Космология Древнего Ближнего Востока
Мы вернёмся теперь к началу этой главы, к космологии древнего Ближнего Востока, чтобы привести пример того, как донаучное мировоззрение авторов Книги Бытие отличается от нашего научного мировоззрения. По представлениям о мире жителей Междуречья, над землёй существовал твёрдый небесный свод, называемый «твердью» (рис. 1.1). На иврите твердь называется ракия’, что происходит от корня рк’ и означает тонкий лист кованого металла (Иов 37:18) или нечто расстеленное по поверхности. Полагали, что твердь простирается до круга горизонта, который был границей света и тьмы (Иов 26:10). Над твердью были «воды», где хранились запасы снега и града и находилось жилище ветра. Высочайшее небо представляли себе как огромный океан, из которого изливаются дожди.
Первостепенной функцией тверди было не давать водам над твердью обрушиться вниз на землю и затопить мир. Дождь, град и ветер могли сойти на землю, когда в тверди открывались «шлюзы» или «окна».
Солнце, луна и звёзды двигались по тверди или были закреплены на ней. Солнце двигалось каждый день от горизонта к горизонту, входя и выходя утром и вечером через ворота по краям тверди. Облака находились под твердью и поднимались, чтобы наполняться водой из слоя над твердью.[5] «Земля» понималась как суша, плоский диск, по которому ходят и на котором работают люди (в 2000 г. до н.э. у древних не было представления о Земле как о сферической планете). В месопотамском мировоззрении известный мир состоял из одного континента, окаймлённого горами (напр., горами Загрос на востоке и горами Араратскими на севере) и окружён космическим морем.[6] Полагали, что эти горы («столпы небес»; Иов 26:11) поддерживают чашеобразную твердь и уходят корнями в нижний, подземный мир («столпы земли»). Под плоской землёй находились «источники бездны». Эти источники были подключены к изначальной бездне подземного мира. Внутри Земли лежал Шеол, царство мёртвых (Числа 16:30-33).
Рисунок 1.1. Изображение представления о мире на древнем Ближнем Востоке. В комментарии обратите внимание на то, что это космологическое мировоззрение встречается в ряде ветхозаветных книг после Книги Бытие. В этом древнем взгляде на космос не проявляется никаких значительных изменений или развития на протяжении ветхозаветного периода.[7]
Мир в том виде, как мы его сейчас описали, современному сознанию кажется невероятно наивным. Но остановитесь и задумайтесь: что если бы вы жили до того, как на ваше мировоззрение повлияла наука? Представьте себе, что вы живёте в Южном Междуречье 4000 лет назад и стоите на плоской аллювиальной равнине, окружённой горами. У вас нет никаких научных знаний – единственным вашим ключом к реальности является прямое наблюдение окружающего мира. С вашей точки зрения кажется, что синее небо простирается от горизонта до горизонта как опрокинутая глиняная миска, из которой вы едите, и касается земли у круглого горизонта. Вам кажется, что вы стоите на плоском диске, а окружающие вас горы по краям горизонта поддерживают небо. Днём вы видите, как под поверхностью небесно-голубой чаши движется солнце, летают птицы и плавают облака, а ночью вы видите, что, как вам кажется, в том же месте находятся луна и звёзды.
Большую часть времени там, где вы живёте, очень жарко и сухо, но иногда яростный ветер приносит облака, вызывая дождь, снег или град. Откуда таинственно взялись эти воды? Где-то над твёрдым чашеобразным голубым небом должно быть хранилище воды. И иногда это хранилище вод, видимо, открывается и закрывается, как шлюзы на каналах вокруг вашего города. Под землёй находится ещё один мир, из которого выплёскиваются реки и родники. Вы слышали, что большие реки выходят из пещер в горах, окружающих вашу плоскую равнину. Слышали вы и о том, что в таких местах как Хит, где в корзины собирают смолу, которую переправляют по реке Евфрат в ваш город, в земле булькают кипящие воды. Под землёй, наверно, есть огромный водоём, откуда и вытекают эти реки и источники.
Такой взгляд на мир – часть вашей реальности, потому что именно его так вы его наблюдаете и представляете, исходя из своего повседневного опыта. По сути, мир Междуречья, в котором вы живёте, не единственный в плане такого космического мировоззрения. Многие донаучные общества представляли себе мир как плоскую поверхность, небо как купол, а подземный мир – как царство мёртвых. Такое космологическое мировоззрение (или его разновидности) преобладало в племенных обществах Африки, Австралии, Северной Америки и Борнео.[8] Такое мировоззрение имелось и в Египте и во всём ближневосточном мире библейских времён, и только в IV в. до н.э. на Ближнем Востоке начало рождаться представление о Земле как о шарообразной планете.
Космология – лишь один пример того, как понятие о мировоззрении может повлиять на базовое толкование Книги Бытие. Важнее то, что мировоззренческий подход к науке и Писанию затрагивает интерпретацию самых спорных и очень обсуждаемых тем в Писании: шести дней Бытие 1, долгой жизни патриархов, Всемирного потопа, эволюции и происхождения человека – которые и освещаются в главах 2-7.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1128;