Люди до Адама
Время | От 150 тыс. лет назад | Ок. 6000 г. до н.э. | Ок. 3000 г. до н.э. | Ок. 2000 г. до н.э. | Ок. 1000 г. до н.э. | 30 г. н.э. |
Личности | Люди до Адама | Адам | Ной | Авраам | Моисей | Христос |
Место | Вся Земля | Междуречье | Междуречье | От Междуречья до Палестины | От Египта до Палестины | Палестина |
Завет | Без завета | Завет с Адамом | Завет с Ноем | Завет с Авраамом | Синайский завет (закон) | Новый Завет, начало века церкви |
Религия | Анимизм, вера в духов, шаманизм | Политеизм, с Адама, первого в избранном роду, начинается монотеизм | Потоп: послан, чтобы уничтожить многобожие в избранном роду Адама | Монотеизм; свидетельство всем народам о едином истинном Боге | Монотеизм; Изра-илю даны законы для сохранения святости избранного рода | Монотеизм; един-ственный путь к Богу - Христос |
Святой Дух | Святой Дух – нет Духовный мир - да | Адам – первый человек, получивший Святого Духа | Святой Дух Божий сохраняет Ноя при Потопе | Святой Дух даётся избранным людям Ветхого Завета | Святой Дух даётся пророкам и избранным людям | Святой Дух при-ходит в день Пятидесятницы ко всем верующим |
Человек | Всё человечество | Адам и всё человечество | Всё человечество, не уничтоженное Потопом | Линия Авраама и всё человечество («язычники») | Израиль и язычники | Во Христе нет ни иудея, ни язычника, язычники привиты к роду Адама |
Грех | Добро и зло – да Знания о грехе нет Осуждения за грех нет | Познание добра и зла; духовная смерть из-за греха | Осуждение греха в роде Адама посредством Потопа | Искупление греха кровавыми жертвоприношениями животных | Осуждение Израиля за его грехи по закону; язычников согласно Рим. 1:19-25. | Христос – окончательное осуждение греха |
Таблица 7.3. Предполагаемая схема программы откровения Бога человечеству с течением времени.
Программа откровения Бога человечеству начинается с людей до Адама (см. таблицу 7.3). Говоря о них, мы исходили из того, что «мужчина и женщина» в Бытие 1:26-27 относится к популяциям современных людей (Homo sapiens), существовавшим где-либо со времени примерно 200 тыс. лет назад до времени Адама около 6000 лет назад (ок. 4000 г. до н.э.), и что религией этих древних людей (уже не менее 30 тыс. лет назад), вероятно, был анимизм/шаманизм. Также предполагается единство человечества, причём «кровь» в Деян. 17:26 трактуется как один человеческий род, а не как один человек, Адам. Если признать статус «мужчины и женщины» как людей до Адама, надо признать и то, что эти люди были сотворены по образу Божию (Быт. 1:26).
Что значит быть сотворённым по образу Божию? Богословы обсуждали этот вопрос веками, но каким-то консенсусом может быть мнение, что сюда входят самосознание, разум, интеллектуальные знания, рациональность, способность рассуждать, владение языком, абстрактное мышление, способность воображать будущее, свобода морального выбора, власть над животными и способность к общению с Богом. Важнее всего представляется то, что люди отличаются от животных наличием у них тела, души и духа, в то время как у животных есть тело или тело и душа («душевные» животные нефеш, о которых говорится в Быт. 1:24). Именно этот духовный аспект позволяет людям иметь врождённое восприятие того, что у мира природы есть создатель, и вызывает желание поддерживать с этим создателем общение (Рим. 1:19-20). Даже в анимистических культурах есть это врождённое признание Бога как «Великого Духа», хотя без прямого откровения Бога человеку (что произошло с Адамом) этот духовный аспект выражается в виде поклонения творению вместо Творца – то есть, поклонения идолам, предкам, животным, солнцу и луне и т.д. «Делом» рода Адама было открыть людям, практиковавшим анимизм и политеизм, единого истинного Бога.
Обладали ли люди до Адама духовной сущностью? Да, так как это подразумевается сотворением по образу Божию и так как по антропологическим данным с большой вероятностью видно, что уже около 30 тыс. лет назад у людей были анимистические/шаманские религии (таблица 7.1). Так что же изменилось с появлением Адама? Не то, что люди около 6000 лет назад внезапно обрели духовную природу, как думали некоторые,[286] а то, что в этот момент истории человечества Бог решил наделить конкретного человека, Адама, Святым Духом, и затем продолжать действовать через конкретный род Адама (таблица 7.3). Наделил ли Бог Своим Святым Духом эту генетическую линию? Да, среди прочих Он даровал Своего Духа Ною, Аврааму, Иосифу, Гидеону и Давиду. Но до Христа Святой Дух давался только определённым людям, в определённые моменты и по определённым причинам, и этот дар мог отзываться, что показывает мольба Давида: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Псалом 50:13). После Христа Святой Дух излился на всех верующих (Деян. 2:17) и не отбирается у нас (Ин. 14:16, Еф. 4:30).
Согрешали ли люди до Адама? Да, грешить свойственно всему человечеству. Даже в анимистических обществах есть своды правил для жизни, и эти общества считают каких-то людей хорошими, а каких-то плохими. Однако только после согрешения Адама весь род человеческий был введён в домостроительное состояние греха и осуждения за этот грех: «Посему, как одним человеком (Адамом) грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и (духовная) смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12). Следовательно, в этот новом «миропорядке», установленном вследствие греха Адама, такие группы людей как австралийские аборигены отвечают перед Богом за свои проступки так же, как и прямые биологические потомки Адама. Так же все люди отвечают и за принятие или отвержение проповедуемого им Евангелия Иисуса Христа об искуплении их грехов.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1159;