Формирование социальной иерархии у животных
Агрессия — весьма распространенная в животном мире программа поведения: она, как правило, имеется у птиц и млекопитающих, обычна у рыб, земноводных и пресмыкающихся, встречается у многих беспозвоночных. Поэтому столь же широко распространено важнейшее следствие этой программы: иерархическая организация группы животных.
Стычки, вызванные агрессивностью, приводят к выделению в группе доминантной (самой агрессивной) особи, которая подавляет других, навязывая конфликты и угнетая их психику. Окружающим приходится подавлять свою агрессивность по отношению к доминанту. Но агрессивность требует разрядки — и они находят ее, подчиняя себе более слабых, те — еще более слабых, и так далее. Образуется четкая, жесткая и весьма эффективная организация группы, в которой каждый знает свое место и роль.
Приспособительное значение социально-иерархической структуры заключается в том, что она позволяет резко уменьшить количество конфликтов в группе, борьбу каждого с каждым. Кроме того, при наличии такой структуры гораздо легче организовать сложные совместные действия. От того, насколько группа нуждается в них, зависит сложность ее иерархической организации.
Например, гориллы живут в достаточно безопасной среде (лес), питаются простой растительной пищей, обладают большой физической силой и хорошим вооружением — могучими клыками. Естественных врагов они практически не имеют. В результате у них сформировалась довольно простая и немногочисленная группа. Во главе стоит самый старший самец, более молодые самцы образуют простую лестницу соподчинения. Дружественных союзов, позволяющих дать коллективный отпор доминанту, между ними не возникает, и потому устойчивость иерархии в группе поддерживается легко. До драк дело не доходит — доминанту достаточно продемонстрировать угрозу мимикой и жестами.
У обезьян открытых пространств — павианов, бабуинов, гамадрилов, — условия жизни гораздо сложнее. Саванна почти не предоставляет естественных укрытий от хищников, каждая из этих обезьян слабее леопарда, льва или гиеновой собаки, и бегает медленнее их. Низкая плодовитость не позволяет обезьянам не обращать внимания на потери от нападений хищников. В результате у них формируется большое, сложно организованное и хорошо управляемое стадо. Оно насчитывает несколько десятков обезьян, занимает определенную территорию и требует определенного расположения членов стада, как на отдыхе, так и в походе. Влияние места обитания на социальную структуру хорошо прослеживается у шимпанзе: их популяции, населяющие границу саванны, в отличие от лесных сородичей, образуют сплоченные и многочисленные сообщества, реже разбиваются на мелкие группки в поисках добычи[76].
У павианов имеется важное усложнение в социальной организации стада: они умеют образовывать союзы между особями. Несколько самцов низкого ранга могут объединиться с целью свержения павиана, занимающего более высокую ступень иерархии. Эти союзы непрочны, недолговременны, особенно когда дело доходит непосредственно до драки, но иногда все же достигают своей цели. Из тех же соображений стадо возглавляет не один доминант, как у горилл, а группа старых самцов. Отношения между ними далеки от дружеских, но они нужны друг другу для отпора возможной агрессии со стороны субдоминантов, особенно когда те объединяются в союз.
Вожаков павианьего стада заботят, прежде всего, сохранение и приращение территории стада, удержание самок от посягательств других самцов и власть, выражением которой служат позы покорности окружающих и их готовность по первому требованию отдать любой вкусный или интересный предмет. Однако в функции старых самцов входит еще и обучение детенышей, которым они занимаются с явным удовольствием: показывают, как рыться в земле, раздирать гнилые пни, переворачивать камни, раскалывать орехи, докапываться до воды, и так далее. Молодежь отвечает учителям восторженным интересом. Этологи выяснили, что у детенышей павианов имеется врожденная программа, заставляющая учиться у стариков. В экспериментах старого павиана стригли, так что он начинал выглядеть молодо (у павианов длина гривы увеличивается с возрастом) — и обучаемые тут же начинали учиться хуже. Зато если сравнительно молодому павиану приклеивали косматый парик, успехи его учеников сразу заметно улучшались.
У макак стадо многочисленней, но организовано проще, чем у павианов. Их доминанты не нуждаются в союзе, потому что у макак есть одна врожденная программа поведения, характерная для стайных животных (в том числе, для собак). Стоит доминанту начать наказывать одного из своих подчиненных, как окружающие принимаются с энтузиазмом помогать ему: кричат, кидаются в наказуемого, стараются ткнуть его чем-нибудь. Таким образом «подонки», занимающие место в самом низу социальной пирамиды дают выход своей накопленной агрессивности, которую до того не на кого было излить.
Несмотря на сложную иерархическую структуру павианьего стада, согласованные коллективные действия начинаются лишь в особых случаях: при нападении хищника и преследовании его, если он унес одного из членов стада, а также при защите территории от другого стада. В остальном обезьяны коллективизма не проявляют; заболевший или раненый павиан практически обречен отстать от стада и в одиночку погибнуть.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1388;