Культура первобытного общества
Характерные черты первобытного общества:
- крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);
- общинный тип собственности, присваивающий характер экономики (коллективный труд, уравнительное распределение);
- отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;
- преобладание родовых связей.
По социальному устройству первобытную культуру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху военной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.
Познавательная деятельность человека развивалась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).
Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изготавливались орудия труда и оружие.
Каменный век:
1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):
- орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропитания - охота и собирательство, позднее - рыболовство;
- появление жилища;
- предпосылки появления членораздельной речи, элементов ритуальной обрядности,
2. Мезолит (10 - 5 тыс. до н.э.):
- появление лука и стрел;
- приручение собаки;
3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):
- переход от присваивающего хозяйства к производящему ("неолитическая революция"), земледелие и скотоводство;
- начало изготовления предметов потребления;
- возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.
Медно-бронзовый век (конец 4 - начало 1 тыс. до н.э.):
- распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;
- появление кочевого скотоводства и поливного земледелия;
- возникновение письменности и первых государств (Египет).
Железный (1 тыс. до н.э.):
- распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;
- вытеснение меди железом, рост производительности труда.
Существуют и другие периодизации первобытного общества. В частности, американский историк и этнограф Морган в первобытном обществе выделил периоды дикости, варварства и цивилизации.
Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала - целесообразная взаимопомощь, затем - забота о слабых. Важно было сознание собственной общности - " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) - крайне жестокие обряды-пытки, которым подвергались юноши (реже и девушки), достигшие половой зрелости. Инициации выполняли не только роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.
Первобытная культура - синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решающую роль в культурном процессе, охватывая всех людей без разделения их на исполнителей и потребителей.
Универсальной формой духовной жизни первобытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.
Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.
Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.
Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретично были слиты культурные функции, разделённые впоследствии в более развитых обществах между религией, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.
Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.
Когда мы слышим слово "магия", оно ассоциируется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.
По определению в современной литературе, магией называются различные действия, цель которых повлиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.
Между тем, в полном смысле слова, сверхъестественным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому - другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличается от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.
С того момента, когда человек стал обладать сознанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.
Возникновение искусства связано со способностью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.
Первые памятники изобразительной деятельности - гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты посвящены животным (зооморфизм), реже - человеку (антропоморфизм).
От палеолита к неолиту идет эволюция художественных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения первобытного общества - мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) - появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.
Для первобытной культуры характерно отсутствие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных
(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.
Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1584;