Монтаж звука
Работа со звуком в структуре производства рекламной продукции проводится на специализированных рекламных записывающих студиях. Как правило, такие студии представляют собой модифицированные музыкальные студии или находятся в системе технического обеспечения радиостанций.
Технологические требования к оборудованию рекламных студий определяются спецификой их деятельности — записью рекламного сообщения в исполнении профессионального диктора, оформлением этого сообщения с помощью звуковых эффектов и музыки, записью рекламных джинглов с привлечением музыкальных исполнителей, звуковым оформлением видеоряда с рекламным содержанием.
В большинстве случаев в студиях идет работа над уже готовыми фонограммами: их микширование, обработка и редактирование, запись дикторского голоса, певческого вокала.
Типовая рекламная записывающая студия состоит из аппаратной и дикторской. Запись рекламного сообщения (игрового, информационного, музыкального) производится в дикторской.
Дикторская должна быть соответствующим образом звукоизолирована, чтобы обеспечить отсутствие призвуков помещения в записи.
Как и в любой другой студии звукозаписи, центром рекламной записывающей студии является микшерный пульт, куда поступают сигналы со всех имеющихся источников сигнала и с которым связаны все устройства обработки, редактирования и записи звука на носитель.
Необходимо наличие аппаратных процессоров эффектов, которые, совместно с программными возможностями обработки звука, позволяют «раскрасить», «оживить» звук как во время записи, так и в процессе его редактирования.
Неотъемлемой частью рекламной записывающей студии является система цифровой записи на жесткий диск компьютера, снабженная необходимым программным обеспечением. Основное редактирование, коррекция звука, сведение рекламной продукции осуществляются при помощи компьютерных звуковых программ.
При помощи звуковых редакторов выполняется монтаж звука — вырезка, склейка, перестановка фрагментов, а также различные виды обработки — усиление/ослабление, сжатие/расширение динамического диапазона, удаление щелчков и призвуков, снижение уровня шума, выравнивание частотной характеристики и прочее. Кроме этого, редакторы позволяют накладывать на звук специфические звуковые эффекты.
С точки зрения технологии монтажа необходимо отрегулировать качество звукозаписи, чтобы обеспечить чистое, неискаженное звучание фонограммы.
С точки зрения эстетики фонограмма существенно влияет на настроение и ритм смонтированного материала и, следовательно, на то впечатление, которое он произведет на зрителя.
В подготовке звуковой фонограммы при монтаже можно выделить:
• отбор элементов фонограммы;
• их последовательное расположение;
• сведение;
• обработку.
Отбор элементов фонограммы. На этом этапе нужно решить, какие аудиоэлементы отснятого материала включать, а какие не включать в фонограмму. Это в большей степени относится к материалу, снятому на видеопленку. Дополнительный материал может включать комментарий, музыку и звуковые эффекты.
Материал, снятый на кинопленку, как правило, полностью переозвучивается.
Последовательное расположение звуковых сегментов. Порядок расположения звуковых сегментов фонограммы определяется структурой, предназначенной для максимального драматического или информативного эффекта видеоматериала.
Определив порядок расположения сегментов фонограммы, нужно определить характер переходов между ними.
При монтаже текста самый распространенный переход — это прямая склейка. То есть заканчивается один сегмент фонограммы и начинается другой, а между ними остается естественная пауза. Можно также пользоваться приемами микширования или наложением звука.
Микширование — это переход, при котором один сигнал постепенно затухает и на смену ему так же постепенно выводится другой сигнал. Сигналы не смешиваются, между ними остается небольшая пауза. При микшировании с наложением первый сигнал частично накладывается на второй: второй сигнал начинает постепенно вводиться, прежде чем первый полностью выведен.
Если видео- и звукоряд монтируются вместе, то это называется одновременным монтажом, или общей склейкой. Это основной тип монтажа для интервью или диалогов.
Другой тип монтажа фонограммы называется раздельной склейкой. При таком монтаже видеоряд и звукоряд монтируются отдельно: сначала склеивается фонограмма, а потом видео или наоборот.
В этом случае нужно иметь возможность независимого монтажа звука и изображения.
Сведение звука. Звуковая часть ролика может включать одновременно несколько источников звука. В сложных случаях сведения можно слышать на фонограмме текст, интершум и музыкальный фон. Следовательно, нужно не только отобрать соответствующие источники звука, но и совместить их нужным образом. Этот процесс называется наложением, или сведением звука.
Громкость сводимых вместе звуковых сигналов определяется их относительной важностью для данной сцены.
Интершум или музыка, задуманные как звуковой фон, не должны
заглушать текст. А в напряженной драматической сцене музыку можно
вывести на первый план, перекрыв интершум и другие составляющие
видеоряда.
Таким образом, сведение звука предусматривает оценку того, какие составляющие звукоряда должны быть на окончательном варианте фонограммы слышны на первом, втором и третьем плане.
Сведение также предусматривает правильную регулировку уровней относительной громкости сигналов в процессе сведения фонограммы.
Обработка звука. В процессе монтажа часто требуется отрегулировать качество звукозаписи. Обработка звука применяется при исправлении качества внестудийной видеозаписи или для достижения нужных звуковых эффектов. Например, эффект «телефонного голоса» достигается с помощью наложения звукового фильтра на фонограмму голоса.
Существуют факторы, оказывающие влияние на эстетические параметры звука.
Акустическая перспектива — это эффект соответствия расстояния от объекта съемки до камеры расстоянию от источника звука до микрофона.
Например, поезд, появившийся вдали на экране, кажется маленьким, а шум поезда — слабым. Поезд приближается, его изображение на экране растет, а шум соответственно усиливается.
Это и называется акустической перспективой.
Близкие и далекие звуки отличаются друг от друга степенью громкости и качеством. Эту разницу в качестве звучания называют эффектом присутствия.
Близкий звук будет не просто громче, а именно ближе. В непосредственной близости от источника звука микрофон воспринимает широкий спектр обертонов и оттенков, которые на расстоянии теряются. Следует учитывать и место, на котором велась съемка. Звук в большом помещении будет объемнее, чем в маленьком. Объем достигается количеством отраженного звука.
Эффект присутствия используется в рекламном ролике сока «Добрый» «Таксопарк».
Диспетчер Танюша произносит фразу: «Доброе утро, мальчики!». В ролике мы видим, что начало этой фразы она произносит в диспетчерской, где звук имеет нормальный объем и перспективу, а окончание фразы мы слышим через громкоговоритель в гараже, где большое помещение увеличивает объем и перспективу звука.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры монтажных образов в литературе, музыке, живописи.
2. Почему монтаж является основным выразительным средством экранной режиссуры?
3. Какая из монтажных систем наиболее присуща телерекламе? Почему?
4. Что такое комфортный монтаж? Приведите пример рекламного ролика.
5. В чем заключается правило видеомонтажа по направлению движения объекта?
6. Назовите преимущества нелинейного монтажа.
7. Что такое акцентный монтаж? Приведите пример рекламного ролика.
8. Чем отличаются съемочный и монтажный кадры?
9. Какой из перечисленных роликов смонтирован по принципу комфортного монтажа:
• «Будущее зависит от тебя» («Мегафон»);
• «Тайд или кипячение»;
• «Знакомство» (сок «Добрый»)?
10.В чем заключается правило видеомонтажа по свету?
11.В чем заключается правило видеомонтажа по географии (ориентации в пространстве)?
12- Что такое линейный видеомонтаж?
13.Что такое перебивка?
14.К какой видеомонтажной системе относится серия роликов «Моя семья»:
• комфортная;
• акцентная?
15.В чем заключается правило видеомонтажа по крупности?
16.Что такое параллельный монтаж? Приведите пример рекламного ролика.
17.Что такое внутри кадровый монтаж? Приведите пример рекламного ролика.
18. Приведите примеры рекламных роликов, в которых используются приемы акустической перспективы и эффекта присутствия звука.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2776;