Что такое мировоззрение?
Мировоззрение – это базовый способ интерпретации вещей и событий, пронизывающий культура так полно, что становится для данной культуры концепцией реальности – что хорошо, что важно, что священно, что реально. Он распространяется на восприятие пространства и времени, счастья и благосостояния. Верования, ценности и поведение в данной культуре произрастают напрямую из её мировоззрения.
Большинство людей никогда не слышали о мировоззрении. Это вызвано тем, что оно действует без сознательного осознания людьми наличия его у них. То, как мы смотрим на вещи, кажется нам правильным и естественным, потому что мы были так воспитаны. И поскольку это кажется правильным и является основанием нашей реальности, мы приходим к мнению, будто наше мировоззрение является врождённым для всех людей и превосходит все остальные мировоззрения. Такая этноцентричная предвзятость характерна для всех обществ, не только для нашего. Именно поэтому Запад сотнями лет ломал себе голову над «непостижимым» азиатским сознанием, а азиаты – над сознанием западным. Или почему в современном мире мы на Западе не можем понять сознание арабов. Робертсон Мак-Квилкин в своей книге «Понимание и применение Библии» цитирует такие слова Т. Лоренса (Лоренс Аравийский), жившего среди арабов во время первой мировой войны: «У семитов (арабов) в регистре зрения не было полутонов. Это были люди основных цветов, или даже чёрного и белого, всегда видевшие мир контурно. Это были люди догматичные, презирающие сомнение, наш нынешний терновый венец. Они не понимали наших метафизических затруднений, наших интроспективных вопросов. Они знали только истину и неистину, веру и неверие, без нашего кортежа колеблющихся более тонких тонов».[2]
Западному сознанию арабы казались и кажутся догматичными, потому что они не основывались и не основываются на той же мировоззренческой системе. Или, как замечает Мак-Квилкин, «кажется, что это (различия между ними и нами) произрастает из базового способа мышления». Они действительно произрастают из другого способа мышления! Понимаем ли мы сознание арабов сегодня, когда они жертвуют своих сыновей на джихад в порядке священной обязанности перед исламом? Понимают ли они (в целом) нашу западную концепцию индивидуальной свободы? Таким образом, мировоззрение – это все аспекты культуры, связанные воедино в иной способ мышления о мире и об отношениях между разными членами общества.
В западной культуре отдельные личности часто ставятся выше групп, поэтому важно то, что способствует счастью и самореализации отдельного человека. Западная культура рассматривает вещи линейно, как цепочку причин и следствий, где действия имеют свои последствия. Во многих восточных (азиатских) культурах, ситуация совсем другая. Отдельные люди не так важны – важны групповые взаимоотношения. Группа определяет реальность для отдельной личности, и поэтому она поступает так, как ожидает группа.
В анимистических обществах реальность и судьбу человека контролирует мир духов. Таким образом, чтобы избежать зла, взрастить добро и приобрести власть, нужно воздействовать на мир духов или умилостивлять его. Например, в некоторых анимистических культурах надо избегать таких вещей как зрительный контакт (чтобы кто-то вас не сглазил), речь должна оставаться мягкой (чтобы не обидеть духов), видения и сны трактуются как значимые послания из мира духов. Анимистическое мировоззрение всё ещё преобладает в Африке, даже среди христиан. Именно поэтому там было так трудно контролировать СПИД. С точки зрения контроля со стороны духов, СПИД вызывается не незащищённым сексом, а злыми духами. Поэтому вместо западной ментальности, в которой отдельные люди контролируют свои поступки (а значит, и последствия этих поступков), тамошняя ментальность говорит, что вы заразились СПИДом из-за того, что на вас, возможно, наложил проклятие кто-то из ваших врагов.
Как будет сказано в главе 7, анимизм – это древнейшая форма религии, существовавшая в Африке и Европе, как думают, десятки тысяч лет назад, что видно в шаманском пещерном искусстве этих древних народов.[3] Но остатки этой древнейшей формы религии всё ещё подсознательно вплетены во все основные религии мира и сегодня. Анимистические слои имеются в буддизме в виде представлений об удаче и счастливом случае, о плохих и хороших числах, о понятиях «инь» и «ян», взаимодействие которых влияет на судьбу людей. Они присутствуют в исламе как «барака» - безличная духовная сила, концентрирующаяся в предметах и людях. Присутствуют они и в Библии, например, в 1 Царств 28, где Саул советуется с Аэндорской волшебницей. Такие «встроенные» следы изначальных религий – анимизма или политеизма – влияют на мировоззрение той или иной культуры, но эта культура редко осознаёт то тонкое влияние, которое оказывают эти факторы.[4]
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1123;