Материал для учителя. Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление
Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление, как образец для подражания, как эталон творческого совершенства.
Многие говорят о «греческом чуде». Но дотошные исследователи отмечают, что в определённом смысле в античной культуре не было ничего принципиально нового по сравнению с предшествующей культурой Древнего мира. «Греки, - подчеркивал Дж.Бернал, - переняли почти не осознавая, массу знаний, сохранившихся от древних империй Египта и Вавилона» (Наука и история общества. М.,1956). И всё-таки мы не без основания говорим о «греческом чуде», о греческой цивилизации и культуре как колыбели европейской и современной мировой культуры. Немецкий поэт конца ХVІІІ в. Ф.Геббель писал:
Вы, греки, - племя хитрое; другие
Для вас напряли, вы ж из этой пряжи
Свою творите золотую ткань.
Пусть в этой ткани ни одной нет нити,
Которую вы сами бы создали,
Пусть у других всё взято - всё ж бесспорно,
Вам всё принадлежит, и гений ваш на всём запечатлен.
Античной называется культура Древней Греции и Древнего Рима. Античная художественная культура развивалась в течение многих веков – от ІІІ тыс. до н.э. до V века нашей эры и прошла несколько этапов:
Эгейская культура: крито-микенская (ІІІ – ІІ тыс. до н.э.);
«темные века» от Троянской войны до гомеровской
Греции (ХІІ – ХІ вв. до н.э.);
гомеровская Греция (ХІ – VІІІ вв. до н.э.);
греческая архаика (VІІ - VІ вв. до н.э.);
Греческая классика – ранняя, высокая, поздняя (V – ІV вв. до н.э.)
Культура эллинизма (вторая пол. ІV – І вв. до н.э.)
Этрусская культура (VІІІ - ІІ вв. до н.э.)
Царский период Древнего Рима (VІІІ – VІ вв. до н.э.)
Республиканский период (V в. до н.э. – І в.)
Императорский период (І в. – 476 г.).
Эгейская культура была открыта в начале ХХ в. английским археологом Артуром Эвансом. Учёный первым предположил, что существует генетическая связь культуры Древнего Востока с Эгейской культурой.
До нас дошло немного памятников критской культуры, главным образом, дворцы знати. Самый примечательный – Кносский дворец, расположенный на невысоком холме. Центр комплекса – прямоугольный двор, а вокруг него свободно группируются различные помещения. Стены парадных залов расписаны фресками, создающими праздничное настроение продуманной гаммой красок, сюжетами праздников, обрядов, сценами из обыденной жизни. Примечательно, что таинство поклонения богам проходило на природе, в священных рощах и пещерах. Дворец органично вписан в ландшафт. Древние зодчие точно учитывали природные условия – форму ландшафта, течение вод, движение воздушных потоков, они удивительным образом выбирали наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений.
Отличительная черта критской архитектуры – отсутствие симметрии в зданиях. На первом этаже находились парадные помещения: тронный зал, зал для зрелищ, зал для игры с быками.
Необычными были колонны дворца, сужающиеся книзу и выполняющие только свою основную функцию – опорную. Однако карминно-красный цвет колонн создавал и особенный декоративный эффект.
Во дворце были обнаружены ванные комнаты, водопровод, водяная уборная. Были там и ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Так как уловить какую-либо систему в их планировке почти невозможно, дворец был воспринят как лабиринт, построенный Дедалом.
Изобразительное искусство Крита достигло небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Критяне стремились передать движение человека: «Акробаты с быком», «Царь-жрец», но все человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона.
Основной темой пейзажной живописи было море с рыбами, дельфинами, заросли кустарников с быками, львами, козами.
Царские дворцы Тиринфа и Микен были обнесены высокими стенами, сложенными из огромных каменных глыб. В стенах располагалась сложная система галерей, проходов, ведущих к продовольственным и оружейным складам, цистернам для воды. Ворота украшали рельефы – Львиные ворота. Дворцы отличались симметрией и имели чёткую систему расположения комнат и залов. Центральным помещением являлся мегарон, имеющий кровлю с отверстием, под которым находился очаг. Входом в мегарон служил коридор с двумя колоннами.
Стены дворцов также украшали фресками, но в тематике преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Торжество физической силы пронизывало всю микенскую культуру.
На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, делает первые самостоятельные шаги по наведению порядка, вносит своё понимание в устройство мира. На этом этапе он очень тесно связан с природой.
Следующий период в развитии античного искусства – «темные века», о которых до нас не дошло достоверной информации. Мы можем судить об этом времени по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанным много веков спустя.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 562;