Политическое и правовое учение Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается родоначальником политической науки, сформировал ее предмет и метод.

Его труды: «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика».

Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством. Для этого необходимо наличие добродетели: мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они являются приобретенным состоянием души человека и их наличие отличает человека от животного.

Политика государства обусловлена природой человека как политического существа. Она выражается в потребности жить сообща и наличии представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Политика есть сфера интеграции граждан в сообщество, в цивилизованную форму общности. Ее цель – благо всего народа и государства. Политик должен учитывать природу человека и не ставить своей задачей воспитание нравственности граждан. Достаточно, чтобы они обладали качествами граждан (умение повиноваться властям и законам).

Аристотель рассматривает государство как совершенную форму жизни людей.

Политическое устройство – это порядок, который лежит в основании распределения государственных властей. Оно включает:

- три ветви власти (законодательная, судебная, административная);

- власть закона.

Закон есть бесстрастный разум. Основание, по которому властвующие должны властвовать и защищать форму государственного быта, – закон.

Главный элемент государства – граждане. К ним относятся те, кто участвует в управлении, несет военную службу и служит богам, исключение – рабы.

Государство есть продукт естественного развития. Изначально существовала семья, в которой были отношения троякого рода: господские (власть домоправителя), супружеские и родительские. Семьи организуются в селения, а те объединяются в государства.

Таким образом, Аристотель является основателем патриархальной теории возникновения государства.

Формы правления:

правильные (монархия, аристократия, полития (самая лучшая));

неправильные (тирания, олигархия, демократия).

Правление одного: монархия, тирания;

правление немногих: аристократия, олигархия;

правление большинства: полития, демокартия.

Условия существования идеального государства:

ограниченная территория;

численность населения.

По мнению Аристотеля, в нем должна быть аристократическая форма правления, при которой гражданами являются только правители и воины. Земли в таком государстве нужно делить на общие и частные.

Сочетание всех этих условий неосуществимо.

Возможна лучшая форма государственного устройства. Она должна быть смешанной (добродетели лучших форм) и умеренной (чтобы можно было преодолеть недостатки олигархии и демократии). Это полития.

Признаки политии:

собственность средних размеров;

преобладание среднего класса со средним достатком;

социальной опорой власти являются землевладельцы;

политическая власть – в руках воинов;

принцип политической справедливости.

Существует справедливость уравнивающая (имущественные отношения) и распределяющая (социальный статус человека). В основе уравнивающей справедливости лежит арифметическое равенство. Распределяющая справедливость основывается на принципе геометрического равенства пропорционально вкладу того или иного члена общества, предполагает назначение на должности и поощрения в соответствии с заслугами человека.

В жизни одна форма правления переходит в другую.

В «Никомаховой этике» Аристотель утверждает, что право возникает в процессе политического общения людей и есть отношение одного человека к другому.

Право служит критерием справедливости и выступает регулирующей нормой политического поведения. Хорошее законодательство и действующее вместе с ним законодательство воспитывает человеческие добродетели (чувство справедливости).

Закон есть право.

Существует именно политическое право. Оно делится на естественное и волеустановленное (условное).

Естественное – это то, которое везде имеет одинаковое значение, не зависит от признания или непризнания его. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению.

Волеустановленное – это равная мера, регулирующая отношения между людьми, это писаное право и обычаи. Обосновывается принцип законности – власть божества и разума.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 740;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.