В Италии, Франции, Испании
Искусство Италии
Искусство Италии XVIII в. – по-итальянски сеттеченто, - завершающий этап многовековой эволюции великого классического искусства. Нет ни одной страны или столицы Европы, куда бы не приглашали итальянских мастеров в качестве архитекторов, скульпторов, фрескистов или театральных декораторов, пейзажистов или портретистов. Успех итальянцев в чрезвычайно высоком уровне их искусства, впитавшего многовековые традиции великих предшествующих эпох, равномерно высокая развитость всех видов пластических искусств и наличие в Италии большого числа даровитых мастеров, а также невозможность этих мастеров найти себе применение на Родине. Италия XVII – XVIII вв. – политически раздробленная страна, почти полностью разоренная: южная часть была подчинение испанским Бурбонам, Тосканой управляли члены дома Габсбургов, Ломбардия находилась в руках австрии. Сохранение своей государственности Венецианской республики и папской областью с ее столицей Римом, сыгравшие выдающуюся роль в духовной и художественной жизни Италии XVIII в. С 1680 г утрата Венецией своих владений на Востоке, господства на средиземном море в борьбе с турками и неизбежность ее экономического упадка. Развитие в Венеции не столько живописи, сколько литературы и драматургии того времени. Праздники, карнавалы, маскарады составляли особый блеск жизни, приобретшие в XVIII в. какой-то лихорадочный характер: все сословия в городе уравнялись и под маской нельзя было отличить патриция от плебея. Привлечение Венецией толп путешественников, среди которых были короли, представители знати, музыканты, художники, артисты, писатели и просто искатели приключений. Венеция, как и Париж, задавали тон в литературной, театральной и музыкальной жизни.
Венеция XVIII в. – центр книгопечатания, здесь находились 17 драматических и оперных театров, музыкальные академии, четыре женских приюта для сирот – «консерватории», превращенные в превосходные музыкально-вокальные школы. Превосходство Венеции над Неаполем и Римом музыкальными триумфами, создание непревзойденных школ органной и скрипичной игры, наполнение своими удивительными певцами международного музыкального мира того времени. Здесь жили и работали выдающиеся композиторы и музыканты. Переполненность театров Венеции, посещение церковных служб, где пели монастырские хоры и солистки-монахини, как театральных представлений. Развитие реалистической комической оперы, отражавшей городской и быт и нравы: выдающийся мастер этого жанра Галуппи, крупнейший драматург XVIII в. Карло Гольдони, с чьим именем связан новый этап в истории европейского театра.
Преобразование Галуппи комедии масок за счет нового содержания, нового сценического оформления, разработка для этого двух основных драматических жанров: комедии нравов из дворянско-буржуазной жизни и комедии из народного быта. Вытеснение Галуппи с венецианской сцены другим драматургом и поэтом, обедневшим венецианским графом Карло Гольдони. Его театрально-романтические пьесы («фьябы») – «Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот», «Король Олень», в которых продолжается развитие традиции импровизированной комедии масок. Отражение театрального искусства Венеции в характере ее архитектуры и декоративной живописи. Огромный спрос на пышные театрально-декоративные росписи церквей и особенно дворцов венецианской знати, а также за пределами Италии.
Развитие ряда других жанров – бытового жанра, городского пейзажа, портрета, которые, подобно операм Галуппи и комедиям Гольдони, отражали будни и праздники венецианской жизни. Связующее звено между искусством XVII и XVIII вв. – творчество себастьяна Риччи (1659-1734 гг.), автора многочисленных монументальных и станковых композиций, опирающегося на традиции Паоло Веронезе: «Мадонна с младенцем и святым», «Великодушие Сципиона». Другой художник – Марко Риччи (1679-1729 гг.) племянник и ученик Себастьяна Риччи. Начальный этап венецианской живописи XVIIIв. – творчество Джованни Баттисты Пьяццетты (1682 – 1754 гг.), в картинах которого отразилось влияние реализма Караваджо: «Святой Иоаков, ведомый на казнь», а также множество жанровых картин, образы которых подернуты романтической дымкой и овеяны тонким поэтическим чувством – «Ревекка у колодца», «Гадалка», ряд портретов, «Знаменосец и барабанщик» и др.
Связь громадного размаха монументально-декоративного искусства сеттеченто с именем Джованни Баттисты Тьеполо (1690 – 1770 гг.), стиль которого сформировался под влиянием его учителя Пьяццетты и себастьяно Риччи. Огромная пожизненная слава Тьеполо, работа в Германии, испании, России. Огромное количество фресок, алтарных образов, станковых картин, множество рисунков: «Триумф императора», «Жертвоприношение Авраама», «Путь на Голгофу» и т.д., в которых нежная гармония красок, живое ощущение света, динамичность композиций, неисчерпаемая живописная фантазия, смелое решение сложнейших перспективных задач, - поражавшие современников. Лучшие создания декоративного гения Тьеполо - фрески в Виченце в вилле Вальмарана (1757 г.).
Венецианский живописец Франческо Гварди (1712 – 1793 гг.), большой мастер рисунка, основная техника – рисунок пером, иногда подцвеченный акварелью. Наиболее характерный прием Гварди в живописи – свободные вариации на одну и ту же излюбленную тему, так называемые каприччио; пишет Венецию, которую не покидал до конца жизни, придавая своим пейзажам все новые красочные нюансы. Его знаменитые картины: «Александр перед телом Дария», «Распятие», «Торжественный концерт», «Подъем воздушного шара в Венеции» и др.
Рим с XVIII в. – подлинный художественный международный центр, куда стекались не только люди искусства, но и ученые, археологи, крупнейшие историки и писатели того времени. Раскопки древнего Рима, Геркуланума, Помпеи, храмы Пестума в южной Италии – открытие сокровищ античного искусства, ставших доступными для обозрения. Получение Римской премии в разных странах за успехи в творчестве – высшая награда. Роль в ознакомлении с историей древнего искусства Винкельмана, страстного энтузиаста античной культуры, очевидца великих археологических открытий, описанию которых он посветил ряд своих трудов. Наиболее важная его работа – «История искусств древности» (1764 г.), где впервые был прослежен общий ход развития греческого искусства, характер которого Винкельман определил понятиями «благородной простоты и спокойного величия».
Роль в художественной жизни Рима Французской академии, собравшей вокруг себя молодых живописцев, художественная деятельность которых была более живой и плодотворной, чем искусственно-программное творчество римских неоклассиков, возглавляемых немецким живописцем Рафаэлем Менгсом. Работа в Риме живописцев Вьена, Гюбера, Роберта, Фрагонара, Сюблейра, Давида, скульптора Пажу, архитектора Суфло и др. Колония в Риме немецких художников. Разработка французскими мастерами мотивов классического пейзажа, уже в XVII в. представленного крупнейшими французскими живописцами, жившими в Италии (Пуссеном и Клодом Лорреном).
Величественные руины Колизея, полуразрушенные колоннады в Помпеях и Пестуме, мавзолеи, обелиски, рельефы, статуи как источники безграничного простора художественному воображению, - вели к себе живописцев, рисовальщиков, граверов, исполнявших свои композиции как на свободные, так и на античные мотивы, сочетавшиеся с изображением сцен повседневной жизни. Огромный успех этих пейзажей среди римской и французской знати, их широкое распространение в искусстве XVIII в. Выдающееся явление в области этого жанра – творчество знаменитого мастера архитектурного рисунка, археолога и гравера Джовани Баттисты Пиранези (1720 – 1778 гг.), вдохновившего своими архитектурными фантазиями целые поколения художников и архитекторов. Смыкание в работах Пиранези манеры позднего римского барокко со стилем нарождающегося классицизма: сюита из 14 больших гравюр «Темницы» с изображением бесконечных многоэтажных сводчатых помещений, пересеченных балками, лестницами, галереями, подъемными мостами и пр. Посвящение главных циклов величественным сооружениям античной греции и Рима. 1747 г. – серия офортов «Виды Рима», четырехтомная сюита «Римские древности» (1756 г.). Меньшая значительность художественных результатов мастеров римской школы в сравнении с венецианскими.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1401;