Динамические аспекты общения

Общение – это процесс, для которого заранее можно оговорить лишь основные принципы его построения, но нельзя предсказать, как он будет протекать. В общении участвуют две стороны, которые воздействуют друг на друга. Воздействие это необходимо строить таким образом, чтобы способствовать, а не препятствовать достижению основной цели общения. Так,

· система управления диалогом должна создавать условия бесстрессовой работы пользователя;

· пользователь должен иметь возможность влиять на хронологическую последовательность диалоговых шагов – их выбор, инициализацию, прерывание;

· взаимодействие диалоговой системы с пользователем должно строиться с учетом имеющегося у пользователя опыта – помогать начинающему пользователю освоить систему и не мешать опытному пользователю, не отвлекать его от основной деятельности.

Динамика общения заранее непредсказуема. Поэтому определить можно лишь основные принципы построения системы диалогового общения.

Общение состоит в обмене сообщениями. После генерации очередного сообщения (пользователя или ЭВМ) система общения выдерживает паузу, необходимую для восприятия информации.

Существуют различные способы задания продолжительности паузы – все они связаны с режимом смены кадров:

· принудительная смена кадров по таймеру (например, выделяется пользователю для осмысления 30 сек.);

· смена кадров по указанию пользователя (при этом режиме кадр после вывода на экран остается на нем, пока пользователь не даст указание системе продвинуться на шаг дальше);

· комбинированный режим, при котором пользователю по умолчанию предоставляется какое-то время для восприятия информации и дается возможность регулировать это время – либо сократить, либо продолжить паузу.

Задержка по таймеру часто используется в информационных кадрах, в демонстрационных программах, при выводе вспомогательной информации.

Оптимальная продолжительность паузы даже для одного и того же пользователя изменяется в зависимости от его эмоционального состояния, а для разных пользователей она существенно различна. Поэтому задержка по таймеру позволяет установить паузу, которая будет оптимальной лишь для среднего теоретического пользователя.

Например, для восприятия кадра размером 80*25 символов в большинстве случаев достаточно 60 сек. Но если кадр несет уже знакомую информацию или не обязательно должен восприниматься в полном объеме, равно как и для пользователя, работающего с системой не в первый раз или владеющего скорочтением, этого времени слишком много, и общение с системой будет раздражать.

Управление сменой кадров по умолчанию пользователя увеличивает нагрузку на него, делает систему пассивной.

Комбинированный режим смены кадров обладает положительными качествами рассмотренных ранее режимов. Во всяком случае, он не имеет дополнительных отрицательных качеств.

Реализован он может быть по-разному: либо задан достаточно большой промежуток времени для восприятия информации в режиме смены кадров по таймеру и предусмотрена возможность прервать паузу по желанию пользователя (с соответствующим оповещением пользователя подсказкой на экране), либо в дополнение к этому на экран выводится индикация оставшегося времени (в виде счетчика секунд, работающего от 60 до 00, или линейной шкалы, по которой движется метка, или изменяющегося по высоте звукового сигнала и т. д.), либо, в дополнение ко второму, предусматривается возможность не только сократить интервал, но и увеличить его (естественно – с соответствующим оповещением пользователя) и даже совсем отключить смену кадров по таймеру и др.

К динамическим аспектам общения относится и способ выдачи кадра на экран. Экран может быть заполнен сразу весь полностью одним кадром, но может быть и разделен на логически автономные области, каждая из которых выводится на экран как самостоятельный кадр.

Второй случай предпочтительнее, если некоторые части выведенной на экран информации обновляются во время диалога чаще других. Обновление экрана происходит в этом случае значительно быстрее.

Кроме того, в этом режиме на экран может быть выведен процесс, например – процесс построения графика или подбора кривой при сглаживании эмпирической зависимости.

Если процесс затрагивает не отдельный фрагмент выводимого кадра (занимающего весь экран или его часть), а целиком весь кадр, то обновление кадра с частотой, превышающей 1/16 сек., устраняет мигание экрана, создает впечатление движения, в простейшем случае – реализует эффект мультипликации.

Поскольку динамические аспекты общения связаны с обновлением кадров, большое значение имеют временные и частотные параметры диалога.

Если время реакции системы больше обычного, пользователь должен быть об этом информирован.

Персональные ЭВМ работают значительно медленнее средних и больших машин. При работе процессора машина как бы "замирает" – ничто не указывает на выполняемую ею интенсивную работу. Поэтому у пользователя создается впечатление, что необходимо его вмешательство, и он начинает активно мешать системе. Чтобы избежать этого, необходимо оповещение пользователя о выполняемой работе, которое может быть выполнено либо надписью, появляющейся на экране, либо специальной заставкой на весь экран, предупреждающей, что машина находится в режиме счета и желательно ее не трогать.

Заставка может содержать и информацию о том, сколько времени будет продолжаться счет или на каком этапе находится программа (например, изобразив на экране блок-схему программы, на которой цветом указывается выполняемый блок) и каким образом можно прервать счет, и др.

Представляет интерес, какое время реакции системы можно считать "обычным", допустимым. Из опыта эксплуатации систем выведены следующие нормативы (табл. 21.2).

Таблица 21.2. Допустимые нормативы времени реакции системы
N п/п Время реакции системы Не должно превышать
1. От нажима клавиши до предъявления знака на экране 0.2 сек.
2. От подачи команды до получения ответа 3.0 сек.
3. От подачи простого запроса до получения ответа 2.0 сек.
4. От подачи сложного запроса до получения ответа 5.0 сек.
5. От дачи указания сменить страницу до замены ее 1.0 сек.
6. От ввода ошибочных данных до появления сообщения об ошибке 2.0 сек.

К динамическим аспектам общения относится и реакция системы на изменение квалификации пользователя в процессе работы с ней.

Начинающий пользователь легче знакомится в системой, работая в режиме меню. Поработав с программой некоторое время, он становится "специалистом" и в ряде случаев может обходиться без меню, готов к выполнению работы в режиме команд.

Если программа (точнее, управление программой) сложна, а пользователь работает с нею достаточно часто, возможность перехода из режима меню в режим команд необходимо предусматривать – в этом случае программа как бы "растет" с ростом квалификации пользователя.

Реализовать такую систему можно либо по инициативе пользователя, либо по инициативе системы, "наблюдающей" за пользователем, за совершенными ошибками, за типовой последовательностью действий, за временем его реакции на сообщения системы.

Такие наблюдения позволяют программе идентифицировать не только пользователя, но и его эмоциональное состояние, а следовательно – упреждать действия пользователя, предлагая ему, например, выбрать курсором нужный вариант меню, необходимую подсказку и т. д. "Дружественность" системы при этом существенно возрастает.

Особенно важна такая предусмотрительность системы при нарушениях взаимодействия, обусловленных типичными свойствами человека, такими как забывчивость, способность ошибаться и т. д.








Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 1024;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.