ПОРТАЛЬНЫЕ КРАНЫ
Территориальное планирование базируется на выявлении и формировании различных типов территориальных структур (территориальной организации), которые наиболее полно соответствуют устойчивому развитию региона.
Термин «территориальная организация» утвердился в экономической и социальной географии. Понятие территориальной организации общества в широком смысле охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда, размещения производительных сил, региональных различий в производственных отношениях, расселения людей, взаимоотношения общества и природы, а также проблемы региональной социально-экономической политики. В узком - включает такие категории, как административно-территориальная организация государства, региональное управление производством, формирование территориальных организационно-хозяйственных образований, определение территориальных объектов управления, социально-экономическое районирование (Топчиев, 1996). По Б.С.Хореву, территориальная организация общества есть сочетание территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов. Э.Б.Алаев (1983) приводит два основных определения территориальной организации – «размещенческое» и «структурное». Территориальная организация общества – это 1) совокутность процессов или действий по размещению предприятий сферы материального производства и непроизводственной сферы, размещению населения, природопользования, с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости, осуществляемых в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественно-экономической формации экономических законов и их пространственных модификаций; 2) сочетание функционирующих территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления процессом общественного воспроизводства.
В настоящее время разработан ряд теоретических моделей рациональной территориальной организации хозяйства (техносферы), населения (социосферы), природной среды (ландшафтной сферы), природопользования (системы «природа-хозяйство») (Лаппо, 1978; Родоман, 1971 и др.). Основополагающим выступает принцип рациональной функциональной организации территориального пространства жизнедеятельности человека.
Основные элементы реальной природно-хозяйственной мозаики:
1) ареалы наибольшей концентрации населения, производства, инфраструктуры (территориальная концентрация хозяйства принимает пространственные формы промышленно-городских агломераций, урбанизированных районов, транспортных магистралей. Они образуют ядра, зоны и полосы максимальной хозяйственнй нагрузки на природную среду.) (площадные и линейные геотехсистемы);
2) биоцентры с биокоридорами природные охраняемые территории («природно-географические окна»), призванные сохранить естественную природу на уровне, необходимом для ее воспроизводства и саморазвития. И для индустриально-урбанизированных ареалов, и для природных окон жизненно необходимы соединительные «коридоры» (транспортно-коммуникационные ленты, соединяющие хозяйственные ядра, биокоридоры, соединяющие биоцентры)
Транспортные магистрали служат каналами техногенных геохимических миграций и распространения синантропных видов растений.Все линейные транспортные геосистемы играют роль мощных гидрологических, биогеохимических и экологических барьеров.
Средообразующие комплексы выступают как биоцентры, связанные между собой биокоридорами. Сеть биоцентров разных уровней и биокоридоров формирует каркас экологической стабильности территории(Low, 1982);
3) буферные полосыразделяют территориальные участки с разными несовместимыми функциями. Это охранные зоны (буферные территории, оконтуривающие заповедники с целью нейтрализации антропогенного и техногенного воздействия), санитарно-защитные зеленые зоны (в градостроительном проектировании зеленые зоны имеют установленные нормативы в зависимости от численности населения: а) в городах с населением менее 10 тыс. чел. на 1000 жителей выделяется 50 га лесной площади; б) в городах с населением более 500 тыс. чел. – 130 га на 1000 жителей. В среднем на каждого городского жителя должно приходиться 0,13 га зеленой зоны. Санитарная норма зеленой зоны установлена не менее 25 м2 зеленых насаждений на одного городского жителя).
Важную роль играет пространственная конфигурация, сочетания (мозаика) на определенных территориях средообразующих и средопотребляющих (промышленных, сельскохозяйственных, селитебных и др.) комплексов, т.е. их территориальная организация.
В теоретических аспектах выделяется несколько типов структур рациональных с определенных точек зрения: плотности использования пространства, геоэкологической целесообразности организации территории (в плане ее устойчивого развития). Рассмотрим некоторых из них.
Закономерности размещения населенных пунктов. Оно подчиняется определенным закономерностям, связанным с законом минимальных усилий, эффектами агломерации (Кристаллер, Леш, Гарнер, Шулер и др.), геометрией ландшафта (см. рис.2.3). В человеческой деятельности проявляется стремление к агломерация для извлечения выгод, которые обеспечивают экономичность укрупнения. Агломерация можно рассматривать как узлы экономического ландшафта, образующиеся благодаря центростремительным силам. Агломерационный эффект действует на разных уровнях: в регионе, внутри города и т.д. Многие виды деятельности оказываются эффективными только тогда, когда они сконцентрированы в дном месте.
Модель поляризованного ландшафта, предложенная Б.Б.Родоманом и детализированная А.Г.Топчиевым. Б.Б.Родоман (1971) разработал принципы построения идеального культурного ландшафта (рис.2.4). По его мнению, он является хорошим способом придать необходимым оздоровляющим воздействиям на среду системный характер - это представит их как построение идеального культурного ландшафта. Такой ландшафт будет весьма различным от места к месту, да и сам идеал полностью не достижим, поскольку он должен постоянно эволюционировать вместе с человеческим обществом.
Рис. 2.3. Модели систем расселения Кристаллера
Большой город и девственная природа - это как бы два полюса современной биосферы, необходимые человеку в равной мере. Чтобы естественный ландшафт не страдал от близости города и не мешал ему расти, надо отодвинуть их друг от друга как можно дальше, и в тоже время соединив их «амортизирующей прокладкой» из промежуточных функциональных зон так, чтобы плотность постоянного населения, степень хозяйственного использования и частота посещения разных мест людьми постоянно убывали от городского центра к пригородному резервату, как убывает плотность земной атмосферы. Эти зоны человек будет пересекать и посещать при маятниковых миграциях. Между естественными и искусственными «полюсами» географической среды разместятся функциональные зоны (см. рис.2.4):
1.Природные заповедники, доступные научным работникам для исследований и экспериментов, студентам для практики, а широкой публики только для кратко временных посещений.
2.Загородные парки для длительного отдыха и туризма, лесные и охотничьи хозяйства.
3.Территории, используемые для сельского хозяйства средней и высокой интенсивности.
4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей промышленности, перемежающиеся с городскими парками и скверами повседневного пользования.
5. Городской центр или прицентральная зона общественного обслуживания.
6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города, превращенное в мемориальный комплекс.
а)
1.Природные заповедники
2.Загородные парки
3.Территории, используемые для сельского хозяйства средней и высокой интенсивности.
4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей
5. Городской центр
6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города
Рис. 2.4. Сетевой поляризованный ландшафт Б.Б.Родомана
Границы этих функциональных зон не остаются неизменными: у городского полюса они будут подвижнее, а вблизи природных заповедников устойчивее.
Поляризация ландшафта как целостная территориальная система может существовать только благодаря маятниковым миграциям людей. Различная людность его функциональных зон в разные времена года, дни недели и часы суток превращают его в пульсирующее демографическое поле, по которому от полюса к полюсу бегут волны.
Описанная схема поляризованного ландшафта безразмерна и безмасштабна, она осуществима на любой территории. В этом смысле между большими и малыми районами разница заключается в том. что при небольшой длине спектра в качестве зон выступают однородные земельные угодья и участки, а при больших расстояниях - пестрые ареалы не сплошного, но преимущественного распространения того или иного типа земель. Переход от крупных фрагментов поляризованного ландшафта к мелким подобен дроблению магнита, в каждом куске которого сохраняются оба полюса.
Известно, что фактический размер города ограничивается в частности максимальным временем, которое его жители тратят на ежедневное передвижение к местам работы и обслуживания. Заменив множество посещаемых пунктов одним центром, в качестве модели получим моноцентрический ареал, ограниченный изохронной доступности центра, т.е. линией, у которой все точки одинаково отстоят от этого центра по времени, необходимому на его достижение. При достаточно густой сети путей, допускающем движение по всем направлениям с одинаковой скоростью, ареал должен быть круглым и сохранять эту простейшую форму при равномерном росте во все стороны. Если же выделяются радиальные пути, обладающие повышенной скоростью, то у ареалов вдоль этих путей вырастают характерные зубцы или лепестки, а изохорны и ограниченные ими концентрические зоны становятся вогнутыми.
Правильная решетка, показанная на рисунке 2.4а. предполагает однородную равнину без рек, транспортную сеть равномерной густоты без разветвлений, равновеликие поселения без иерархии и т.п., чего в действительности нигде не бывает. Ясно, что эта теоретическая схема - лишь одно из самых первых приближений к реальной действительности - должна быть затем трансформирована применительно к местным условиям. Функциональное зонирование, подобно вышеописанному, может охватывать не только сушу, но и море. На рисунке 2.4.б, показан прибрежный вариант поляризованного ландшафта. Новым доминирующим элементом, по сравнению со схемой. А, здесь стала береговая линия. Из-за ее прямолинейности сеть основных коммуникаций сделалась прямолинейной.
Структура поляризованной организационной агломерации поселений была также предложена Б.М. Эккелем .(рис.2.5). Она разработана так как и у Б.Б. Родомана на основе использования симметрично отраженного графа рационального жизненного цикла населения: отдых-жилье - санитарно-защитная зона-производство, где в качестве оси симметрии выступают «коридоры» инфраструктуры. Б.М. Эккель считал, что в целях улучшения условий жизни населения и организации рационального природопользования целесообразно располагать функциональные районы ежедневных жизненных циклов населения в виде ориентированных графов, где места жительства и основные места обслуживания размешались бы между местами работы и отдыха, причем должно быть предусмотрено сохранение подобной ориентации в процессе роста и развития систем взаимодействия природы, населения и техники. Это позволит оптимизировать городскую среду, улучшить экологическую ситуацию.
Рис. 2.5. Поляризованный ландшафт Б.Н.Эккеля
Предполагается непосредственный контакт мест жительства с рекреациями выходного дня, которые в полосе контакта станут местом повседневного отдыха. Ограничивается контакт рекреационных районов с производственными сооружениями и инфраструктурой.
Появляется реальная возможность управления рекреационными нагрузками на природные ландшафты, Это достигается за счет отделения рекреационных дорог от путей утилитарного назначения. Выделение рекреационных дорог позволяет строить их сеть и формировать потоки рекреантов исходя из определенной программы рекреационного природопользования. За счет сведения в жгуты линейных технических сооружений предотвращается излишнее дробления природных ландшафтов и ухудшение их качества.
Происходит перераспределение контактов производства и населения с природными ландшафтами в пригородной зоне в пользу населения: формируются «селитебные» секторы природных ландшафтов для непосредственного пользования населением, в то время как в производственных целях используются части природной среды, тяготеющие к магистральным путям сообщения.
Создаваемые большими городами интенсивные нагрузки на среду можно нейтрализовать лишь концентрацией функций и применением целенаправленных природоохранных мероприятий. Создание монофункциональных районов позволяет организовать действенную охрану природы.
В дальнейшем модель поляризованного ландшафта детализирована А.Г.Топчиевым. На рис.2.6 представлена моделей территориальной организации природопользования в системе «прирорда-общество».
Рис. 2.6. Теоретическая модель (картоид) рациональной территориальной организации природопользования (системы «природа-общество»)
Типы территориальных структур систем расселения.В зависимости от типа ландшафта и истории формирования хозяйства региона можно выделить некие идеальные модели территориальных структур (рис.2.7).
Рис. 2.7. Основные типы территориальных структур
Концентрический тип территориальной структуры региона складывается на равнинных территориях с явно выраженным доминантным центром (промышленным, административным). Вокруг него в радиально-концентрическом направлении формируются населенные пункты (см. рис.2.7а). Причем, как правило, вторая концентрическая зона имеет более развитые промышленные зоны. Основные транспортные нагрузки происходят как в радиальном направлении, так и по «кольцевым» направлениям.
Полицентрический квадратно-прямоугольный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7б) характерен так же для равнинных территорий с длительной историей развития. Основные экономические центры примерно равномерно распределены, а между ними формируются зоны экономического влияния. Основные магистрали соединяют центры экономического развития.
Линейный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7в) формируется благодаря природным условиям (вдоль русел рек, горных массивов). Система расселения в виде основных центров повторяет природный контур, а вокруг них могут формироваться второстепенные центры. Так, основные города Прикарпатского региона – Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, а так же их курортные и промышленные спутники, образуют одну мощную полосу расселения, которая усиливается соответствующими связями и магистралями.
Для приморских регионов характерный полицентрический приморско-фасадный тип региональной структуры (см. рис. 2.7г). Основные экономические центры – портовые и курортные города, расположенные вдоль морского побережья. Вокруг них формируются так называемые хинтерланды – зоны экономического влияния. Транспортные магистрали, идущие от портово-промышленных центров в глубь суши, отличаются значительными грузо- и пассажиропотоками. В то же время «продольные» магистрали, что соединяют приморские центры, как правило менее нагружены. Подобным образом организована территория в прибрежных регионах Одесской области.
Для регионов с развитием горнодобывающей промышленности характерный полицентрический центрально-бассейновый (или бассейновый звездный) тип территориальной структуры хозяйства (см. рис. 2.7д). Сочетание экономических центров и городских агломераций формируется в бассейнах бессистемно вокруг центров горнодобывающей промышленности. Как правило, возникают значительные антропогенные и экологические нагрузки в пределах таких центров. Такая ситуация характерна для Донбасса, Криворожского и Никопольского марганцеворудного бассейнов.
Центральный тип территориальной организации характерен для слабо освоенных территорий (см. рис. 2.7е). Хозяйственная деятельность локализована в местах разработки минерального сырья, заготовках древесины, оазисного земледелия и др.
Теоретические и практические модели систем расселения населения позволяют глубже познать практические вопросы территориального планирования и более рационально сконструировать реальную систему расселения.
ПОРТАЛЬНЫЕ КРАНЫ
Портальные краны являются наиболее распространенными средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ портовых перегрузочных комплексов для штучных и навалочных грузов, монтажных и сборочных работ на судостроительных и судоремонтных заводах, в плавучих доках, а также строительно-монтажных работ при сооружении крупных и уникальных объектов, в частности гидротехнических: дамб, каналов, гидроэлектростанций и пр.
Портальные краны — это полноповоротные стреловые краны (рис. 1.1), устанавливаемые на жестких пространственных передвигающихся по рельсам рамах — П-образных порталах 1 или Г-образных полупорталах. Наличие портала или полупортала является характерной особенностью портальных кранов, придающей им своеобразный облик и позволяющей наиболее полно использовать наземные площади путем свободного пропуска под краном железнодорожных составов, перекрывая в зависимости от конструкции один (колея 6 м), два (колея 10 или 10,5 м) или три (колея 15,3 м) (рис. 1.1, б) железнодорожных пути. При этом внутренний контур портала должен соответствовать габариту приближения к строениям по ГОСТ 9238.
Поворотная часть крана, соединенная с порталом посредством опорно-поворотного устройства 2, состоит из поворотной платформы 12, на которой крепятся каркас (или колонна) 10, кабина управления 3, машинная кабина 11 и стреловое устройство, в данном случае в виде шарнирно-сочлененной стреловой системы, состоящей из стрелы 4, гибкой оттяжки 5 и хобота 6. С целью уравновешивания веса стреловой системы на коромысло, устанавливаемое шарнирно на каркасе, крепится противовес 9. На портале размещены кабельный барабан 13 и механизм передвижения крана 14.
В зависимости от вида грузов кран может работать как с грейфером 8, так и с крюком 7. Портальные краны имеют механизмы подъема, передвижения, вращения и изменения вылета; передвижение является установочным движением, остальные — рабочими. Подробнее особенности механизмов портальных кранов рассмотрены далее.
Рис. 1.1. Кран портальный перегрузочный КПП 10(12,5) –30 –10,5К АО «Подъемтрансмаш» на двухпутном (а) или трехпутном (б) портале:
1 – портал; 2 – опорно-поворотное устройство; 3 – кабина управления; 4 – стрела; 5 – оттяжка; 6 – хобот; 7 – крюковая подвеска; 8 – грейфер; 9 – противовес; 10 – каркас; 11 – машинная кабина; 12 – платформа; 13 – кабельный барабан; 14 – механизм передвижения
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 4664;