Искусство Испании
Отсталость Испании 18 в., во главе которой по-прежнему стояли реакционные силы. Создание в 1774 г. Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде, влияние классицизма во второй половине 18 века. Глава академии – Антон Рафаэль Менгс, работавший в Испании с 1761 г.; деятельность в Испании Тьеполо (1767-1770 гг.). Испанские живописцы: Мариано Маэлья (1739-1819 гг.), Франсиско Гойя (1746-1828 гг.) - родился 30 марта в арагонской деревне Фуэндетодос близ Сарагосы, учился в мастерской сарагосского художника Хосе Лусано-Мартинесса. Молодость - в Сарагосе, Мадриде, Италии. Возвращение на родину в 1771 г. Позднее формирование как художника. Серия картонов 1776-1780 гг. для шпалер королевской мануфактуры: игры и празднества, прогулки, уличные сценки, покоряющие непосредственной жизнерадостностью, ярко выраженными национальными чертами в изображении особенностей быта, характера пейзажа, разнообразных народных типов. Картоны второй серии (1786-1791 гг.) – выразительность персонажей, напряженность эмоциональных состояний («Раненый каменщик»). Серия панно для замка Аламеда (1787 г.) по заказу придворного художника. В 80-е гг. - серия заказных портретов.
1790-е гг. – болезнь, глухота. Инквизиция, глубокое разложение королевского двора. Новые темы и настроения Гойи: «Трибунал инквизиции» (1794 г.), «Дом умалишенных», «Профессия флагеллантов» – изображение темных сторон современной ему Испании. 83 офорта графической серии «Капричос» (1793-1797 гг. изданы в 1799 г.): непревзойденный образец фантастически смелого, неповторимо острого реалистического гротеска, раскрытие особенностей того времени. «Капричос» бичует язвы феодально-католической Испании, направлены против мира зла, насилия, мракобесия, невежества, тупости аристократии, лицимерия и алчности духовенства, суеверия и фанатизма масс. Сложный мир образов «Капричос», в котором реальное сплетается с фантастическим, за аллегорической символикой угадывается политическая сатира, туманные иносказания граничат с карикатурой.
Тема паразитизма, ничтожности господствующих классов («Ты, который не можешь»). Религиозные предрассудки народа («Что может сделать портной»), антиклерикальная сатира, обличение инквизиции («Какой златоус», «Горячо», «Покорный обет», «Прихорашиваются»). Критический дух передовой мысли своего времени, отзвуки народных фольклорных представлений и глубоко личное восприятие жизни художником. «Капричос» – техника офорта и акватинты. Гойя – исключительный мастер в передаче движений, резких мгновенных эмоций, стремительных и красноречивых жестов, изменчивой, преувеличенной, но никогда не теряющей реальный смысл мимики. Росписи в церкви св. Антония Флоридского в Мадриде (1798 г.): св. Антоний Флоридский заставил заговорить убитого, который назвал имя убийцы и тем самым спас безвинно осужденного.
Значительное место портрета Гойи в 1790-е гг.: необычайно яркое чувство личности – умение с захватывающей силой воспроизвести реальный облик человека и индивидуальные особенности его душевного склада, обладающего всегда какой-то повышенной напряженностью. Портрет Гаспара Мельчиора Ховельяноса, известного политического деятеля, публициста и друга Гойи (1797 г.), французского посла Фердинанда Гиймарде (1798 г.). Женские портреты.
Творчество Гойи – искусство новой исторической эпохи, отражение и оценка реальных событий жизни, современной ему действительности.
1. Особенности культуры Просвещения в Англии и Германии
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 820;