Материал для учителя. Мифологическое осмысление действительности свойственно многим древним народам
Мифологическое осмысление действительности свойственно многим древним народам. Но только в Древней Греции эта мифология была поэтически переосмыслена, упорядочена и приняла вид стройной космогонической системы, или «картины мира».
Слово «миф» тоже греческого происхождения и обозначает «сказание» или «слово» о богах и героях, причем для древних греков содержание мифа, как и сама жизнь, творящая этот миф, было неоспоримой реальностью, в которой в вечном движении и борьбе действовали боги, богини и герои.
Античная мифология прошла долгий и сложный путь развития. Она развивалась из ранних представлений о природе как об одушевлённых силах, имеющих близкие, родственные отношения. Древнегреческая мифология, являясь одной из древнейших форм освоения мира, имеет огромное самостоятельное эстетическое значение. Наиболее отчетливо эта особенность выявилась в гомеровском эпосе и «Теогонии» Гесиода, где мифологическая картина всего Космоса, богов и героев приняла законченно-систематический вид. Художественность греческой мифологии выражается, прежде всего, в глубоком гуманизме её образов.
Развитие античной мифологии происходит в два этапа. Первый этап называют хтонической или архаической, доклассической мифологией, второй – классической или героической. В первой действуют порождения земли – Геи, ужасные, дисгармоничные, безобразные чудовища, смешение образов живой природы с человеческими формами, во второй – боги и герои, прекрасные и совершенные по своей сущности, создающие мир по законам искусства. Красота мира рождается в страшной и жестокой борьбе, в которой боги уничтожают дисгармоничных чудовищ. Таким образом, принцип космической жизни – красота, активное и беспокойное начало, воплощённое в олимпийских богах.
Важнейший принцип хтонической миологии – это господство в мире несоразмерности, дисгармонии и беспорядочности, не имеющей никакой формы. Вечно существующая мать-земля порождает и опять принимает в свое лоно частицы природы. Всё живет своей особой жизнью в бесконечном чередовании жизни и смерти.
Четыре первоосновы составляют начало хтонической мифологии – Хаос, Эрос, Гея, Тартар. Три из них в дальнейшем изменят свои функции. Хаос станет олицетворением спутанности и беспорядочности жизни, Эрос примет антропоморфный облик сына Афродиты, а Тартар будет темницей для свергнутых богов. Лишь Гея-Земля так и останется главной и очевидной реальностью, дающей жизнь неисчислимому потомству.
Независимо ни от кого земля производит из своих недр горы и обитающих в них нимф. А затем и шумный Понт. Оказывается, что греческий космос, т.е. мир, простирающийся между небом и землей и омываемый морем, получает свой привычный вид только благодаря жизненной силе земли.
В союзе с Ураном Гея стала порождать иные существа. Сначала это были титаны и титаниды, наделённые неиссякаемой силой, а значит, и бессмертием. Затем появились гекатонхейры, внушающие ужас сторукие чудовища с пятьюдесятью головами, к ним присоединились Киклопы. Без всякого брачного союза появилась Ночь, несущая смерть, сновидения и печаль. И наконец, определилась еще одна сила – Судьба, в виде трех мойр: прядущей нить жизни (Клото), дающей тот или иной жребий каждому живому существу (Лахесис) и в положенный момент перерезающей нить (Антропос). Так как Уран отправлял всех своих детей обратно в лоно матери-земли, испытывающей от этого страшную тяжесть, то младший из титанов Кронос, по наущению матери, оскопил отца, чтобы прекратить эту бессмысленную плодовитость.
Но чудовища продолжали заселять землю. Появились сестры Горгоны, Химера, Тифон, Гидра, прозванная Лернейской и, наконец, устрашающий многоголовый пес Кербер. Первые люди были тоже несовершенны, темны и грубы. Они были столь же дикими, как и сама природа. Достаточно вспомнить буйных нравом и невоздержанных кентавров, населяющих леса и горы. Все эти чудовища были олицетворением тех губительных сил, которые были порождением Хаоса и не способствовали развитию мира и его упорядоченности.
Однако в этом несчастном и мрачном мире всё-таки таятся благодетельные силы. Лесной Пан не только наводит ужас, но охраняет стада и играет на свирели. Кентавры Хирон и Фол воплощают мудрость и благожелательность. Уже появляется что-то достойное памяти (Мнемосина) и робкое чувство дозволенного и недозволенного (Фемида).
Так, среди губительного Хаоса начинает формироваться и набирать силу благодетельное начало, которое ещё ждет своего часа, чтобы вступить с ним в борьбу. Но теогонический процесс, т.е. процесс порождения богов всё ещё продолжался. Теперь он вступает в свой заключительный период, чтобы перейти, наконец, к относительной стабильности.
Титаны, вступившие в брачный союз со своими сёстрами, родили ещё множество богов. Это были боги второго поколения, более мудрые и совершенные, среди которых были уже Гелиос, Селена и Эос, мощный Атлант и мудрый Прометей. В этот список можно внести и прекрасную богиню любви Афродиту, родившуюся из капель крови Урана и морской пены. Младший из титанов Кронос в союзе с Реей родили Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона и Зевса.
Кронос, рождая детей, однако, не забывал о своем поступке. Мысль о возмездии, о том, что кто-то из его детей поступит с ним столь же коварно, как в свое время пришлось поступить ему, угнетала его, и он принял решение уничтожить своих детей, проглатывая каждого сразу же после его рождения. Лишь Зевсу удалось избежать этой участи. Став взрослым, он возглавил борьбу против титанов, которая завершилась его блистательной победой. Братья и сёстры Зевса вместе с громами и молниями, до времени скрытыми в недрах великанши земли, передали ему и первенство над собой.
Борьба Зевса была беспощадной, но гибель титанов была предрешена всем ходом развития мира. Некоторые из титанов, например Прометей, это понимали и приняли сторону Зевса. Титаномахия, так называлась эта битва, стала важнейшим событием в греческой мифологии. Она подводила итог целой эпохе. Архаический, или хтонический, её период закончился. Все, что мешало развитию, было уничтожено либо ввергнуто в Тартар. Греческая мифология вступила в новый этап.
Классическая, или героическая, мифология по сравнению с архаикой обладает рядом особенностей. Во-первых, она не хтонична, это не мифология земли. Наоборот, она борется с её порождениями, утверждая себя на Олимпе. Во-вторых, в этой мифологии божество уже мыслится абсолютно бессмертным и вечно существующим. В-третьих, антропоморфизм греческой мифологии классического периода основан на принципах гармонии, меры и всеобщей упорядоченности. Олимпийские боги в этом смысле являются предпосылкой прекрасного тела и прекрасного духа, свойственного героическому человеку. Именно поэтому боги и герои олимпийской мифологии борются со стихийным миром, побеждая чудовищ и устанавливая новые прекрасные в своей основе закономерности.
Под владычеством Зевса мир приобретает то упорядоченное единство, которое обозначается греческим словом «космос». Вселенная теперь мыслилась в виде яйца, сплюснутого на полюсах. В верхней части находилось верхнее небо – Олимп. Там в сияющем свете эфирных высей в прекрасных дворцах жили боги молодого поколения. На другом конце яйца – нижнее небо, мрачная глубина Тартара, поросшего корнями земли и моря. Там в вечном мраке влачат существование побежденные боги старшего поколения. Тонкий диск земли прорезает это яйцо пополам. Там живут люди. Над землей воздушное пространство, под землей царство смерти. Так все стало на свои места.
Однако и после окончательной победы Зевс позаботился о том, чтобы укрепить свою власть. От проглоченной им Метиды родилась Афина, появление которой из головы Зевса указывает на укрепление мудрости как мужского начала. Она является несомненным продолжением мысли Зевса, исполнительницей его замыслов. Благодаря союзу с Фемидой, Зевс сосредоточил в своих руках правосудие, идею справедливости и законности, мирную жизнь в пределах неба и земли. Гера, третья супруга Зевса, была хранительницей семейных устоев.
Но Зевс не ограничился этим. Он вступал в незаконные связи, от которых появлялось многочисленное потомство. Дети Зевса приходили в мир для великих целей, исполняя возвышенные замыслы своего отца. Они борются со всякой иррациональностью и очищают землю от разрушительных сил, некогда порожденных Геей.
Олимпийские боги хорошо понимали, что хтонические силы никогда не будут побеждены окончательно, поэтому искали опору своим замыслам среди людей. Они охотно вступали в брак со смертными, чтобы родить потомков, близких по крови, которых стали называть героями. Герои были призваны выполнять волю богов на земле, среди людей, уничтожая остатки хтонизма, внося вопреки древней стихийности и дисгармонии – справедливость, меру и закон. Так в греческую мифологию властно вторгается человек. В последней битве богов – гигантомахии – с новым чудовищным порождением Геи участвовали и герои. Отныне человеческая и мифологическая история проходит среди лесов и полей Греции. История становится всеобщей.
Герой в древнегреческой мифологии – сын или потомок божества и смертного человека. Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Величайший герой Греции Геракл, предками которого были Данай, Персей и др., появился только через тринадцать поколений. Происходит нарастание героической мощи, которое достигает апофеоза в мифах об общегреческих героях. Герой наделен непомерной силой и сверхъестественной мощью и совершает самые различные подвиги – физически уничтожает хтонических чудовищ (Персей и Горгона, Тесей и Минотавр), способен бросить вызов даже смерти (борьба Геракла с Танатосом). По мере роста героизма он утверждает себя не только с помощью силы, но и разума и выполняет культурные функции, как, например, Дедал, построивший Лабиринт для кносского царя Миноса. Но независимо от рода героизма их подвиги всегда сопровождаются помощью родителя или бога, функции которого близки характеру того или иного героя. Известное хитроумие Одиссея вызывало симпатии Афины, которая постоянно оберегала его во время многолетних скитаний.
Поскольку одной жизни героя не хватает для осуществления великого замысла богов, она чаще всего полна драматизма, а его подвиги часто сопровождаются тяжкими испытаниями. Так укрепляется мифологическая идея страдания как необходимого элемента бессмертия.
Самостоятельность героев приводит их к дерзости, так как они решаются противопоставить себя богам и бросить им вызов. При этом они способны совершать даже преступления, которые, накапливаясь из поколения в поколение, могут привести к гибели всей героической династии. Иногда герои истребляют друг друга, как в Троянской войне, которую Гесиод рассматривает как конец героического века.
Таким образом, и героическая мифология имеет свои границы. Она тоже приходит к закономерному концу. Во-первых, проклятия, наложенные богами на отдельных героев, приводят к гибели целой династии героев (Тантал, Сизиф и др.). Во-вторых, проклятия, наложенные богами на отдельные народы, приводят к полной гибели всего героического поколения людей (Троянская война). В-третьих, потомки самих богов, призванные ими в мир, чтобы устроить его по их прекрасным замыслам, постоянно нарушали незыблемость твёрдо установленных божественных прерогатив. Герои посягнули на самый основной принцип мифологической системы – принцип бессмертия.
Но невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. В этом, пожалуй, и заключается самый главный смысл греческой мифологии, ее гуманизм. Человечество прощается с наивной мудростью мифологических чудес, чтобы с помощью знания, неустанными трудами и стремлениями, а значит, и неизбежными страданиями, преобразовать жизненную реальность, утверждая именно в ней свое подлинное бессмертие.
Греческая мифология являет собой стройную логику строительства мироздания, в котором активное участие принимал человек. Но человек вошел в античный космос отнюдь не по желанию богов, хотя это выглядит именно так. Он вошел в этот космос через способность поэтически осмысливать и окружающий мир и самого человека. Недаром Гомера и Гесиода называют создателями богов, и недаром именно греческая мифология до сих пор остается неисчерпаемым источником для творчества.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1077;