Сущность игровой деятельности
В широком смысле игра является многогранным, исторически сложившимся социальным явлением, в котором проявляется социальный опыт и культура прошлых поколений и одновременно приобретается настоящий социальный опыт взаимоотношений людей.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
– творческий, импровизационный, активный характер деятельности;
– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, т.п.;
– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Внутренняя референтность в игре обеспечивается эмпатией и рефлексией.
Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Рефлексия – осмысление своих собственных действий.
Состязательность и соперничество являются «внутренней» пружиной» мотивации действий детей в игре и направлены на выигрыш – игровой результат, который вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка.
Мотивация ребенка в игровой деятельности развивается на нескольких уровнях.
На первом уровне мотивация связана с получением удовольствия от игры, которая выражается словами «хочу играть», представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
На втором уровне мотивация связана с игровой задачей, то есть с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях, и ее можно выразить в виде «Надо!» – своеобразная форма осознанной необходимости.
Третий уровень связан с процессом выполнения игровой задачи. Чтобы справиться с этим заданием, ребенку необходимо мобилизовать максимум духовных и физических сил, дабы не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных – составить новую комбинацию. Преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже некоторое открытие себя, своих возможностей, и это выражается как «Я могу».
При разработке игровой технологии учет уровневой мотивации детей в игре обеспечивает сопровождение игровых действий ребенка высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, мощным стимулятором его активности.
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 1217;