Типы общин на Древнем Востоке
Существование общин является главной особенностью социального устройства на Древнем Востоке. Многие государства Древнего Востока состояли из большого количества сельских общин, имевших свою организацию. Древневосточные общины имели родовой характер, хотя и отличались от них. Община постепенно утрачивала родовой характер и становилась организацией соседей, которых связывали общая территория, права и обязанности, как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству. Община состояла из отдельных хозяйств, больших семей или семейных общин.
Рис. 12. Абидос – хранилище бога Осириса. Древний Египет
В общине, которая объединялась по территориальному признаку, сохраняются родственные узы, но все же на первый план выходят экономические обязательства.
Для родовой общины характерны такие признаки как: преобладание коллективного труда, разделение труда по половому и возрастному признаку. Также равное распределение продуктов, общая собственность на получаемый доход, совместное решение важных вопросов, отсутствие любого неравенства, кроме статусного, преобладание шаманизма, колдовства и магии.
Территориальная община состояла из нескольких общин низшего порядка, которые принято называть «домашними общинами» или «домами». Они в свою очередь состояли из нескольких десятков людей, во главе которых стоял отец-патриарх, которому подчинялись все члены «дома». Власть отца в семье была неограниченной и основывалась на родовом праве. В Греции такую власть называли деспотической.
Внутри самих общин существовало имущественное неравенство, выделились богатые и бедные. Богатые общинники использовали рабовладельческий труд. Но община все так же сохраняла коллективные формы жизни и производства, это в свою очередь тормозило развитие отношений частного и собственного характера. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется экономическими особенностями древнего Востока, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Какое-либо поселение не могло самостоятельно справиться с разливами рек. Нужно было объединить усилия общин, которыми руководила государственная администрация, для создания водохранилищ, систем каналов, плотин и дамб. Руководителями таких мероприятий стали храмы, культовые вожди-жрецы. Этот процесс можно проследить на материале древнего Междуречья в V–IV тыс. до н.э. Только жречество, которое было проводником между богами и людьми, должно было обеспечить благополучие общины. Организацию крупных общественных работ отдавали наиболее мудрым и почитаемым, то есть жрецам. В подтверждение этой версии могут послужить фигура вождя-жреца на фресках Шумера и Египта, который исполняет земледельческий обряд, а также величие и роскошность месопотамских храмов и верховных жрецов, даже на самых ранних этапах развития цивилизации.
Рис. 13. Образец древнеегипетского папируса. Британский музей. Лондон (XI век до н.э.). Фрагмент росписи с изображением последнего пути покойного в Абидос. Суд Осириса (Долина Знати. Гробница Кики)
Храм становится сосредоточением культовой и экономической жизни социума. В храмах скапливались запасы всего общества. Они хранились на тот период, если наступит голод или стихийное бедствие. Около храма скапливалось большое количество ремесленников, которые прислуживали общине в период отделения ремесла от земледелия. Первые хозяйства, которые являлись храмовой собственностью и частью хозяйства общины, не имело никакой самостоятельности и независимости. Община выделяла часть земли для поддержания культа служителей храмов. Община была обязана возделывать «поле бога» и нести некоторые повинности в пользу храма. Прежде всего, к таким повинностям относятся строительные работы. Но строительство и расширение ирригационных систем привело к срочному сплочению сельских общин в рамках определенных территорий, которые включали либо приток крупной реки, либо магистральный канал. Такие области называются номами. Впоследствии этого начинает расти роль военного объединения, что приводит к образованию профессиональных дружин и росту вождей-военачальников. Археологические обследования древневосточных поселений представляют доказательства, что в этот период выражено перемещение жителей из мелких поселков отдельных общин к центру номов, где расположились главные храмы с их богатыми запасами зерна и мастерскими.
Плотное заселение возле храмов обносят стенами, которые укрепляют эти территории. Такие меры приводят к появлению первых городов. В начале III тысячелетия до н.э. храмовые хозяйства представляют собой сложную систему, что приводит к учету их хозяйственной деятельности. В результате этого постепенно зарождается письменность. Первые документы дают представление о возрастании экономического могущества и политического влияния храмового персонала, в первую очередь главных должностных лиц. Большую часть земли община выделяла жрецам, которые состояли в высшей категории. Но большая доля доставалась жрецу, который носил звание эн. Эн являлся верховным жрецом в общине. В такой общине главным божеством считалась богиня. Жрец выводил общину за пределы внутреннего мира. Он был главой ее совета, также эн принимал участие в обряде «священного брака» с богиней. Жрица-эн существовала в общинах, у которых верховным божеством являлся бог.
Земля, которую выделяли эну, постепенно становилась собственностью храма. Собранный урожай хранили в запасном фонде общины. Его главное назначение было для обмена, для жертвы богам, для содержания персонала храма (ремесленников, земледельцев, рыбаков, воинов). Вероятнее всего, такую землю обрабатывала часть общины в качестве трудовой повинности, затем ее будут обрабатывать рабочие, которые служили при храме.
Так происходило постепенное отделение храмового хозяйства от общины. Постепенно шло формирование нового типа общины, которая называлась номовой общиной. Она и завершает иерархическую структуру общин: домашняя община, затем территориальная (сельская или городская) община, и ,наконец, номовая община. Необходимость в объединении и сосредоточении сил общины способствовали возвышению роли государственной власти в древневосточных странах, образуется неограниченная монархия, которую часто называют «древневосточной деспотией». Ее особенность состоит в подавлении сопротивления рабов и свободных мелких производителей, в пользу господствующего класса. Древневосточное государство выступало в роли верховного организатора системы искусственного орошения, которая была важна для нормальной хозяйственной жизни в стране. Появляется многочисленная администрация, путем постоянного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны.
Рис. 14. Египетские иероглифы
Если правитель и его государственный аппарат выступали в качестве организатора системы ирригационного орошения, а в последующем и всего земледелия, то государство определяло орошенную землю в качестве собственной. Но такое понятие как полная собственность навряд ли подходит к государственной или царской древневосточной земле. Скорее это было право на распоряжение и контроль землей, получение за нее определенного налога. В основном большая часть пригодной к использованию земли находилась во владении многочисленных общин. Часть земли отдавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим свои частные хозяйства. За использование земли люди платили налоги и выполняли некоторые повинностей, затем они могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи. Так, например, было в древнем Китае. Ван (правитель) являлся верховным собственником Поднебесной в том же смысле слова, в каком все люди в Поднебесной были его слугами. Но при этом «ван считает своим слугой чжухоу, чжухоу считает своим слугой дафу, дафу считает своим слугой ши» и т. д. Поэтому система землевладения в чжоуском обществе была такой же иерархической, как и структура социальных рангов. Как верховный собственник всей земли в Поднебесной, ван «жаловал» высшим аристократам (чжухоу) право наследственного владения частью земель Поднебесной. Чжухоу в свою очередь признавали права дафу на владение частью принадлежавшей им территории. Дафу сами не обрабатывали землю, а передавали ее во владение ши. В конечном счете земля обрабатывалась простолюдинами. Хотя деспотический правитель – ван считался верховным собственником земли, фактически известные права на нее имели представители различных социальных групп, а частной собственности в современном смысле слова не существовало.[57] Можно сказать, что, несмотря на весомые различия в формах социальной организации и государственности, все восточные общества имеют отчетливо выраженный корпоративный характер, будь это общины, большие семьи, кланы, касты. На Древнем Востоке не сложилось условий для расцвета индивидуального начала.
Примерные тесты по теме:
1.Какая этническая семья включала в себя семитскую, египетскую (хамитскую),берберо-ливийскую и кушитскую ветви?
а) афразийская*
б) Индоевропейская
в) Хуррито-урартская
2.Какие племена относились к народностям, которые говорили на семитских языках?
а) арамеи
б) арабы
в) вышеперечисленные*
3.Народы, говорившие на симитских языках, по преданию Библии, произошли от?
а) Ноя
б) Сима*
в) Хама
4. В каком году Ф. Шампольону удалось расшифровать египетскую иероглифику?
а) 1823 г.
б) 1822 г.*
в) 1830 г.
5.Какой язык считается вымершим?
а) египетский язык*
б) кушитский язык
в) арийский язык
6.Как по-другому можно назвать урартский язык?
а) халдский
б) биайнский
в) вышеперечисленные*
7.В долине каких рек возникла Месопотамия (Междуречье)?
а) Тигр и Евфрат*
б) Инд и Ганг
в) долина реки Нил
8.В каких странах в древности развивается морская и транзитная торговля?
а) Финикия
б) Сирия
в) вышеперечисленные*
9.В каком тысячелетии на территории Древнего Востока возникли очаги первой цивилизации?
а) III тысячелетие до н.э.*
б) IV тысячелетие до н.э.
в) II тысячелетие до н.э.
10.При какой цивилизации начала существовать система измерения времени?
а) египетская
б) шумерская*
в) китайская
11.При какой цивилизации научились вычислять площадь трапеции, треугольника, круга?
а) шумерская
б) китайская
в) египетская*
12.В какой стране впервые начали выращивать сахарный тросник?
а) Индия*
б) Египет
в) Китай
13.В каком государстве в качестве жертвоприношения использовали пленных?
а) Египет
б) Китай*
в) Индия
Список литературы
1. Авдусин, Д. А. Основы археологии: Учеб. для вузов по спец. «История». – М.: Высш. Шк., 1989. – 335 с.
2. История Древнего Востока. Под ред. В.И.Кузищина. М., Высш. школа, 1979. – 457 с.
3. История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свеницкой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. –391 с.
4. Редер Д.Г. и Черкасова Е.А. : История древнего мира. ч.I. Под ред. Ю.С.Крушкол. М., «Просвещение», 1970. – 271 с.
5. Васильев, Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учеб. по спец. «История». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 512 с.
6. Дьяконов, И. М. Языки древней Передней Азии. М., Издательство «Наука», 1967. – 491 с.
7. Вигасин, А.А., Дандамаев, М.А., Крюков М.В. и др.; Под ред. В.И. Кузищина. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История»/ 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2003.— 462 с.
8. Аверинцев, С. С., Алексеев, В. П., Ардзинба, В. Г., Гуляев, В. И., Дандамаев, М. А. и др.; Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. Древние цивилизации. М.: «Мысль», 1989. – 480 с.
9. Пути развития древних обществ. http://mystic-chel.ru
10. Биофайл. Научно – информационный журнал. Хронологические и географические рамки Древнего Востока. http://biofile.ru
11. Википедия. http://ru.wikipedia.org
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 9520;