Виды, структуры и функции культурологии

 

Виды культуры определяются предметной дея­тельностью человека. Деятельность человека приложима к природе, обществу и человеку. Следовательно, можно выделить виды культуры в соответствии с ос­новными направлениями человеческой деятельности.

Виды культуры по отношению к природе доста­точно многообразны. Выделяют культуру земледелия, природопользования, селекцию, а также другие спосо­бы воздействия человека на природную среду.

Виды культурной деятельности в обществе включают в себя культуру материального производства. На базе материального производства возникают обще­ственные виды культурной деятельности: культура непосредственной производительной деятельности, куль­тура управления производством и т.д.

Понятие "культура" в данном аспекте употребля­ется при характеристике исторических эпох (средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике об­ществ и регионов (европейская культура), при характе­ристике народов (русская культура).

Применяют это понятие и по отношению к от­дельным сферам деятельности и жизни (культура быта, музыкальная культура и т.д.).

Понятие культуры по отношению к отдельному человеку применяют к каждой человеческой способно­сти. Это воспитанность, нравственность, образован­ность и т.д.

Культуру как многоуровневую систему принято подразделять по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую культуру и национальные культу­ры.

Мировая культура - это синтез лучших достиже­ний всех национальных культур различных народов в их историческом развитии.

Национальная культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. В духовной сфере это вы­ражено в языке, литературе, музыке, религии и т.д. В материальной - в особенностях экономического уклада и других сферах жизни и деятельности человека.

В соответствии с конкретными носителями выде­ляют культуры социальных особенностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи и т.д.).

По содержанию человеческой деятельности культуру подразделяют на материальную и духовную.

В материальную входят средства производства, орудия труда, средства потребления, способы практической деятельности, производственные отношения. В образном смысле, материальная культура – это «Культура, одетая в вещь».

Предметно-продуктивная грань материальной культуры - производственно-техническая культура, а технологическая грань - культура производства.

Материальная культура характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

В качестве элементов материальной культуры выделяют орудия труда, технику и сооружения, производство, транспорт, предметы быта. Ведущая роль здесь принадлежит орудиям трудам. Каждая культурная эпоха отличается от другой не тем что производят, а какими орудиями труда производят.

К элементам материальной культуры относят навыки и приемы производственной деятельности.

Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества. Ее результаты – язык, новые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения с людьми, возникающие в процессе духовного производства. Духовная культура находит свое выражение в науке, религии, искусстве, морали, праве и т.п.

Материальная и духовная культуры существуют в единстве: все материальное выступает как реализация духовного, а все духовное облачено в материальную оболочку. Материальная культура, являясь фундаментом жизни общества, играет основную роль.

Вместе с тем материальная и духовная культуры отличаются предметом, характером, средствами и результатом деятельности.

В современной научной литературе высказывается мнение о необходимости социальной культуры, характеризующей такие виды деятельности и ценности, как семья, общество, государство, развитие форм, общественного существования человека.

Выделяют физическую культуру. Это воспроизводство человека как биологического существа, развитие его тела и забота о здоровье.

Способ организации культуры как единого целого обусловлен её структурой. Выделим основные структурные элементы культуры. Основанием выделения является взаимосвязь культуры с уровнями сущности человека.

Первым структурным элементом является культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения и воспроизводства. Этот элемент культуры охватывает весь спектр непосредственной жизнедеятельности человека. Этот уровень культуры выступает, с одной стороны, как результат процесса становления и развития человеческой сущности, а с другой стороны – как предпосылка и условие осуществления и продолжения своей жизнедеятельности.

Вторым структурным элементом культуры явля­ется культура процесса производства, в котором изго­товление орудий труда приобретает значение особой социальной потребности.

В историческом процессе развития культуры производства выделяют специфические исторические эпохи, которые характеризуются определёнными типа­ми орудий труда и материалов, из которых они изготав­ливаются (палеолит, неолит, бронза и т.д.). По этим орудиям труда и характеру трудовой деятельности ста­ло возможным восстановить облик человека этих эпох и его целостность.

Третьим структурным элементом культуры явля­ется культура общественных отношений. Данный эле­мент культуры является сферой и показателем, характе­ризующим специфику производства и воспроизводст­ва человека. Это система способов, средств и результа­тов становления и развития человека.

Четвертым структурным элементом культуры яв­ляется культура общественного сознания, проявляю­щаяся в духовной жизни общества, в духовном мире знаний, культуре языка, мышления, общественно-психологических установок, в культуре идеологическо­го осмысления человеком своего места в жизни и т.д. Это духовная культура общества.

Пятым структурным элементом культуры являет­ся сфера творчества и свободы. Свобода есть высший уровень сущности человека. А способом ее существо­вания является творчество. Свобода и творчество стали обобщенным показателем и критерием уровня развития культуры.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общест­ва и человека.

Важнейшей функцией культуры можно назвать творческую деятельность человека. Действительное со­держание культуры составляет человек. Культура вы­ступает способом деятельности человека. Этим объяс­няется приоритетное значение этой функции. Данная функция является синтезирующей. В ней находят свое выражение все последующие.

Не менее важной является функция трансляции социального опыта. Это историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение. Кроме культуры общество практически не располагает никакими иными механиз­мами трансляции всего богатейшего опыта, накоплен­ного человечеством. Культура - есть историческая, соци­альная память человечества. Разрыв культурной преем­ственности означает потерю социальной памяти. Такой феномен называется манкуртизм.

Познавательная функция культуры выражается в трансляции социального опыта множества поколения людей, в способности накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможно­сти для его познания и освоения. Результаты познания передаются в виде опыта и житейской мудрости по­средством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. Следовательно, познавательная функция переходит в информативную. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каж­дое последующее опытом предыдущих. Чтобы быть культурным, человеку необходимо пройти, по словам Гете, "через все эпохи мировой культуры".

Обогащение культур происходит благодаря ин­формативной функции.

Наряду с указанными, выделяют регулятивную (нормативную) функцию культуры. Она связана с регу­лированием различных сторон, видов деятельности лю­дей. Средством реализации этой функции культуры яв­ляются нормативные системы морали и права.

Различают нормы-регламентации и нормы-ориентации, или нормы целеполагания. Эти нормы свя­заны с оценочной (аксиологической) функцией. Когда в обществе утрачивается представление о ценностях, то иссякает творческий импульс культуры. Культура, как система ценностей, формирует у человека определен­ные потребности и ориентации. По их уровню и качест­ву люди судят о степени культурности общества и че­ловека.

Наконец, выделяют семиотическую, или знако­вую функцию культуры. Эта функция действует в сфе­ре языка, устной и письменной речи, искусственных языков, а также в специфических языках науки, техни­ки, искусства, религии и т.д.

 

Главные подходы к изучению культуры,








Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 995;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.