Вот некоторые определения культуры, характерные для социологического ее понимания[5].
Культура - это:
- "прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта" (У. Бекет);
- "наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности" (В. Малиновский);
- "общий и принятый способ мышления" (К. Юнг).
Специфика философскогоподхода к культуре заключается в том, что при нем делаются попытки дойти до самой сути. Для этого используется философский анализ, т.е. мыслительная процедура, которая состоит в том, чтобы выразить изучаемый предмет в понятиях.
Философский подход позволяет путем анализа в жизни общества выделить некоторые черты, характеристики, закономерности, представляющие основание культуры.
Философия имеет дело с пониманием. Поэтому философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение в их сущность. Культура при этом понимается как содержание или способ бытия общества.
Наряду с указанными выделяют аксиологический (ценностный) подход. Культура здесь выступает итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация ценностных целей. При аксиологическом подходе внимание акцентируется на понимании природы ценностей, их происхождении и значимости.
При семиотическом подходе фиксируется в качестве ее сущностной характеристики внебиологический знаковый механизм передачи опыта.
Поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания роль знаковых систем. Считается, что символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым подчеркивается, что культура имеет символически коммуникативную природу.
Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке. Важнейшую роль в этом процессе играет социальное наследование. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих эпох. Передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению называется традицией.
Человечество в своей истории создало и накопило общественное богатство. Способы овладения этим богатством характеризуют процесс культивизирования человека. А в этом процессе на первый план выходит воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям.
Процесс усвоения накопленного выражается в соответствующих понятиях: "схема", "алгоритм", "код", "матрица", "эталон", "стереотип", "норма" и "традиция". Все эти понятия выражают момент устойчивости.
В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки и препятствия на пути дальнейшего развития культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться.
Традиции могут быть позитивными и негативными. Время производит отбор традиций и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.
Культурная традиция есть то, что стабилизирует общество, обеспечивает воспроизводство прошлого в настоящем, дает возможность ныне живущим и действующим поколениям опереться на опыт прошлого.
Передающаяся от поколения к поколению система последовательных правил деятельности является сущностью культуры.
Итак, устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории.
Но у культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, наряду с устойчивостью имеется новаторская сторона.
Единство традиции и обновления - единственная характеристика любой культуры. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство.
Новаторство и обновление всегда связаны с творчеством. В творчестве культуры всеобщее органически связано с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима. Творчество культуры предполагает включение нового в процесс исторического развития. Культуросозидающая деятельность является источником инноваций.
Но так как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим идеалам культуры. В культуре существуют и прогрессивные тенденции. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.
Вне культуры, представляющей собой целостную систему норм, смыслов, символов и ценностей, творчество хаотично и бесспорно. Но и культура вне творчества, вне созидательной активности немыслима.
Важнейшее значение в изучении культуры играют сочетание понятий «цивилизация» и «культура».
Понятие "цивилизация", как установил французский языковед Э. Бенвенист, возникает в европейских языках в период с 1757 по 1772 год. Оно содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизационным развитием.
Понятие «цивилизация» появилось в тесной связи с понятием «культура». Вокруг определения понятий "культура" и "цивилизация" в мировой литературе по философии, этнографии, социологии, антропологии продолжают идти дискуссии. Ряд авторов в содержание культуры включают то, что у других входит в содержание цивилизации. Не следует выпускать из виду и то, что в разных национальных языках они несут различную нагрузку. Например, в немецком языке принято называть культурой то, что во французском означает цивилизация.
Кстати, очень явственно можно наблюдать это различие и в бытовой лексике. Например, в том смысле, в каком по-русски используется слово "культурный" (культурное поведение, культурный отдых и т.д.) во многих других языках (романских) используется слово "цивилизованный".
Несмотря на сходство и даже тождество понятий «культура» и «цивилизация», они существенно отличаются по своей функциональной нагрузке.
В XVIII веке, когда понятие "цивилизация" стало входить в повседневный оборот, оно означало разумность, прогрессивность.
Понятие "цивилизация" происходит от латинского термина civitas, означающего город, горожане, городская община, государство. В контексте с такими понятиями, как общежитие, общественное благо, общественный договор, просвещение, культура, оно обрело новый смысл, характеризующий общественное состояние, противоположное "естественному состоянию" и определяющее состояние общественного прогресса. В качестве критерия цивилизации утверждается идея общественного блага и совершенствование общественного состояния. Руководствуясь разумом, индивиды посредством общественного договора вступают в гражданское состояние для обеспечения и защиты своих интересов, к которым просветители в духе своего времени относят жизнь, безопасность, свободу, собственность. Однако общественное состояние требует отчуждения естественных суверенных прав индивидов в пользу гражданского общества.
Объединение в гражданское общество, цивилизацию, дает, по словам Руссо, роду человеческому недосягаемые преимущества по сравнению с другими "тварями" - индустрию, просвещение, культуру, способные обеспечить его процветание, счастье и прогресс. Но Руссо вскрывает и противоречия в развитии цивилизации. Он приходит к выводу, что вопреки логике Разума гражданский союз в лице государств закрепил экономическое неравенство и политическое насилие. Цивилизация из условия благоденствия превратилась в бич народов, оковы тирании и рабства. И тем не менее Руссо обнаруживает не столько социальное неравенство, сколько усматривает в этом противоречии внутренний источник развития цивилизации.
Руссо принадлежит заслуга в разведении понятий "цивилизация" и "культура". Дух, согласно Руссо, имеет свои потребности, как и тело. Потребности тела, составляющие основание общества, обеспечиваются цивилизацией посредством законодательства, государственного устройства, системы безопасности. Потребности духа в самосовершенствовании призвана удовлетворять культура посредством искусств и наук.
Проблема соотношения цивилизации и культуры просматривается в трудах И. Канта. Культура, по Канту, есть цель, которую природа ставит себе в человеческом роде, но которую он достигает посредством цивилизации. Цивилизация рассматривается как социальные условия реализации культуры.
Итак, французские философы-просветители, представители немецкой философской классики называли цивилизованным общество, основанное на началах разума, общественного блага, справедливости, связывая, таким образом, представление о цивильности с правом, воспитанностью в противовес грубому, дикому состоянию.
Близкий смысл (к описанному) вкладывали в понятие цивилизации основоположники марксизма, обозначая им следующую за варварством ступень общественного развития. В частности, Энгельс отмечал, что причина перехода к цивилизованному обществу коренится в разделении труда, вытекающем из него обмене между отдельными лицами и объединяющем оба эти процесса в товарном производстве.
Одновременно понятие «цивилизация» стало употребляться для обозначения материального аппарата культуры, при этом к культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации - область результатов материальной деятельности людей (вещей).
Развивая марксистское положение об определяющей роли способа производства в развертывании социальных, политических и духовных процессов, В.И. Ленин выдвинул и обосновал положение о материальных основаниях культуры. Смысл этого положения состоит в том, что он ориентирует на необходимость анализа объективных предпосылок культурной деятельности, без которых нельзя понять функционирования и развития культуры в условиях любого типа цивилизации.
Другой подход к пониманию цивилизации связан с ее отождествлением с высоким (в сравнении с "туземными" народами) развитием материальной культуры на основе технического прогресса, уровнем культуры потребления материальных благ.
Здесь происходит разведение понятий «цивилизация» (материальная культура) и собственно «культура», т.е. духовное развитие человека. При таком подходе цивилизация отличается от культуры, как ум и тело от души.
Классический способ понимания цивилизации (определенная ступень общественного развития) получил наибольшее освещение в советской философской литературе, в то время как рассмотрение цивилизации в качестве своеобразного "тела" культуры стало доминирующим в немарксистской культурологии (Н. Бердяев, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).
Согласно Шпенглеру, например, каждому культурному "организму" заранее отмерен определенный жизненный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.
С взглядами Шпенглера перекликаются идеи А. Тойнби, который положил начало пониманию цивилизаций как исторически ограниченных социально-культурных комплексов. Тойнби рассматривает историю как "мозаику", составленную из отдельных цивилизаций. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. До настоящего времени, по Тойнби, сохранилось пять основных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Последовательная смена замкнутых социокультурных образований приводит, в конечном итоге, к некоторому духовному прогрессу во всей истории человечества, который выражается в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через мировые религии к единой религии будущего.
Для некоторых направлений современной западной философии характерно возрождение традиции, заложенной еще Ж.-Ж. Руссо. Так, французский антрополог Ж. Леви-Строс утверждает, что человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, привнося с собой массу негативных последствий для человека. Он считает, что изобретение письменности, усложнение социальных структур, создание символических "оков культуры", связывающих свободные проявления человеческого "я", привели к отчуждению человека не только от природы и общества, но и от самого себя. Человечество должно суметь вернуться к естественным формам психического соприкосновения с миром, иначе его ждет гибель не только от неуправляемых технических изобретений, но и от психической напряженности, от "культурной шизофрении", т.е. от смерти духовной.
С точки зрения марксизма, человек во многом находится в неосознанной зависимости от установившихся в обществе культурных (и других) стереотипов. Однако, степень этой зависимости исторически не возрастает, а падает. Исторический оптимизм марксизма основывается на его социально-философском учении, видящем единственную возможность прорыва человека к своему истинному "я" в установлении соответствующих общественных отношений.
Итак, подытожим. Цивилизация - необходимая ступень развития почти у всех обществ. На этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие плоды или результаты культурной деятельности.
Цивилизация - это преобладающее развитие и воздействие предметной культуры на общее развитие культуры в целом и на человека в частности.
Цивилизация, как синоним материальной культуры, выражается как достаточно высокая ступень овладения силами природы, которая несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению материальных благ. Благотворное влияние, которое оказало на общественную жизнь распространение науки и технических изобретений, не вызывает сомнения.
Но вместе с тем наука, техника, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета. Они не могут быть оценены как безусловно нравственные или как безусловно безнравственные; они нейтральны. Культурная значимость научных и технических достижений зависит от того, в каком ценностном контексте они используются. Понятие «цивилизация» поэтому чаще всего связывается именно с этим культурно-нейтральным по своей внутренней природе развитием техники, производства, которые можно использовать в самых разнообразных целях. Понятие «культура», наоборот, максимально сблизилось с понятием «духовный прогресс».
Цивилизация - это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура - внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития.
Подводя общий итог сказанному, отметим, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры.[6]
Выводы
Культурология исследует результаты, способ усвоения и структуру культуротворческой деятельности людей.
Важнейшей задачей культурологии является анализ процессов и тенденций развития мировой культуры. Культурология дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Дадим определение:
Культура – это общественное явление, совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, принципов и способов освоения и использования их другими людьми.
Культура развивается в двух основных формах – в личностно-деятельной и в предметной.
Виды культуры определяются предметной деятельностью человека.
Структура культуры:
1) культура жизненных потребностей способов их удовлетворения и воспроизводства;
2) культура процесса производства;
3) культура общественных отношений;
4) культура общественного сознания;
5) сфера творчества и свободы.
Функции культуры: 1) творческая деятельность человека; 2) трансляции социального опыта; 3) познавательная; 4) информативная; 5) регулятивная (нормативная); 6) семиотическая или знаковая.
Культурология выработала три основных подхода в изучении культуры: антропологический, социологический и философский.
Важнейшее значение в изучении культуры играют сочетание понятий «цивилизация» и «культура».
Цивилизация – это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура – внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1903;