Материал для учителя. Поклонение богам требовало роскошных, художественно оформленных храмов
Поклонение богам требовало роскошных, художественно оформленных храмов. Греческие храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека, поэтому они были небольшими по размеру. Пропорции колонн, размеры капителей и баз рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела. В период архаики сложился общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой. Число колонн в архаических храмах (в соотношении по фасаду и боковой стене) – 6:7 или 6:15, в классических – боковая стена имеет двойное число колонн плюс еще 1 – 8:17. Внутреннее пространство храма разделялось двумя рядами колонн на три нефа (корабль), в среднем находилась статуя божества.
В VІІ в. до н.э. возник архитектурный ордер. Ордер определял соотношение и соразмерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. К несущим частям здания относятся - цоколь, образующий по периметру храма обычно три ступени, и колонны с фигурным верхом – капителью. Несомую часть образуют перекрытие – антаблемент и фронтон - треугольное завершение двускатной крыши.
Почти одновременно возникли два типа греческих ордеров, дорический и ионический, получившие название по основным племенам, населявшим Грецию наряду с ахейцами: дорийцы и ионийцы. В конце V в. до н.э. появляется коринфский ордер. В дорическом ордере преобладали четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность форм. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Её ствол по вертикали был разделен вертикальными желобками – каннелюрами, имеющими острые грани. Верхняя часть – капитель – представляла собой сплюснутую «подушку» – эхин и четырехгранную плиту – абак. Особенностью дорического ордера являлась обработка фриза чередующимися вертикальными планками и квадратными плитами между ними – метопами, украшенными рельефами. Рельефы расцвечивались красным и синим с расчетом, что цветовой контраст смягчит резкие тени, могущие при ярком солнце исказить на расстоянии рисунок фигур.
Для ионического ордера характерны были тонкие и высокие колонны с базой, глубокие, но стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель с завитками – волютами. Архитрав в ионических постройках делился по горизонтали на три яруса, а фриз декорировался непрерывной лентой рельефного изображения. Ионический стиль отличался яркой раскраской, позолотой, обилием декоративных деталей. Рельефный фриз был двуцветным: желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом, красном фоне. Капители украшались деталями из позолоченной бронзы.
Коринфский ордер – пышный, зрелищный, со сложной капителью.
В середине V в. до н.э. эллинские города объединились под эгидой Афин. Сюда со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе. Там был создан ансамбль зданий, вызвавших восхищение не только у эллинов, но и у соседних народов.
Акрополь, мрачная отвесная скала, приобрёл величественный облик. С запада к нему вёл торжественный вход – пропилеи работы архитектора Мнесикла. Пропилеи, исполненные в дорическом стиле, но уже облегченных пропорций, имели ступенчатый пол и ионическую колоннаду внутри. Врата замыкались слева глухим зданием картинной галереи – Пинакотеки, справа крошечным ионическим храмом Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Афиняне шутили, что их богиня без крыльев никогда не покинет Акрополь. Пройдя сквозь мощный строй богов-хранителей: Гермеса Привратника, трехликой богини ночи Гекаты, двух конных Диоскуров, – человек вступал на площадь Акрополя. Справа он видел монументальный Парфенон, храм Афины Парфенос (Девы), исполненный в дорическом ордере. Его мощный объем, с восемью колоннами по фасаду и семнадцатью по длинным сторонам, рисовался на фоне неба. Чтобы сооружение казалось сплоченным и цельным, архитекторы Иктин и Калликрат все линии и формы слегка искривили, направили к центру. Роскошная статуя Афины 12-метровой высоты, исполненная Фидием из золота и слоновой кости, стояла в целле лицом на восток. Парфенон был богато украшен скульптурой.
Слева Парфенону противостоял небольшой ионический храм очень сложного плана – Эрехтейон, посвященный Посейдону Эрехтею, который почитался здесь еще в эпоху микенских дворцов. У Эрехтейона было три разных портика, с профилями и деталями непревзойденного изящества. Тот, что выходил на площадь Акрополя, вместо колонн опирался на статуи девушек – кариатид. Портик кариатид, с его величественными бесстрастными фигурами, был доступен только изнутри храма: он играл роль мемориала над могилой древнейшего царя Афин – Кекропса. Рядом росло единственное на Акрополе дерево – священная олива.
Между Парфеноном и Эрехтейоном стояла 9-метровая бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия. Золоченый кончик ее копья и гребень султана были видны морякам за несколько километров.
Здания Акрополя выстроены из местного пентелийского мрамора. Он имеет тёплый, светло-кремовый тон, и его поверхность приобретает со временем благородную коррозию – патину.
У подножия Акрополя был построен театр Диониса, ставший основным типом театра для всех греческих городов.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 583;