Как выжили мутанты (в том числе и мы)?
Из самых современных сведений биологической науки следует, что кроме приматов лишь два вида млекопитающих подверглись подобной мутации и выжили в процессе эволюции. Сколько других, таким же образом мутировавших видов вымерло, мы, вероятно, уже никогда не узнаем. Морская свинка (Cavia parcellus) выжила в теплых буйных лесах Новой Гвинеи, где растительность, богатая витамином С, всегда была и остается доступной. Вторым млекопитающим является летучая мышь из Индии (Pteropus medicus), которая питается фруктами. Среди других позвоночных, имеющих этот исключительный дефектный ген, распознаны немногочисленные виды птиц, например, разряд воробьиных - Passeriformes.
Из-за этого поврежденного гена и неактивного энзима, необходимого для производства витамина С в печени, человек, другие приматы, морская свинка и летучая мышь неизбежно погибли бы, если лишить их внешних источников аскорбиновой кислоты. Морская свинка без витамина С в ее диете умирает в течение двух недель. Того, что ел наш мутированный предок, должно было хватать, чтобы выжить до момента размножения и воспитания молодого поколения. Лишь исполнение этого условия привело к тому, что вид, давший начало Homo sapiens, сохранился.
Генеалогическое дерево сегодняшних приматов отсылает нас в каменный век. Последние два миллиона лет – это период интенсивного развития человеческих видов. Их изменения были связаны с изменением образа жизни, и тем самым – с изменением диеты. От пищи, состоящей из растений (обезьяны, живущие на деревьях), очередные виды в процессе эволюции переходили к диете все более богатой мясом, с постепенным уменьшением потребления растений. Свежее мясо, в особенности сырое – это также источник витамина С. В ливере, особенно в печени его даже больше, чем во многих растениях.
«(…) Причиной отхода Homo sapiens от употребления в пищу мяса других человекоподобных (за исключением ритуальных мотивов) уж точно были не гуманистические взгляды, а лишь «диетический опыт». Мясо человека, биологического вида, который не производит в своей печени витамина С (так же, как и мясо обезьян), не предохраняло от цинги охотничьих племен, практикующих каннибализм. В особенности употребление в пищу человеческой печени не давало тех питательных веществ, какие давала печень других млекопитающих. Люди, питающиеся в основном мясом, всегда обеспечивали свой организм необходимым для синтеза коллагена количеством витамина С, путем употребления в пищу печени млекопитающих, у которых именно в этом органе производится аскорбиновая кислота. В каннибальских культурах рано или поздно обнаруживали, что поедание людей вредит здоровью.
Племена и группы, которые не сделали этого наблюдения, постепенно вымерли от цинги.
(источник: W. Carter – Biology and humanism 1978).
Можно предполагать, что эволюция нервной системы и быстрое развитие мозга, уменьшило риск, связанный с недостатком вещества, необходимого организму. Спорным остается вопрос, что сыграло главную роль: инстинкт или формирующийся разум человекоподобных? Виды, первоначально питающиеся растениями, эволюционировали в охотников, ищущих сырое мясо и рыбу, а позже в животноводов. Такие изменения в питании дали возможность этим видам широко распространиться, рассеяться и выжить в климате уже не тропическом. Здесь мы можем сравнить ситуацию распространяющихся видов Homo sapiens с ситуацией их менее эластичных родственников – обезьян, у которых разум не развивался, и которые по сей день остаются жить на деревьях тропических лесов, находясь постоянно рядом с натуральными источниками витамина С.
Как показывают раскопки, за эту своеобразную независимость и захват новых территорий, подвижные, мигрирующие виды платили высокую цену, выставленную им мутацией, случившейся миллионы лет назад: периодические скачки смертности, сокращение средней продолжительности жизни, цивилизационные болезни и т. п.
Борьба за выживание, основанная на развитии разума, принесла нам победу, но, как известно, хотя бы из исследований древнейших захоронений – это была условная победа. Хронический недостаток витамина С преследовал наших странствующих предков очень часто. Множество аномалий, обнаруженных в окаменелых конечностях древних популяций, легко объясняются недоборами аскорбиновой кислоты. Идентичные выводы позволяют также сделать анализы состава и способа приготовления пищи первобытными племенами, которые сохранились до нашего времени – австралийскими аборигенами, коренными племенами Африки, индейцами обеих Америк, эскимосами, чукчами, эвенками. Они выработали диеты, дающие возможность выжить в экстремально тяжелых условиях, если оценивать эти условия лишь, с точки зрения возможности получения необходимого для организма витамина С.
Развитие сельского хозяйства в целом явилось цивилизационным прогрессом. Однако до тех пор, пока оно опиралось в основном на выращивание зерновых, дающих много калорий, но ничтожно малое количество витамина С – это был биологический регресс вида. Никогда за свою долгую историю человек не жил так статистически мало, не болел так много и так интенсивно не стремился к быстрейшему размножению в опасении смерти, чем в начале аграрной эпохи. Человечество, которое основало свою диету на зерновых, катастрофически вымирало от цинги.
Человеческие останки, датированные 1000 – 500 годами до нашей эры, обнаруживаемые с некоторого времени во льду на археологических стоянках в предгорьях Алтая, сохранились в превосходном состоянии. И каждый раз они показывают симптомы далеко зашедшей цинги, которой эти люди болели при жизни. Многие исследователи соглашаются с тезисом, что в прошлом от цинги умирало больше людей, чем от всех остальных болезней вместе взятых, включая эпидемии.
Почти всегда в истории кочевые племена, питающиеся мясом, добытым при помощи охоты, и собранными растениями, побеждали народы, стоящие выше их на эволюционной лестнице, но живущие оседло, и питающиеся зерновыми. Ошибочно считают, что решающими здесь были общественные факторы, военное искусство, закалка и т. п. Решающим всегда был биологический фактор. История знает много таких примеров: Homo sapiens – и вытесненный им соперник – неандерталец. Народы, прибывшие в Европу, - против Древнего Рима. Монголы - против Китайской Империи и т.д.…
Можно сказать, что именно уровень насыщения аскорбиновой кислотой организмов воинов, являющийся результатом их диеты, оказывал решающее влияние на то, кто победит в битве народов на протяжении всей истории человечества. И совсем не случайным является тот факт, что все вооруженные наступления кочевых народов начинались весной, когда жители цивилизованных стран были ослаблены ежегодными приступами терзающей их цинги. Внимательное прослеживание результатов десятков длительных военных компаний прошлых веков, позволяет сделать вывод, что это витамин С решал их судьбу, а вовсе не стратегия, не оружие и не воинская доблесть.
(источник: T.Alves – “Migrações”. 1979)
Народы, осевшие на сельскохозяйственной ниве, попавшие в ловушку зерновой монокультуры, часто биологически деградировали, в отличие от такого же монокультурного, но картофельного хозяйства (Боливия, Перу, Ирландия 19-го века), где картофель был практически единственным, но превосходным источником витамина С.
(источник: S. Molnar – “Szerepe a burgonya”. 1999).
В ранних обществах, основанных на сельском хозяйстве, овощи и фрукты были доступны в сыром виде лишь сезонно. Сохраняемые потом в сухом или консервированном виде, они теряли значительное количество витамина С, а вместе с ним и защиту от цинги. Зима была периодом намного более легким с точки зрения выживания для народов и культур, основанных на животноводстве, чем на сельском хозяйстве. Аскорбиновая кислота находилась у них в постоянном меню – в коровьем молоке и мясе, хоть и в малых количествах – максимально 1,5мг/100гр, но и это значительно больше, чем в зерновых. В крови и в ливере животных уже в заметном количестве, а в печени, надпочечниках и в мозге – в значительном.
Оседлые народы веками инстинктивно искали спасения в квашении, где впрочем недостаток витамина С значителен. В наиболее популярном из квашеных овощей в нашей части света – капусте, витамина С в четыре раза меньше, чем в свежей. В квашеных огурцах и подобных овощах, витамин С выступает в следовых количествах. В луке, заготовленном на зиму, его тоже не слишком много.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 775;