Мораль в мире животных

Этологи открыли у животных, как высших, так и низших, большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных им в общении с сородичами. Конрад Лоренц охарактеризовал эту систему как «мораль в мире животных». К наиболее распространенным запретам относятся:

1. «Не убивай своих». «Свои» — особи своего вида, либо члены «сво­ей» группы.

2. «При нападении на своих соблюдай ритуал». Ритуал запрещает нападать сзади, без предупреждения и без попытки мирного разрешения конфликта. У хорошо вооруженных животных запрещается применять смертоносное орудие или прием. Самцы ядовитых змей конфликтуют, но никогда не кусают друг друга. Лев, прыгая на антилопу сбоку, одним ударом лапы ломает позвоночник, а когтями может пропороть огромную рану на боку. Однако львы, дерущиеся между собой, этот прием никогда не применяют, ограничиваясь ударами когтями по ушам, — чувствительно, но не смертельно. Кот в схватке с собакой старается выцарапать ей глаза — часто успешно. Однако среди бродячих котов-драчунов почти нет одноглазых, зато уши изодраны в клочья.

3. «Не бей того, кто принял позу покорности». Волк, лев, олень, чувствующие, что проигрывают в схватке с сородичем, вдруг прыжком отскакивают и принимают позу, наиболее удобную для нанесения соперником последнего, смертельного удара. Однако тот оказывается не в состоянии нанести этот удар — врожденный запрет не дает убивать сдавшегося. Предки человека никогда не были хищниками, поэтому у него нет такого абсолютного запрета, однако этот прием часто срабатывает. Вспомните евангельский совет: «ударят по одной щеке — подставь другую». Второго удара, вероятнее всего, не последует.

4. «Победа с тем, кто прав». Животное, защищающее свой дом, своих детенышей, обычно побеждает даже более сильного. Агрессивность нападающего ослаблена врожденным запретом посягательства на чужую собственность. При ссоре, например, двух птиц на границе их участков поочередно проигрывает тот, кто оказывается на чужой территории.

5. «Не нападай на детенышей». Этот запрет часто распространяется и на животных других видов, благо детеныши, как правило, имеют универсальные отличительные признаки: пухлые щеки, круглые глаза, короткий нос. Конструкторы игрушек специально придают эти черты игрушкам, изображающим животных, — детям нравится играть не с лисой, зайцем или слоном, а с лисенком, зайчонком, слоненком.

Приспособительное значение перечисленных норм поведения очевидно. Очевидно и сходство этих норм с нормами общечеловеческой морали. Можно предполагать, что в некоторых случаях это чисто внешнее сходство между инстинктами животных и разумным поведением человека. Но количество сходных правил общежития и их важность для благополучия популяции настолько велики, что трудно отрицать наличие генетической связи между моралью, этикой человека и врожденными запретами, ограничивавшими действия наших предков, в том числе весьма отдаленных.








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1589;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.