Понятие культуры
Культура представляет собой одну из наиболее общих и наиболее важных форм человеческой деятельности. Многогранность человеческой деятельности определяет и многогранность культуры. Подобное обстоятельство определяет наличие множества точек зрения на сущность культуры, ее место и роль в жизнедеятельности общества.
Богатство и многообразие содержания культуры создает методологические трудности при ее определении. Сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а по мнению других, эта цифра приближается к тысяче. К этому следует добавить, что из числа этих определений более двухсот имеют развернутую аргументацию.
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение и первоначально относится к земледельческому труду, обработке почвы.
Исторически термин "культура" восходит к трактату о земледелии, написанному римским государственным деятелем Марком Порцием Катоном (234-149 г.г. до н.э.). Трактат этот посвящен не просто обработке земли, а именно уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще особое душевное отношение к ней. Характерен совет Катона - при приобретении участка необходимо, чтобы он нравился. Слово "культура" уже на первых порах означало не только обработку, но и почитание, даже поклонение. Не случайно "культ" и "культура" - однокоренные слова.
В русской философии, особенно в рамках богословской традиции, сам термин "культура" восходит к "культу", вере, высшему смыслу бытия. Эту позицию настойчиво защищал философ П.А. Флоренский. По его утверждению, культура вся и целиком возникла из культа. Культовые формы включают в себя священные ритуалы и церемонии, богослужебные действия, молитвенную практику и т.д.
Из включенности в эти культовые формы возникло и осмысленное суждение о мире и человеке, обретенном и вечном. Вся система культурных ценностей, согласно такой трактовке, производна от культа, задана религиозным действием и священным текстом. Вера в высший смысл является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре.
Светская трактовка культуры строится на основах рационалистического размышления с опорой на продуктивные находки науки.
Но вернемся к античности. Позднее, в письмах Цицерона (106-43 г.г. до н.э.), встречается выражение: "Но культура духа есть философия". Впервые слово культура применяется как характеристика духовности. Римский оратор и философ говорит о том, что дух, разум надо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. Цицерон положил начало пониманию культуры в значении просвещенности, образованности человека.
Итак, культура - как понятие и как социальный феномен - восходит к античной традиции. Если реконструировать историко-культурный контекст понятия культуры, как он складывался тогда, то четко прослеживаются три составляющие.
Это, во-первых, фиксация и отличие человеческой жизнедеятельности от биологического существования человека. Что первоначально и нашло свое отражение в земледелии и сельском хозяйстве.
Во-вторых, культура - как процесс и результат воспитания и образования.
В-третьих, культура понимается как поклонение, почитание, почет, культ и, прежде всего, религиозный культ.
Триединое понимание культуры в античном обществе носило полисный характер. Полис - это город-государство, ядром которого были свободные граждане этого общества. Вот в таком городе культура была одновременно "воспитанием", "возделыванием" и "культом".
Древние греки, к примеру, полагали культурным человека, сочетающего в себе образованность, гражданственность, деятельность.
Культурный человек Греции - это личность с определившимися ценностными ориентациями.
По мере разрушения полисной системы античного общества разрушались культурные идеалы, формировавшие человека. С уходом античности разрушился и культурный идеал этой эпохи, на смену которому пришло средневековое понимание культуры.
В средние века под культурой понимали одухотворение человека, духовное приобщение к Богу, способность человека воспринимать и осуществлять свою религиозность. Основными доминантами средневековой культуры были: монотеизм, противопоставленный политеизму; аскетизм, противопоставленный культу удовольствий; созерцательность и упование на авторитет: - религиозный и церковный.
И, тем не менее, средневековое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье и свобода человека заключены в духовном родстве, в котором он находится с Богом. В средневековье культура осознается не как воспитание качеств практической личности, а как постоянное духовное (религиозное) совершенствование.
В современном понимании термин "культура" вошел в обиход трудами немецкого просветителя С. Пуффендорфа (1632-1694). В основе его понимания культуры лежит обозначение результатов деятельности общественного человека. Культура впервые противопоставлена природному или естественному состоянию человека. Содержание этого понятия формируется в прямой оппозиции к понятию "натура" (природа). Под культурой стали понимать всю совокупность созданных человеком предметов, преобразованный им мир природы. В этом смысле понятие "культура" используется в настоящее время.
Как видно из сказанного, понимание культуры, ее содержательная сторона исторически развивались. Смысл и назначение культуры определяли доминанту переживаемой эпохи.
Рождение понятия "культура", в современном ее понимании, не случайно совпало во времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе.
Новизна Нового времени в том, что люди в массе своей стали жить не в гармонии с ритмами, циклами или закономерностями природы, а в режиме городской жизни. Новый образ жизни стал основой нового представления человека о самом себе. Жизнь городского жителя во многом носила искусственный, "рукотворный" характер. Это давало ему повод осознать себя в качестве носителя культуры.
Новое время - это время утверждения буржуазного способа производства. Классом, господствующим в сфере материального производства, стала буржуазия. Она явилась собственником и носителем новых культурных ценностей. Кроме того, это была эпоха технического и промышленного переворота, становления машинного производства, великих географических открытий и колониальных захватов. Жизнедеятельность и ее результаты определялись самим человеком. Очевидность определяющей роли человека и послужила основой понимания культуры как самостоятельного явления.
Новое время сформировало тип деятельного, расчетливого человека, для которого его собственной мерой становилось его дело. Обездоленность масс воспринималась как результат отсутствия в человеке необходимых деловых качеств. Естественно, что к таким качествам относились разумность, просвещенность. Культурной доминантой становится знание, роль которого подчеркнул философ Ф. Бэкон в своем афоризме: "Знание - сила".
В эпоху Просвещения история общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию. Разум, образованность, просвещение становятся синонимом культуры.
Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества, пыталось понять культуру как продукт деятельности человеческого разума.
Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке. Наметилось противопоставление природы и культуры, обострились социальные противоречия, которые препятствовали свободному развитию человека.
Попытки преодолеть наметившиеся противоречия предприняла немецкая классическая философия. В ней культура рассматривается как исторический процесс развития духа, в котором противоречие между природой и культурой является необходимым, но переходным моментом на пути их синтеза. Культура - это самоосвобождение духа, благодаря чему и природа становится более совершенной и одухотворенной. Средством освобождения духа Кант называл мораль, а Гегель - философское сознание. Культура понималась как область духовной свободы человека.
В истории философской и культурологической мысли особое место занимают идеи марксизма. К. Маркс связывает понятие "культура" с учением об общественно-экономических формациях. К. Маркс полагает, что развитие подлинной культуры связано с практической деятельностью пролетариата, с политической и культурной революциями, которые он должен осуществить. Вся история есть последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем предшествующие, что определяется способом материального производства. Это развитие является основой единства мировой культуры.
В марксизме культура понимается как сфера практической деятельности человека, а также совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Развитие культуры представляет собой противоречивый процесс взаимодействия "двух культур", каждая из которых выражает интересы и цели антагонистических классов. Культура, пройдя через стадии разрешения противоречий, станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметь общечеловеческий (коммунистический) характер. Условием достижения такого состояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частной собственности и построение бесклассового общества.
В марксизме каждой общественно-экономической формации соответствует свой тип культуры. Из этого следует, что каждый тип культуры, как и культура в целом, является результатом деятельности человека. Причем, деятельность или труд выступают только как производительные силы. Вне трудовой деятельности, как и вне общества, человека просто не существует. Человек является культурным существом в той мере, в какой он участвует в общественном (материальном или духовном) производстве. Человек не только создает культуру, но и сам является ее результатом.
Итак, культура в марксизме есть способ природно и общественно обусловленного деятельного существования человека.
В марксизме культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и образования интеллектуальными средствами, а как практическая, предметно-деятельная проблема создания не только духовных, но и, прежде всего, материальных условии для всестороннего развития человека.
Сложность и неоднозначность культурологических проблем обусловили многообразие культурологических концепций. В этом многообразии можно выделить ряд направлений в западной культурологии:
1. Концепции культуры, существующие в рамках основных направлений западной философии, или философии культуры. К числу таких направлений относятся: неокантианство, экзистенциализм, феноменология, философия жизни.
2. Культурологические концепции: история О. Шпенглера, философия истории А. Тойнби, социологическая концепция П. Сорокина.
3. Культурная антропология, представителями которой являются Ф. Боас, А. Кребер, Леви Строс, А. Гелен и др.
4. Социология культуры. В исследованиях этого направления делаются попытки определить место и роль культуры в современном обществе. Наиболее значительными представителями этого направления являются М. Вебер, Т. Парсон, Р. Мертон и др.
5. Психологические концепции культуры. В основе этого направления лежит учение 3. Фрейда и теоретические построения неофрейдизма. Психологический подход был реализован в работах таких культуропсихологов, как Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Мердок.
Многообразие определений и подходов к изучению культуры означает богатство и разнообразие самой культуры. Ее разнообразие является одной из главных причин ее существования вообще.
Российская культурология имеет сравнительно небольшую, но достаточно насыщенную историю.
Культурологические проблемы занимали заметное место в творчестве П. Чаадаева, сделавшего попытку определить место России в мировой культуре.
В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии цивилизационно-культурной принадлежности России. Одна версия связывала будущее России в русле европейской социокультурной традиции, другая - с развитием самобытно культурной самодостаточности. К. Леонтьев разработал концепцию восточно-христианской культурной традиции. Н. Данилевский наиболее перспективным считал противостоящий западной культуре "славянский тип" цивилизации, полнее всего выраженный в русском народе.
Существует также евразийская концепция цивилизационного развития России, представители которой отрицали как восточный, так и западный характер российской культуры, вместе с тем ее специфику усматривали во взаимном влиянии на нее западных и восточных элементов, полагая, что именно в России сошлись и Запад, и Восток. Евразийцы (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоренский, М. Алексеев, Л. Карсавин) отделяли Россию не только от Запада, но и от славянского мира, настаивая на исключительности ее цивилизации и культуры, обусловленной спецификой "места развития" русского народа. Это своеобразие русского национального самосознания они усматривали в том, что громадные пространства России, расположившиеся в двух частях света, накладывали отпечаток на своеобразие ее культурного мира.
Надо сказать, что Россия, ее духовная культура, ее философия лежат вне двух основных потоков цивилизационно-исторического существования, но, тем не менее, находятся постоянно в том или ином отношении к ним. В теоретическом самосознании Х1Х-ХХ в.в. зафиксированы самые различные взгляды на этот счет[1].
Обозначим их:
- идея исключительности России в мировой истории и культуре;
- идея России как Востока;
- идея России как Запада;
- идея России как особой славянской цивилизации;
- идея России как Евразии, отличной от Востока
и Запада;
- идея русской специфики, выражающейся в сочетании восточных и западных характеристик;
- идея русской самобытности в рамках христианского мира;
- идея византизма России;
- идея универсализма русского духа;
- идея России как "третьей силы" и в этом качестве как синтеза Востока и Запада;
- идея России как необходимого элемента мирового синтеза.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1430;