Учение римских юристов о праве.
Римский юрист был юристом-практиком. И выполнял 2 функции:
Составление юридических документов.
Для того чтобы иск был рассмотрен в суде, его необходимо было привести в соответствующую юридическую формулу. Этим занимались жрецы- понтифики. Формулы держались в строгом секрете, т.к. они б источником их высокого положения. В 3 в до н. э. один из понтификов Гней Флавий выкрал их и опубликовал. После освобождения юристов от влияния жрецов, проявилась их творческая роль.
Дача юридических советов и разъяснений в том числе самим судам.
С середины 2 века до н. э. начинается эпоха responsa – квалифицированный ответ римского юриста на запрос суда. Интерпретация в то время имела нормотворческое значение, являлась самостоятельным источником права. Благодаря response юрист в Риме сравнивался с творцом правовых норм.
На закате республики, когда в ряды респодентов влились смутные личности, Август предоставил право обязательных для суда консультаций только отдельным, наиболее авторитетным, юристам. Только их объяснения с их подписью и печатью имели законную силу и могли представляться в суде. Со времен Деоклетиана юристы перестали давать такие ответы.
“Закон о цитировании юристов” : мнения первой пятерки (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) устраняли мнения других юристов. Если же имелись противоречия между ними, то преимущество имел Папиниан.
Работы римских юристов представляли собой сборники казусов, толкование законов, комментарии к судебным делам. Однако основная сила правоведа заключалась в разборе отдельного конкретного случая. Издавали учебники, чтобы дать начинающим юристам доступные представления о правовых институтах.
Существовала традиция – в юристы шли лучшие люди, наиболее образованные и талантливые. Обучение на юриста включало в себя риторику, философию, начала социальной психологии, приемы толкования и применения норм прецедента, стилистика и т.д. Юристы выходили из нобилитета и всадничества.
Наиболее удачным было учение о дисциплине, что соответствовало римским порядкам. Римские юристы-стоики не могли пройти мимо института рабства. Они утверждали, что рабство противно природе, так как все люди равны между собой.
3 вида права, действующего в Риме:
Естественное право
Право народов
Право цивильное
Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего и определяющих поведение людей и животных. И как идущее от природы оно вечно и неизменно.
Право народов – совокупность правил, которые соблюдаются у всех народов одинаково. Оно искусственно по происхождению, но равно соответствует народам по интересам.
Универсальное право- право одного народа или положительное право.
Римская юриспруденция – это целое мировоззрение. Существовало много школ.
Основные:
1.Сабинианская ( основатель – Капитон)
2.Прокулианская ( основатель – Лабион).
Различие – в методе исследования правового материала. Сабинианцы больше значения предавали внешней стороне правовых институтов. Прокулианцы – внутреннему основанию, целям. Сабинианцы за “букву” положительного права. Прокулианцы допускали больше свободного толкования норм, т.е. следовали духу закона.
Римские юристы дали определение праву. Ульпиан делил право на публичное и частное. Ульпиан определил, что публичное право –это право, которое относиться к положению всего римского государства. Частное же служит пользе отдельных лиц. «Право есть наука о добром и справедливом». Выделили такую категорию как “норма права”, разделили право процессуальное и материальное.
Существовала теория фикции или презумпций. Данная теория служила при необходимости корректировки права, то есть когда какой-либо фундаментальный институт входил в противоречие с доброй совестью справедливостью. Данная теория действует до сих пор.
Вообще обращение римского права к справедливости и совести привело, что при коллизии права и справедливости, нужно отдавать предпочтение последней. Теория правовой презумпции распространялась на все отрасли права. В Гражданском Праве – двусмысленность договора должна толковаться в пользу должника.
В УП, УПП – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел. Каждый считается честным, пока не доказано обратное.
Сентенция Павла – закон УП следует толковать ограничительно. Без вины – нет ответственности!
После 3 века до н.э. начинается упадок классической римской юриспруденции. Основным источником деятельности становиться законодательная деятельность императора. Это время было значительно беднее на юридические сомнения. Юридическая профессия теряет престижность, юридическая терминология теряет точность.
Возникновение светской юрисдикции связывают с именем Гнея Флавия, который выкрал сборник юридических формул у своего хозяина.
Основными вопросами науки о праве стали:
соотношение нормального и отклоняющегося поведения;
взаимодействие частного и публичного права;
систематизация и кодификация права.
Значительный вклад в развитие юриспруденции внесли Манилий, Марк Юний Брут, Сульпиций – все они происходили из сенаторов и консультировали по юридическим вопросам.
Формы участия юристов в разрешении споров:
respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц;
cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок;
agere – сообщение формул для ведения дел в суде.
В классический период императоры с целью ослабления власти сенаторов даруют юристам право толковать правовые нормы. Эти толкования приравнивались к законам. Такими толкователями были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.), Модестин (II–III вв.).
Право в этот период отражало нужды реальной жизни. Происходит становление юридического правопонимания, выводятся стандарты социального поведения.
Влияние оказала философия стоиков – источником права считается божественный разум, который создал природу и все сущее на земле в соответствии со справедливостью (право есть мера справедливости).
Павел: право – это то, что всегда является справедливым.
Ульпиан: право – это искусство справедливости.
Правосудие есть наука о справедливом и нет.
Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права: жить честно; не чинить вреда другому; каждому давать то, что ему принадлежит.
Право делится на частное (польза отдельных лиц) и публичное.
Ульпиан предлагает делить частное право на:
а) естественное (предписание природы для людей и животных). Все рождаются свободными; естественное право регулирует отношения семьи и воспитание детей.
б) право народов (в отношении покоренных народов и соседних государств);
в) цивильное (регулирует имущественные отношения свободных римлян).
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 2801;