Политическое и правовое учение Платона.

Платон (427-347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений. Он считается основателем объективного идеализма.

Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства.

Его работы: «Государство», «Законы», «Политик».

В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными, это лишь отражение идей.

Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности.

Законы – это принципы жизни общества, требования общества к человеку. Государство – воплощение блага и справедливости.

Благо – это то, что сохраняет.

Все то, что ведет к переменам – зло.

Таким образом, благо состоит в стремлении человека к справедливости, которая устанавливается для всего общества и для каждого человека.

Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев.

Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду, люди собираются вместе, чтобы жить сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство.

Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами. «Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.

Минимальное количество людей для государства – 3-5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы:

производители (ремесленники, торговцы);

стражи (воины – защита порядка);

мудрецы-философы (они играют особую роль в государстве, имеют широкие полномочия).

Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело. В идеальном государстве должны реализовываться:

Мудрость – высшее знание, способность дать ответ на любой вопрос о государстве и праве. Ей могут обладать правители.

Мужество – правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет.

Рассудительность – это согласование лучших качеств людей и обуздание худших.

Справедливость.

Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:

по количеству властвующих:

- единовластное правление;

- олигархия;

- народовластие;

по содержанию деятельности государственных институтов:

- тимократия (власть военных);

- олигархия;

- демократия;

- тирания.

Наилучшим Платон считает аристократическое общество как правление достойных. При этом единственным ориентиром политики должны быть законы. Общество не должно нарушать позитивный закон и сложившиеся обычаи.

В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель – добродетели (установление благ божественных и человеческих).

Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель – воспитание разумных качеств людей.

Цель законов – установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей.

Самыми тяжкими преступлениями по Платону являются святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д.

Преступления он делит на: злостные; совершенные в ярости и неумышленные.

Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Нужно строго регламентировать торговлю, установить поощрения только для мелкой торговли.

Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел:

суд посредников;

суд соседей;

профессиональные судьи.

Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.

Он предлагает создать «ночной дозор» (стражу).

Основные идеи:

порядок осуществления власти устанавливается законом;

гражданин может иметь семью, дом в собственности и земельный надел, который принадлежит государству и передается по наследству;

нет классов, но вводится четыре сословия, которые определяются по имущественному цензу;

гражданами могут быть только свободные;

частная собственность должна быть уравненной, исключается роскошь;

форма нового государства есть смешение принципов монархии и демократии (во главе 37 избранных правителей).

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 794;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.