Авторитет преподавателя и эффективность общения
Общение преподавателя со студентами на лекциях и практических занятиях имеет свои особенности. Оно существенно отличается от общения в роли куратора. Специфика его — в значительной монологичности. Такая форма взаимодействия имеет ограниченную эффективность. В этом случае для усиления воздействия на аудиторию чрезвычайно важен авторитет преподавателя. Когда студент идет на лекцию авторитетного преподавателя, у него уже создан определенный настрой, усиливающий интерес к предмету и способствующий поддержанию устойчивого внимания в течение лекции.
Конечно, это не означает, что авторитетный преподаватель не должен всеми силами преодолевать пассивность аудитории, различными способами вовлекая ее в активное обсуждение учебного материала.
Современные исследования свидетельствуют об изменениях в представлениях людей об авторитетном преподавателе и об источниках его авторитета. Эти изменения можно сформулировать следующим образом: возрастает доля личных усилий в создании и поддержании авторитета и уменьшается вклад в авторитет ролевой позиции, теперь уже нельзя рассчитывать на то, что само положение преподавателя вуза будет полностью определять его влияние на студентов. Несмотря на это, многие преподаватели по-прежнему неправомерно возлагают слишком большие надежды на влияние ролевой позиции и не прилагают достаточных усилий для становления, укрепления и поддержания своего авторитета.
Для выявления наиболее актуальных проблем формирования и укрепления авторитета преподавателя вуза нами был организован опрос на факультетах повышения квалификации преподавателей в Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина, в котором участвовало около 500 преподавателей вузов. В этом исследовании респондентам задавались следующие вопросы: «Какие действия преподавателей могут: а) способствовать повышению авторитета, б) повлечь за собой снижение или потерю авторитета? Какие качества преподавателя способствуют росту его авторитета? Как изменилось представление об идеальном преподавателе со времени вашей учебы в институте? Какие объективные трудности в росте авторитета преподавателя вы могли бы отметить?»
Каждый участник отвечал на поставленные вопросы письменно в свободной, произвольной манере и указывал свой преподавательский стаж и дисциплину, по которой он ведет занятия. Анализ полученных материалов показал, что большинство преподавателей понимает связь уровня своего авторитета с продуктивностью своей работы. Совокупность ответов на вопрос о качествах, способствующих авторитету преподавателя, представляет полный перечень и личностных и профессиональных качеств, т. е. показывает, что преподаватели в полном объеме осведомлены о необходимых для этого свойствах. Многие
респонденты отмечали, что им легче писать о свойствах, чем о поступках. Таким образом, отдавая себе отчет в том, какие именно качества способствуют повышению авторитета преподавателей, лишь немногие из них могут трансформировать даже названные, т. е. осознанные качества в конкретные поступки. Создается впечатление, что такое положение — одно из следствий недостаточного использования активных форм обучения.
При ответе на вопрос об идеале преподавателя все отвечавшие разделились на две группы. В первую вошли имевшие стаж работы до 10 лет. Большинство из них (71%) считало, что идеал преподавателя не изменился со времени их учебы. Их старшие товарищи (вторая группа — со стажем 10—30 лет) в подавляющем большинстве случаев (93%) отметили, что их идеал изменился. Фиксируя эти изменения, они выделили следующие положительные и отрицательные моменты. Положительно, по их мнению, уменьшение психологической дистанции между преподавателем и студентом, возникновение более тесных, непосредственных форм общения. Отрицательно некоторое снижение общего кругозора и интеллигентности преподавателя. Интересно отметить, что примерно 20% опрошенных, отвечая на этот вопрос, не перечисляли никаких свойств и качеств идеального преподавателя, а просто ссылались на высокий образец, которому они подражают всю жизнь, называя фамилию преподавателя, у которого они учились в вузе и который стал для них воплощением идеала.
В этой связи полезно отметить, что наиболее простой, распространенной формой воздействия авторитета личности является именно непроизвольное подражание [145]. Подражание связано с интуитивным целостным восприятием всего человека с его внешними и внутренними проявлениями. Голос, жесты, манеры как бы запечатлеваются, и этот образ неосознанно руководит поведением подражающего. Такой персонифицированный способ сохранения идеала в виде образа до некоторой степени незрелый. Лишь осознание и оречевление качеств авторитетного преподавателя и используемых им методов и приемов способствуют в дальнейшем не только более продуктивному внедрению их в собственную практику, но и творческому дополнению и развитию.
Действительно, еще в работах Келлмана [364] было убедительно показано, что изменение установок человека может происходить тремя способами: путем интернализации (усвоения), идентификации (подражания) и внешнего подчинения. Причем наиболее глубокое изменение достигается при интернализации, когда мнение авторитетного человека включается в систему ценностей, становясь личным мнением усвоившего его человека.
Отвечая на вопрос об объективных трудностях укрепления авторитета, преподаватели отметили недостаточность знаний по психологии и педагогике, а также неосведомленность о новейших способах и методах преподавания в вузах. Некоторые отмечали и слабое стимулирование роста лекторского мастерства преподавателя. Поэтому обратимся к рассмотрению того, какое поведение ожидается от человека в роли преподавателя вуза, т. е. какие общественные нормы определяют установки и ожидания по отношению к его поступкам, и какие формы поведения в этой роли ему противопоказаны, т. е. нарушают положительное представление о нем как о добросовестном преподавателе, разрушая его авторитет. Работы психологов и социологов позволили выявить ряд таких качеств.
Прежде всего это — идейно-политическая направленность, безусловное соответствие между словом и делом, убежденность в важности излагаемых проблем и умение передавать это ученикам. Как писал В. И. Ленин, «во всякой школе самое важное — идейно-политическая направленность лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов... Всякий ,,контроль", всякое ,,руководство", всякие ,,программы", ,,уставы" и пр., все это — звук пустой по отношению к составу лекторов. Никакой контроль, никакие программы и т. д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов» [3, с. 194]. Преподавателю должно быть присуще глубокое соответствие между словом и делом. Когда безответственно относящийся к своим обязанностям преподаватель даже весьма грамотно излагает существо социалистического соревнования, беседует о трудовых коллективах и коммунистическом отношении к труду, он может породить у слушателей скептицизм, утрату веры в значение высоких слов и способствовать их общественной пассивности.
Педагогической направленностью постепенно теряют интерес к специальной литературе и поэтому недостаточно владеют современными научными данными.
Исследования показывают, что авторитет преподавателя оказывает существенное положительное влияние на его восприятие слушателями и оценку приводимой им аргументации. Особенно ярко это проявилось в условиях, когда одни и те же сведения преподносились аудитории в одних случаях как исходящие от признанных авторитетов, а в других — как исходящие от лиц, не пользующихся признанием. Например, трем группам испытуемых предлагали одно и то же интервью, в котором речь шла о необходимости мягкого обращения с несовершеннолетними преступниками. Человека, с которым беседовали, представляли по-разному. Первой группе он был представлен как судья по делам несовершеннолетних, второй — как прохожий с улицы, а третьей — как человек, сам в прошлом бывший преступником. Испытуемые должны были ответить на вопросы, касающиеся понятности интервью. Речь судьи вполне понятной признали 73% испытуемых, речь прохожего — 63%, а бывшего преступника—только 29%. Таким образом, в оценке понятности были установлены значительные расхождения, которые зависели от степени доверия к источнику информации, развившегося как следствие его авторитета (в данном случае профессионального). Чем выше авторитет источника информации, тем больше изменяется не только доступность материала, но тем сильнее и его убеждающая сила. В группах, которым предъявлялись тексты, приписываемые заслуживающим доверия источникам, число лиц, изменивших свое первоначальное мнение по изложенному вопросу, составило в среднем 23%. Если же тексты приписывались источнику, не заслуживающему большого доверия, по мнению данной аудитории, то тот же текст приводил к изменению позиции только у 8% испытуемых [302].
От преподавателей требуются непрерывные усилия не только для создания и укрепления, но и для поддержания своего авторитета среди студентов, поэтому некоторые действия, способные его нарушить, он должен тщательно контролировать. Так, бесконтрольное повторение однотипных сообщений, одной и той же информации приводит к пределу насыщения — такому состоянию аудитории, при котором наступает резкое снижение способности людей к восприятию, возникает раздражение против «словесной жвачки» и падает доверие к сообщаемой информации.
К сожалению, опытные преподаватели подвержены возрастной и профессиональной деформации. Их проявления многообразны. Возрастная деформация может сказываться в убеждении, что и теперь лучше всего учить других так же, как когда-то обучали их самих. Преподаватели забывают, что с тех пор, как они учились, прошло много лет. За это время изменились не только знания, но и формы и методы их преподнесения, а зрелому преподавателю, как и каждому человеку, кажется, что воспринятое в молодости — это самое правильное, самое нужное, самое полезное. Поэтому он склонен держаться за старые методы и настороженно, а нередко и враждебно воспринимает новые способы обучения, тем более, что овладение ими требует от него дополнительных усилий. Кроме того, возрастная деформация может проявляться в стремлении преподавателя «лепить» каждого студента по своему образу и подобию, не отдавая себе отчета в том, что он стал преподавателем именно потому, что был одним из лучших студентов. Теперь он предъявляет к студентам повышенные требования, ожидая от каждого проявления тех же способностей, которыми сам обладал в его возрасте. Обнаруживается возрастная деформация и в том, что зрелые преподаватели, имея собственных детей студенческого возраста, нередко переносят способ взаимодействия с ними на своих учеников, обращаясь с ними, как с детьми. Это может рассматриваться студентами, считающими себя взрослыми людьми, как недостаточно тактичное поведение.
Профессиональная деформация может возникать как следствие давления повторяемости — необходимости многократного воспроизведения одного и того же курса лекций, практических или лабораторных занятий. В этом случае наблюдается возникновение речевых и мыслительных стереотипов, что и ведет к «окостеневанию» курса. Такой отработанный курс читать преподавателю легко, поскольку он весь управляется автоматически и не загружает сознания читающего, но неинтересно, и у преподавателя понижается уважение к себе, падает самооценка и растет тревожность. Эмоциональная привлекательность
педагогического труда в связи с этим может с годами понижаться, что иногда приводит к потере интереса к преподаванию и, следовательно, к потере мастерства. Для того чтобы избежать деформирующего влияния многократного повторения одних и тех же ответов, на консультациях перед экзаменами можно использовать фоноконсультации. Преподаватель разрабатывает в течение учебного года и записывает на магнитофонную ленту два-три наиболее трудных для студентов вопроса. Фоноконсультации оказывают существенную помощь в период подготовки к экзаменам, например, их активно используют преподаватели Политехнического института в Тольятти.
Для предупреждения симптомов профессиональной деформации полезно не только ежегодно обновлять содержание или форму изложения материала, но и регулярно использовать особую форму обратной связи с аудиторией — рейтинг. Рейтинг — это оценка качества работы преподавателя студентами. Для проведения рейтинга студентам раздают анкеты и просят ответить на ряд содержащихся в них вопросов. Вот несколько вопросов из такой анкеты.
Считаете ли Вы, что Ваш преподаватель хорошо знает свой предмет? Считаете ли Вы, что предмет свой он знает, но не умеет излагать? Считаете ли Вы, что он излагает свой предмет слишком сложно (слишком популярно)? Хотели ли бы Вы, чтобы количество часов по этому курсу было увеличено (уменьшено)? После обработки анкет обобщенные неперсонифицированные результаты сообщаются только самому преподавателю. Такая обратная связь позволяет не только поддерживать преподавание на определенном уровне, но и непрерывно совершенствовать лекторское мастерство.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1865;