Политическое и правовое учение М. Т. Цицерона.

 

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, политический деятель и мыслитель. Свои политико-правовые воззрения Цицерон изложил в диалогах «О государстве» и «О законах», а также многочисленных политических и судебных речах.

Цицерон являлся представителем аристократической идеологии, поддерживал естественную теорию происхождения государства. Он заложил основу юридическим традициям.

Государство есть общий правопорядок.

Народ – это соединение многих людей, связанных между собой согласием в области права и общностью интересов. Цицерон формирует образ идеального гражданина, который должен следовать таким добродетелям как познание истины, справедливость, благопристойность и величие духа.

Поддерживал идеи Аристотеля в сфере происхождения государства и считал, что у людей существует врожденная потребность жить вместе, есть необходимость защиты частной собственности.

Достижение согласия людей по вопросам права зависит от формы государства:

а) правильные (царская власть, власть лучших, демократия);

б) неправильные (тирания, олигархия, охлократия).

Идеальной является смешанная форма правления (Римская Республика). Она может стать вечной в случае:

- разделения и взаимного уравновешивания властей;

- деятельности мудрого правителя;

- наличия идеального гражданина как субъекта государства и права;

- наличия справедливых законов.

Политик должен быть умным, образованным, знать науку о государстве и праве, стремиться служить общему благу, защищать справедливость, быть решительным, доблестным и красноречивым.

Развивает учение стоиков о естественном праве – выражении разума и справедливости. По юридической силе и времени возникновения выделяет естественный закон (установлен природой и не зависит от мнения людей) и писаный закон (решение человека).

Право делит на:

- частное;

- публичное;

- право народов.

Писаное право должно соответствовать требованиям естественного закона. К писаным законам относятся собственно законы, обычаи и традиции, а также приговоры судей.

Утверждается равенство всех перед законом, под его действие должны подпадать все.

Изначально монополия на решение вопросов в Древнем Риме принадлежала жрецам – понтификам, которые составляли сборники юридических формул, не доступных никому. Право считалось отражением божественного промысла.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 878;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.