Неолиберализм в Германии. К "государству всеобщего благоденствия", по Л.Эрхарду

 

С из­ме­не­ни­ем эко­но­ми­чес­кой си­ту­ации не­ок­лас­си­чес­кое нап­рав­ле­ние при­об­ре­та­ет но­вые чер­ты. Из­ме­не­ние это зак­лю­ча­ет­ся, во-пер­вых, в том, что гос­под­с­т­ву­ющее вли­яние те­перь при­над­ле­жит мо­но­по­ли­ям, ко­то­рые су­щес­т­вен­но де­фор­ми­ру­ют ме­ха­низм сво­бод­ной кон­ку­рен­ции, а во-вто­рых, в том, что вме­ша­тель­с­т­во го­су­дар­с­т­ва в эко­но­ми­ку ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным, но ми­ни­маль­ным.

В 70- е го­ды XX сто­ле­тия в эко­но­ми­ке За­па­да нас­ту­па­ет сос­то­яние стаг­ф­ля­ции. Де­фи­цит­ное фи­нан­си­ро­ва­ние ста­ло при­чи­ной га­ло­пи­ру­ющей ин­ф­ля­ции, а не­ус­той­чи­вость ми­ро­во­го ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го хо­зяй­с­т­ва (неф­тя­ной, ва­лют­но-фи­нан­со­вый кри­зи­сы и т.д.) обус­ло­ви­ла не­воз­мож­ность ста­би­ли­за­ции эко­но­ми­ки на­ци­ональ­ны­ми сред­с­т­ва­ми. Кро­ме то­го, на­уч­но-тех­ни­чес­кая ре­во­лю­ция при­ве­ла к рез­ко­му из­ме­не­нию но­мен­к­ла­ту­ры из­де­лий, их быс­т­рой сме­ня­емос­ти, воз­рас­та­нию ро­ли мел­ко­го и сред­не­го биз­не­са. Та­ким об­ра­зом, су­щес­т­вен­но уве­ли­чи­лось ко­ли­чес­т­во объ­ек­тов уп­рав­ле­ния, приб­ли­зил­ся по­рог уп­рав­ля­емос­ти. В этих ус­ло­ви­ях ме­ры цен­т­ра­ли­зо­ван­но­го воз­дей­с­т­вия на эко­но­ми­ку ста­ли ма­ло­эф­фек­тив­ны­ми.

В свя­зи с этим кей­н­си­ан­с­кая те­ория под­вер­г­лась ос­т­рой кри­ти­ке. По сло­вам М.Фрид­ме­на, глав­ной бе­дой кей­н­си­ан­с­кой по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние к "точ­ной под­с­т­рой­ке под цикл", но та­кая под­с­т­рой­ка не дос­ти­га­ет ре­зуль­та­та в свя­зи с вре­мен­ны­ми ла­га­ми (от по­лу­го­да до по­лу­то­ра лет) меж­ду мо­мен­том при­ня­тия ре­ше­ния и эф­фек­том от это­го ре­ше­ния. Хо­тя боль­шин­с­т­во воз­ра­же­ний про­тив кей­н­си­ан­с­ких мер ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки в но­вых ус­ло­ви­ях спра­вед­ли­вы, не сле­ду­ет за­бы­вать, что вся­кая эко­но­ми­чес­кая по­ли­ти­ка пред­наз­на­че­на для кон­к­рет­но­го пе­ри­ода, а с из­ме­не­ни­ем эко­но­ми­чес­ких об­с­то­ятельств нуж­на но­вая по­ли­ти­ка. В но­вых ус­ло­ви­ях кей­н­си­ан­с­кие ме­то­ды ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки ста­ли не­дос­та­точ­ны­ми. Воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в но­вых ан­ти­ин­ф­ля­ци­он­ных и ан­тик­ри­зис­ных ме­то­дах, ко­то­рые поз­во­ли­ли бы пре­одо­леть про­ти­во­ре­чи­вость го­су­дар­с­т­вен­но-мо­но­по­лис­ти­чес­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки.

В раз­ви­тии не­ок­лас­си­чес­ко­го нап­рав­ле­ния на этом эта­пе раз­ли­ча­ют два под­хо­да, две шко­лы: за­пад­но­гер­ман­с­кий не­оли­бе­ра­лизм и аме­ри­кан­с­кий мо­не­та­ризм.

Идеи В.Ойке­на, Л.Эрхар­да, В.Реп­ке, А.Рюс­то­ва и дру­гих не­оли­бе­ра­лов лег­ли в ос­но­ву эко­но­ми­чес­кой по­ли­ти­ки За­пад­ной Гер­ма­нии пос­ле вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Ре­али­за­ция этих идей по­ро­ди­ла "за­пад­но­гер­ман­с­кое эко­но­ми­чес­кое чу­до". Соз­да­те­ли не­оли­бе­раль­но­го нап­рав­ле­ния ра­бо­та­ли в ос­нов­ном во Фрай­бур­г­с­ком уни­вер­си­те­те, - от­сю­да и наз­ва­ние "фрай­бур­г­с­кий кру­жок" или "фрай­бур­г­с­кая шко­ла", иног­да го­во­рят о "шко­ле Ой­ке­на".

Справедливости ра­ди сле­ду­ет от­ме­тить, что по­пыт­ки раз­ра­бо­тать об­щую не­оли­бе­раль­ную док­т­ри­ну пред­п­ри­ни­ма­лись еще до вто­рой ми­ро­вой вой­ны - в 1938 г. в Па­ри­же на меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции, ко­то­рую поз­же ста­ли на­зы­вать так­же кол­лок­ви­умом Лип­пма­на, пос­коль­ку этот аме­ри­кан­с­кий эко­но­мист в том же 1938 г. опуб­ли­ко­вал кни­гу "Сво­бод­ный го­род", где из­ла­га­лись не­оли­бе­раль­ные идеи. Но имен­но в За­пад­ной Гер­ма­нии эти идеи бы­ли ус­пеш­но при­ме­не­ны и при­об­ре­ли ста­тус го­су­дар­с­т­вен­ной док­т­ри­ны (с 1948 г.).

ПрофессорВаль­тер Ой­кен (1891-1950), ду­хов­ный отец ре­фор­мы, по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в уни­вер­си­те­тах Ки­ля, Бон­на и Йе­ны. Круг его на­уч­ных ин­те­ре­сов был весь­ма ши­рок: "на­ци­ональ­ная эко­но­мия", ис­то­рия, ста­тис­ти­ка, фи­ло­со­фия, - и это по­мог­ло ему ус­пеш­но за­щи­тить пер­вую док­тор­с­кую дис­сер­та­цию. Пос­ле окон­ча­ния пер­вой ми­ро­вой вой­ны, на ко­то­рой Ой­кен про­шел путь от сол­да­та до ко­ман­ди­ра ба­та­реи и был наг­раж­ден за храб­рость, он вер­нул­ся к на­уч­ной ра­бо­те, за­щи­тил вто­рую док­тор­с­кую дис­сер­та­цию. В 1925 г. он стал за­ве­до­вать ка­фед­рой в Тю­бин­ген­с­ком уни­вер­си­те­те, а с 1927 г. до кон­ца жиз­ни был про­фес­со­ром Фрай­бур­г­с­ко­го уни­вер­си­те­та.

В его кни­ге "Осно­ва­ния на­ци­ональ­ной эко­но­мии" (1947), вы­дер­жав­шей де­вять из­да­ний, из­ло­же­ны ос­нов­ные идеи не­оли­бе­ра­лиз­ма. Цен­т­раль­ная ка­те­го­рия те­ории Ой­ке­на - ка­те­го­рия хо­зяй­с­т­вен­но­го по­ряд­ка, ко­то­рый га­ран­ти­ро­вал бы пра­ва, сво­бо­ды, дос­то­ин­с­т­во че­ло­ве­ка в об­щес­т­ве, сво­бод­ном от то­та­ли­та­риз­ма. Сле­до­ва­тель­но, хо­зяй­с­т­вен­ный по­ря­док - это не толь­ко эко­но­ми­чес­кая прог­рам­ма, а осо­бое ми­ро­воз­зре­ние, осо­бая иде­оло­гия сво­бод­но­го и от­вет­с­т­вен­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, приз­на­юще­го за­ко­ны и пра­ви­ла, обус­лов­лен­ные ре­аль­ной жиз­нью.

В 1948 г. вы­шел пер­вый но­мер еже­не­дель­ни­ка "Ордо" (от нем. Or­d­nung- по­ря­док). По­это­му не­оли­бе­ра­лов иног­да на­зы­ва­ют ор­до­ли­бе­ра­ла­ми. Сто­рон­ни­ки это­го нап­рав­ле­ния выс­ту­па­ют за "эко­но­ми­чес­кий гу­ма­низм", за "меж­ду­на­род­ное ры­ноч­ное хо­зяй­с­т­во", за­щи­ща­ют третье сос­ло­вие. С од­ной сто­ро­ны, не­оли­бе­ра­лы объ­яв­ля­ют се­бя пос­ле­до­ва­те­ля­ми ста­ро­го ли­бе­ра­лиз­ма с его иде­ями сво­бо­ды кон­ку­рен­ции, веч­нос­ти час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти и эко­но­ми­чес­кой обо­соб­лен­нос­ти эко­но­ми­чес­ких аген­тов, а с дру­гой - они по­ни­ма­ют не­об­хо­ди­мость в но­вых ус­ло­ви­ях ми­ни­маль­но­го вме­ша­тель­с­т­ва го­су­дар­с­т­ва в эко­но­ми­ку. Не­да­ром Л.Эрхард срав­ни­вал роль го­су­дар­с­т­ва с ролью фут­боль­но­го ар­бит­ра, ко­то­рый толь­ко сле­дит за соб­лю­де­ни­ем пра­вил иг­ры, но не вме­ши­ва­ет­ся в нее, по­ка не на­ру­ша­ют­ся пра­ви­ла.

Неолибералы го­во­рят о по­роч­нос­ти сов­ре­мен­но­го ка­пи­та­лиз­ма, так как он ис­ка­жа­ет кон­ку­рен­цию. Они счи­та­ют, что су­щес­т­ву­ет два ти­па хо­зяйств: то­та­ли­тар­ное (ко­ман­д­но-уп­рав­ля­емое), к ко­то­ро­му они от­но­сят пер­во­быт­ную об­щи­ну, ра­бов­ла­де­ние, фа­шизм, со­ци­ализм, и со­ци­аль­ное (сво­бод­ное) ры­ноч­ное хо­зяй­с­т­во. По их мне­нию, в сов­ре­мен­ном ка­пи­та­лиз­ме нет гиб­кос­ти цен, сво­бо­ды сде­лок, и в этом ви­но­ва­ты мо­но­по­лии, они - глав­ное зло, при­чем проф­со­юзы - это то­же мо­но­по­лии на рын­ке тру­да, так как они дик­ту­ют це­ны на ра­бо­чую си­лу и тем са­мым ис­ка­жа­ют конъ­юн­к­ту­ру рын­ка.

Отвергая и сов­ре­мен­ный ка­пи­та­лизм, и со­ци­ализм, гер­ман­с­кие не­оли­бе­ра­лы ищут тре­тий путь. В со­ци­аль­ном ры­ноч­ном хо­зяй­с­т­ве, на их взгляд, ре­али­зу­ют­ся со­ци­аль­но-фи­ло­соф­с­кие ос­но­вы не­оли­бе­ра­лиз­ма. Они сфор­му­ли­ро­ва­ли че­ты­ре ос­нов­ных прин­ци­па, на ко­то­рых ба­зи­ру­ет­ся со­ци­аль­ное ры­ноч­ное хо­зяй­с­т­во:

1) прин­цип от­к­ры­тых рын­ков, т.е. обес­пе­че­ние сво­бод­ной кон­ку­рен­ции, ко­то­рая не дол­ж­на ог­ра­ни­чи­вать­ся ни­ка­ки­ми мо­но­по­ли­ями;

2) прин­цип сво­бо­ды сдел­ки, сос­то­ящий в том, что каж­дый пред­п­ри­ни­ма­тель име­ет пра­во про­да­вать свою про­дук­цию ко­му он по­же­ла­ет и по­ку­пать не­об­хо­ди­мые ему про­дук­ты у ко­го он по­же­ла­ет;

3) прин­цип час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти, зак­лю­ча­ющий­ся в том, что час­т­ная соб­с­т­вен­ность на сред­с­т­ва про­из­вод­с­т­ва яв­ля­ет­ся важ­ней­шим ус­ло­ви­ем кон­ку­рен­ции и сво­бо­ды сдел­ки, без ко­то­рых не­воз­мож­но ни­ка­кое со­ци­аль­ное ры­ноч­ное хо­зяй­с­т­во;

4) прин­цип от­вет­с­т­вен­нос­ти, сог­лас­но ко­то­ро­му каж­дый пред­п­ри­ни­ма­тель дол­жен пол­нос­тью от­ве­чать за свою хо­зяй­с­т­вен­ную де­ятель­ность.

Акционерные ком­па­нии, по мне­нию не­оли­бе­ра­лов, - это бла­го, так как рас­п­рос­т­ра­не­ние ак­ций сре­ди всех сло­ев об­щес­т­ва де­ла­ет эти ком­па­нии де­мок­ра­тич­ны­ми, сгла­жи­ва­ет про­ти­во­ре­чия в об­щес­т­ве, де­ла­ет не­су­щес­т­вен­ны­ми клас­со­вые раз­ли­чия. Зна­чит, ста­но­вит­ся бо­лее од­но­род­ной струк­ту­ра на­се­ле­ния, круп­ная соб­с­т­вен­ность рас­сре­до­то­чи­ва­ет­ся во мно­гих ру­ках, да и са­ма соб­с­т­вен­ность как та­ко­вая от­хо­дит на вто­рой план в об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ни­ях. В ко­неч­ном сче­те уве­ли­че­ние чис­ла ак­ци­онер­ных ком­па­ний при­ве­дет к "го­су­дар­с­т­ву все­об­ще­го бла­го­ден­с­т­вия" - это и есть но­вый путь раз­ви­тия эко­но­ми­ки. Са­мо со­ци­аль­ное ры­ноч­ное хо­зяй­с­т­во, счи­та­ют не­оли­бе­ра­лы, яв­ля­ет со­бой "со­вер­шен­но­лет­нее об­щес­т­во", третью фа­зу "но­во­го ин­дус­т­ри­аль­но­го об­щес­т­ва". Поз­д­нее они бу­дут го­во­рить об эво­лю­ции это­го об­щес­т­ва в так на­зы­ва­емое "офор­м­лен­ное об­щес­т­во".

Реализация не­оли­бе­раль­ных идей на­ча­лась в 1948-1949 гг. и при­ве­ла к ожив­ле­нию про­из­вод­с­т­ва в пос­ле­во­ен­ной Гер­ма­нии, а по­том и к его бур­но­му подъ­ему, что поз­д­нее и ста­ло из­вес­т­но как "за­пад­но­гер­ман­с­кое эко­но­ми­чес­кое чу­до". Осу­щес­т­в­ле­нию это­го "чу­да" в За­пад­ной Гер­ма­нии спо­соб­с­т­во­ва­ли сле­ду­ющие ус­ло­вия: ши­ро­кая со­ци­аль­ная ба­за для раз­ви­тия сво­бод­но­го пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­ва, по­мощь аме­ри­кан­с­ких ок­ку­па­ци­он­ных войск в под­дер­жа­нии по­ли­ти­чес­кой и со­ци­аль­ной ста­биль­нос­ти по пла­ну Мар­шал­ла, но глав­ное, чет­ко про­ра­бо­тан­ная кон­цеп­ция пре­об­ра­зо­ва­ний в гер­ман­с­ком об­щес­т­ве, раз­ра­бо­тан­ная фрай­бур­г­с­кой шко­лой еще в пе­ри­од вто­рой ми­ро­вой вой­ны. (По­ра­зи­тель­ный факт: идеи о жиз­ни в об­щес­т­ве без Гит­ле­ра и на­ци­онал-со­ци­ализ­ма об­суж­да­лись еще в 1942 г.) Ре­фор­ма ока­за­лась ус­пеш­ной в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по­то­му, что ее про­во­ди­ли са­ми ав­то­ры. Это тот ред­кий слу­чай, ког­да соз­да­те­лям те­оре­ти­чес­кой кон­цеп­ции пред­с­та­ви­лась воз­мож­ность про­ве­рить ее на прак­ти­ке.

Выдающуюся роль в прак­ти­чес­кой ре­али­за­ции не­оли­бе­раль­ных идей сыг­ралЛюд­виг Эр­хард (1897-1977). За­кон­чив ре­аль­ное учи­ли­ще в Ба­ва­рии, а пос­ле пер­вой ми­ро­вой вой­ны - Выс­шую ком­мер­чес­кую шко­лу в г.Нюр­н­бер­ге, Эр­хард за­щи­ща­ет док­тор­с­кую дис­сер­та­цию, ста­но­вит­ся за­мес­ти­те­лем ди­рек­то­ра на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­с­ко­го ин­с­ти­ту­та в Нюр­н­бер­ге. Не бу­ду­чи до­пу­щен на­ци­онал-со­ци­алис­та­ми к пре­по­да­ва­тель­с­кой де­ятель­нос­ти из-за не­дос­та­точ­ной ло­яль­нос­ти к ре­жи­му, Эр­хард во Фрай­бур­ге на­чи­на­ет вмес­те с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми раз­ра­ба­ты­вать ос­но­вы эко­но­ми­чес­кой по­ли­ти­ки пос­ле вой­ны. Ми­нистр хо­зяй­с­т­ва Ба­ва­рии, про­фес­сор Мюн­хен­с­ко­го уни­вер­си­те­та, а за­тем ми­нистр на­род­но­го хо­зяй­с­т­ва Фе­де­ра­тив­ной Рес­пуб­ли­ки Гер­ма­нии, ви­це-кан­ц­лерФРГ при Аде­на­у­эре и кан­ц­лер пос­ле его смер­ти - та­ков путь, прой­ден­ный Л.Эрхар­дом.

В кни­ге "Бла­го­сос­то­яние для всех" (1956), ко­то­рая яви­лась сво­е­об­раз­ным от­че­том о про­де­лан­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях, Эр­хард От­ме­ча­ет, что ос­нов­ные це­ли со­ци­аль­но­го ры­ноч­но­го хо­зяй­с­т­ва - сво­бо­да и спра­вед­ли­вость, при­чем он яс­но да­ет по­нять, что эко­но­ми­чес­кая сво­бо­да не­воз­мож­на без по­ли­ти­чес­кой сво­бо­ды, без го­су­дар­с­т­вен­ных га­ран­тий обес­пе­че­ния прав и сво­бод че­ло­ве­ка, без со­ци­аль­ной за­щи­щен­нос­ти и со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Не­оли­бе­ра­лы бы­ли убеж­де­ны, что все чле­ны об­щес­т­ва дол­ж­ны иметь воз­мож­ность осоз­на­вать и ре­али­зо­вы­вать свое ин­ди­ви­ду­аль­ное бла­го­сос­то­яние в рам­ках "уста­нов­лен­ных пра­во­вых и мо­раль­ных гра­ниц"1.

Несмотря на жес­т­кое соп­ро­тив­ле­ние ре­фор­мам со сто­ро­ны Со­ци­ал-де­мок­ра­ти­чес­кой пар­тии Гер­ма­нии, Эр­хард за­во­евал до­ве­рие на­ро­да и про­вел ре­фор­му цен и де­неж­ную ре­фор­му, а по­ли­ти­ка пла­но­мер­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния про­из­вод­с­т­ва пот­ре­би­тель­с­ких то­ва­ров не толь­ко улуч­ши­ла снаб­же­ние на­се­ле­ния, но в той си­ту­ации оз­на­ча­ла осо­бую раз­но­вид­ность ка­пи­та­лов­ло­же­ний. "…Со­об­ра­же­ния эко­но­ми­чес­кой эф­фек­тив­нос­ти сно­ва ста­ли оп­ре­де­ля­ющим фак­то­ром"2, - от­ме­чал Эр­хард.

Возникает воп­рос, мож­но ли пов­то­рить это "чу­до" в Рос­сии? Ве­ро­ят­но, нет, так как путь каж­дой стра­ны сво­е­об­ра­зен и толь­ко соб­с­т­вен­ные уси­лия на со­от­вет­с­т­ву­ющей со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой ба­зе при­ве­дут к по­ло­жи­тель­ным из­ме­не­ни­ям. Эр­хард счи­тал имен­но так и пи­сал: "Если этот не­мец­кий при­мер дол­жен иметь зна­че­ние и за пре­де­ла­ми гра­ниц сов­ре­мен­ной стра­ны, то толь­ко в том смыс­ле, что он дол­жен по­ка­зать все­му ми­ру, ка­ким бла­гом яв­ля­ет­ся сво­бо­да че­ло­ве­ка и сво­бо­да эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия"3.

 








Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1330;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.