотивах: лощина, заводь, мост через ручей, дорога …
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1657;