Политическое и правовое учение Аврелия Августина.
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ» (354–430 гг.). Признание христианства государственной религией не исключало трений между императорской властью и церковью. С одной стороны император смотрел на священников как и на своих чинов т.е. они обязаны исполнять императорские веления, а также император опирался на авторитет решения религиозных вопросов. С другой стороны духовенство не желало быть послушным исполнителем императорских велений. Церковь притязала на полную независимость в религиозных делах и на участие в управлении государством.
Притязания церкви на участие в государственном управлении называются теократическими теориями. Знаменитой вехой в развитии политической правовой идеологии церкви был ученый северо -африканский епископ Августин Аврелий, прозванный «блаженным», а католической церковью святым и учителем церкви. В произведении «О граде божьем» Августин Аврелий писал что на земле существует 2 государства: божий град (церковь) и град земной (государство). В церкви – право и общественная польза, истины, справедливый мир и покой, а государство – временное создание человека, созданное насилием и держащееся принуждением. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной порядок, причем существует 2 земных государства: одно основано на насилии, а другое на заботе о подданных. В конечном счете оправдание государства в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к небесному миру.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. “Кто сотворил тех и других? – Господь! Богатого – чтобы помочь бедному, бедного – чтобы испытать богатого”. В произведениях Августина христианское вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам власть имущих. “Сколько богатые обязаны Христу, который возмещает им убыток: если был у них неверный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего господина”.
Августин Аврелий первый, кто предложил приобщать к христианству насильственным, вооруженным путем искоренять ереси. Источник зла - свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. Оправдание государства и в поддержании социального порядка. Августин Аврелий выдвинул новый подход к рабству. Источник рабства грех, но исторически рабство отделяет людей – плен, причем плен имеет оправдание, поскольку согласно его учения, войны не противоречат божьим заповедям. Божественное установлением является и частная собственность, социальное неравенство, деление на бедных и богатых. Характеризуя христианское государство, он писал: “Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог”.
Практически преобразованное государство является рабовладельческим христианским государством, основ на участии духовенства в государственных делах, насилием подавляющее инакомыслие. Теории и идеи Августина Аврелия осуществились в Восточной Римской Империи.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1104;