Культура Древнего Египта. Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита

 

Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита. Из смешения разных племен к 4-му тыс. до н.э. образовался египетский народ. С постепенным пе­реходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становились более постоянными и долго­временными, этнический состав - более стабильным. Использование подневольного труда, расслоение об­щины привело к выделению родовой знати и превра­щению вождей в царьков. Возникали примитивные го­сударственные образования (номы), между которыми постоянно шла борьба за землю, скот и рабов. Основ­ные этапы развития истории Египта: додинастический период (4-е тыс. до н.э.); Древнее царство (32 - 24 вв. до н.э.); Среднее царство (21 в. - нач. 19 в. до н.э.); Но­вое царство (16 - 12 вв. до н.э.); Позднее время (Ив. -341 г. до н.э.).

В додинастический период организация управле­ния Египтом была простой - фараон был единствен­ным правителем государства. Он был верховным судь­ёй в мирное время и верховным главнокомандующим во время войны, одновременно являясь казначеем и верховным жрецом всех храмов. При жизни фараон почитался живым Богом; все представители правящей династии считались потомками Бога Солнца. По мере развития и усложнения социальной структуры общест­ва (имущественная дифференциация, социальная ие­рархия, появление городского населения) фараон стал назначать должностных лиц, на которых он возлагал часть государственных дел.

С объединения Нижнего и Верхнего Египта (3-е тыс. до н.э.) началась, так называемая, династическая эпоха (30 династий) до завоевания его в середине 1-го тыс. до н.э. персами. Страна превратилась в централи­зованную восточную деспотию (фараон - залог крепо­сти государства, отсюда его обожествление). Ведущая роль в социально-политической жизни принадлежала знати и жрецам. Рано возникшая письменность (иероглифы) вызвала появление особого сословия - писцов, которые играли немалую роль (занимали госу­дарственные и храмовые должности) в государстве.

Удачное географическое положение, относитель­ная замкнутость (узкая долина Нила, окруженная с за­пада и востока пустыней) наложили отпечаток на еги­петскую культуру, обусловив ее высокую стабильность и изолированность от иных цивилизаций того времени.

Экономической основой выступало земледелие (главным образом, возделывание пшеницы), животно­водство, садоводство и пчеловодство, а также судоход­ство (морское и речное), различные ремесла (изобретен гончарный круг), строительство (основной материал - обожжённый кирпич, а для монументальных сооружений - камень).

В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы (священное письмо). Религиозно-магические, медицинские, научные, литературные тек­сты, хроники и летописи, гимны и молитвы составля­лись и хранились в скрипториях ("домах жизни") при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц ("Тексты пирамид", "Книга мертвых", "Тексты сарко­фагов", "Мемфисский богословский трактат", "Речения Ипувера" и др.). Для литературных текстов, дошедших до нас, характерна анонимность, как и для других древневосточных литературных произведений.

Весьма значительными были достижения египтян в области математики и астрономии, (например, урав­нения с двумя неизвестными); впервые появились дробные числа и десятичная система исчисления; были известны арифметические и геометрические прогрес­сии; определены площадь круга и поверхности полу­шария; вычислен объем усеченной пирамиды; составлен солнечный календарь и знаки зодиака, сутки разде­лены на 24 часа. Возникновение математических и ас­трономических знаний было связано с потребностями земледелия и строительства. Источники дают сведения о развитии медицины, знаний по анатомии (установление роли кровеносной системы и мозга в ор­ганизме человека) и географии.

За свою долгую историю Египет прошел через древнейшие виды религиозных представлений, быто­вавших в Древнем мире. В египетской религии, как в никакой другой, был развит заупокойный культ. Мумифицирование покойников было распространено во всех слоях свободного населения и превратилось в своего рода отрасль промышленности. Характерной чертой религии выступает также культ животных, осо­бенно коровы и быка. Многие животные считались жи­вым воплощением богов и богинь. Изображения бо­жеств зачастую приобретали антропо- и зооморфные черты. В классовом обществе политеизм (переплетение различных культов - многобожие) сменился монотеиз­мом (выделение одного главного божества). Главным богом пантеона стал Ра - бог Солнца, рожденный из хаоса и победивший мрак. По древнеегипетской мифо­логии, он создал мир людей (из своих слез) и многих богов. Атон - бог - борец, его отождествляли с Ра, он стал воплощением заходящего солнца. Почётное место в египетском пантеоне занимал Осирис, как бог, обес­печивающий возрождение человека после смерти и вечную жизнь в загробном царстве, его жена (и сестра) Исида и сын Гор. Другие боги возвышались в зависи­мости от политической обстановки. Основные боги Древнего Египта: Амон - покровитель умерших; Анубис - бог умерших, покровитель некрополей; Бес - бог семьи и дома, веселья, одежды (особенно женского туалета); Тот - бог мудрости и счета; Нут - богиня не­ба; Сет - бог пустыни и грозы. Пантеон богов отражает земную иерархическую систему.

Необычайна и сложна мифология древних егип­тян. Они видели в мифах символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий. В мифах объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.

Они были тесно связаны с религиоз­ными представлениями, в них верили и считали, что от мифологических персонажей - богов - зависит судьба человека. Мифологические представления египтян за­печатлены в разнообразных религиозных текстах: в гимнах и молитвах богам, записи погребальных обря­дов на стенах гробниц.

В Египте искусство находилось на службе у фа­раона, выражая идею незыблемости власти обожеств­ленного правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура - ведущий для Египта вид искусства. Практически неограниченные ресурсы дешевой рабо­чей силы (рабы) и наличие материала (камень) позво­ляли воплотить сложную систему религиозных пред­ставлений и политической организации страны в гран­диозные сооружения - гробницы и храмы, построен­ные по заказу фараона и высшей знати, чиновников и жрецов. Самые знаменитые архитектурные памятники 1 - пирамиды (Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина), заупокойные храмы (Аменемхета III – «Лабиринт», Хатшепсут, Аменхотепа III), культовые храмы (Карнакский - храм Амона-Ра - главное святилище страны; Луксорский - второй по значению в стране). На возведение пирамид затрачивались огромные сред­ства. Так, самую большую пирамиду Хеопса в Гизе (146,6 м высотой, зодчий Химиун) строили одновре­менно 200 тысяч человек в течение 30 лет. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры и явились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Форма пирамиды означала вечность, а соот­ношение граней олицетворяло Божественную гармо­нию Вселенной. Вокруг пирамиды располагался погре­бальный комплекс - заупокойные храмы. Египетская архитектура психологически подавляет человека, вы­зывая благоговение перед властью фараона. Стиль вы­ступает как средство увековечения всей системы ду­ховного и экономического порабощения народа.

Архитектуре подчинены и скульптура, и живо­пись. В зависимости от заупокойного культа развива­ется удивительное явление Древнего Египта - скульп­турный реалистический портрет (статуи царевича Рахотепа и его жены Нафрет, портреты Эхнатона, Нефер­тити, Тутанхамона и др.). Наивысший расцвет египет­ского портрета, рельефа, декоративно-прикладного ис­кусства приходится на "амарнский" период (правление Эхнатона). Прекрасное представление об искусстве этого периода дают памятники, найденные в 1922 году английским археологом Говардом Картером в единст­венной не разграбленной гробнице фараона Тутанха­мона.

В позднее время в результате междоусобиц и на­падений извне Египет то распадается на отдельные но­мы, то объединяется, и тогда возникают краткие пе­риоды расцвета культуры.

Когда Александр Македонский в 332 году до н.э. вступает в Египет, это воспринимается как освобожде­ние от персов, хотя именно вторжение греков означало конец культуры Египта и начало эллинистического периода. В 30-е гг. до н.э. Египет был присоединен к Ри­му. Несмотря на романизацию народ Египта сумел со­хранить свой язык, обряды и обычаи. Однако дни язы­ческой культуры Египта были сочтены.

Культурное наследие Египта чрезвычайно много­образно. Оно поражает своей неповторимостью, худо­жественным совершенством, глубиной содержания. В Египте были накоплены важнейшие практические зна­ния в области математики и астрономии. Сокровища египетской мысли оказались притягательными для многих греческих ученых, философов, государствен­ных деятелей, которые посещали Египет, чтобы при­общиться к этим знаниям и сделать их достоянием сво­ей культуры.

Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Многие библейские сюжеты непо­средственно связаны с древним Египтом.

Древнегреческая культура и цивилизация зало­жили основу для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.

 

Культура Древней Месопотамии

(Двуречье)

 

Месопотамская цивилизация - одна из древней­ших в мире. Две реки (Тигр и Евфрат) дали жизнь жар­ким равнинам Двуречья. Здесь на протяжении трех ты­сяч лет, сменяя друг друга, создавались и распадались различные государства: Шумер и Аккад (4-3 тыс. до н.э.), Ассирия и Вавилония (2-е тыс. до н.э.) и др. Месопотамия раз­вивалась параллельно с Египтом, но во мно­гом непохожа на него. В отличие от естественно замк­нутого пространства Египта, территория ее открыта для перемещения племен, вторжений и завоеваний. Поэто­му культура этой обширной области Древнего Востока отличается многообразием своих проявлений.

Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной сис­теме. Развивалось ремесло (строительство, гончарное производство, металлургия, ткачество). Каменные ору­дия вышли окончательно из употребления в начале 3-го тыс. до н.э. В общегосударственном масштабе была введена единая система мер и весов, развита торговля. Месопотамия становится центром караванных путей.

Долгое время здесь не было политического един­ства, централизованной власти и единой религии, а су­ществовало много городов - государств (Ур, Лагаш, Урук и др.) со своими правителями, законами и божест­вами. Постепенно царская власть приобретает деспоти­ческий характер. Царь становится верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решает вопросы войны и мира (Ассирия, Вавилония).

В эту эпоху идет становление государственности и "гражданского общества", появляются новые виды деятельности, особенно в сфере управления и обучения. Не случайны высокие достижения Месопотамии в об­ласти теории и практики, государственного права (законы Шульги и Хаммураппи; административное де­ление страны на провинции; разделение гражданской и военной власти в провинциях); в области военного дела и историографии. Эти достижения потом усвоили не только страны Востока, но и эллинские правители, и римские кесари.

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро - вавилонская математика и астрономия (позиционная система цифр, шестидесятеричный счет, система определения лунных фаз, установление про­должительности года). Жители Древней Месопотамии умели определять точное время, ориентировать стены городов и башен на четыре стороны света, соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 30-й параллели. Были развиты изготовление бронзы, мно­гокрасочных поливов на керамике, лекарств; медицина (хирургические операции, систематизация некоторых болезней). Древняя цивилизация Двуречья оставила разработанный и довольно совершенный календарь.

Но самым важным открытием в Древней Месо­потамии была письменность: клинопись шумеров в на­шем сознании связана с Двуречьем так же, как пирами­ды с Египтом. Месопотамская письменность появляется на рубеже IV-II тыс. до н.э. Вечными памятниками месопотамской культуры стали бесчисленные клинопис­ные тексты на глиняных табличках, иногда - на камне: документы хозяйственной отчётности, строительные или закладные надписи, культовые тексты, списки зна­ков, сборники пословиц, многочисленные "школьные" или научные тексты, списки названий гор, стран, расте­ний, профессий и должностей, первые двуязычные сло­вари. Клинопись оказала сильное влияние на финикийское письмо, от которого берут начало греческий и бо­лее поздние алфавиты. При школах, крупных храмах и дворцах создавались библиотеки (самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала).

Древнемесопотамская литература включает в се­бя фольклорные поэмы, сказки, авторские произведения ("Эпос о Гильгамеше", "Поэма об Этане", "Разговор господина с рабом", "Поэма об Атрахасисе" и др.). Древнемесопотамская словесность, ее тематика, поэти­ка, самовидение мира и человека оказали значительное воздействие на литературу соседних народов, на Биб­лию и через неё - на литературу Европы.

Религия в Древней Месопотамии не составляла стойкой системы, а складывалась из отдельных местных культов. В верованиях шумеров (3-е тыс. до н.э.) пре­обладали культы богов и богинь - покровителей от­дельных общин; они обычно были также богами расти­тельности и ирригационного земледелия.

Верховными божествами считались бог неба Ан и богиня земли Ки. Богом воздуха был Энлиль, воды - Энки, Луны - Наниа, войнами "заведовал" Нергал, бо­гиня любви и плодородия называлась Иштар (она же являлась покровительницей города Уруки).

Большое значение имел культ умирающих и вос­кресающих божеств растительности, скотоводства (Таммуз). В конце 3-го тыс. до н.э. в связи с укреплени­ем единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон. В пери­од возвышения Вавилона (18 в. до н.э.) верховным бо­жеством был объявлен бог - покровитель этого города - Мардук. Наряду с верховным божеством признавались семь главных богов, составлявших совет старейшин в обществе богов - пантеоне. Для шумероаккадского общества, исповедующего политеизм, характерно было то, что духовная жизнь не подавлялась религией, до­пускалась относительная веротерпимость, даже атеи­стические взгляды. Жреческая каста была довольно мо­гущественной. Благодаря их усилиям человечество зна­чительно продвинулось вперед в области математиче­ских знаний и астрономии. Роль людей в религиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной силой.

Мифология Междуречья отражает, в основном, представления народов, живших ирригационным зем­леделием, а также оседлых охотников и скотоводов (космогонические мифы). До нас дошли, главным обра­зом, записи официальных версий мифов, подчинённых идее о бессилии человека перед богами.

Удивительны достижения обитателей Междуре­чья в строительном деле (регулярная сеть улиц, канали­зация, двойные стены, арки и своды). Основным строи­тельным материалом служила необожженная глина, по­этому строения постепенно разрушались, и сегодня от прежних архитектурных памятников остались лишь ог­ромные кучи глины. В Месопотамии строили культовые сооружения - зиккураты (Вавилонская башня - зиккурат Этеменанки; "Белый" и "Красный" храмы в Уруке, зиккурат в Уре - этот храм служил также жрецам как обсерватория для астрономических наблюдений) и светские здания - дворцы (дворцовые комплексы Ашшунасирпала II, Саргона II; дворец Навуходоносора и его жены Семирамиды со знаменитыми "висячими са­дами" и др.). Стены дворцов и храмов украшали релье­фы. Своеобразными памятниками культуры являются каменные печати в виде цилиндра, палетки (пластины) и стелы (палетка Нармера, стела Нарамсина). В странах Междуречья создавались произведения круглой пласти­ки - скульптуры (статуи правителей, статуэтки моля­щихся людей - адорантов, грозные изваяния фантасти­ческих зверей - шеду).

Декоративно-прикладное искусство представлено замечательными произведениями художественного ре­месла из "Царской гробницы" в Уре (оружие, шлем, фи­гурки животных, арфы и прочие изделия).

Наивысшего расцвета месопотамская культура достигла в Вавилоне в IV в до н.э. В том же столетии Вавилон был завоеван персидским царем Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, но сохранил значение одного из величайших городов мира. Затем вследствие завоеваний Александра Македонского оригинальная восточная культура Месопотамии приоб­рела многие черты культуры Греции. Начался новый период ее развития - период эллинизма.

 

Выводы

 

Первобытная культура – синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решающую роль в культурном процессе.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей являлась мифология. Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и др.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма, а также магии.

В первобытном обществе возникли зачатки всех видов искусства.

Египетская культура оказала большое влияние на культуру древних греков и римлян.

Накоплены важнейшие практические знания в области математики, астрономии, медицины, архитектуры, скульптуры, философии и др.

В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараонов. В религии был развит заупокойный культ, мумифицирование – всего свободного населения, культ животных.

Необычна и сложна мифология древних египтян. В мифах они видели символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий, в них объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.

Месопотамская цивилизация развивалась параллельно с Египтом, но она во многом непохожа на него. Основной отраслью экономики было оросительное земледелие, ремесла (строительство, гончарное производство, металлургия, ткачество). У шумеров была введена единая система мер и весов, развита торговля.

В эпоху шумеров идет становление государственности и «гражданского общества (законы Шульги и Хаммураппи; административное деление страны на провинции; разделение гражданской и военной власти в провинциях)».

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия, библиотеки (позиционная система цифр, шестидесятеричный счет, система определения лунных фаз, установление продолжительности года, довольно совершенный календарь и др.).

Религия складывалась из отдельных местных культов.

Удивительны достижения в строительном деле, художественном ремесле – регулярная сеть улиц, канализация, двойные стены, арки и своды, зиккураты, рельефы на стенах дворцов и храмов, фигурки животных, арфы и др.

 








Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1187;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.