Материал для учителя. Архаическая скульптура отличалась несовершенством, ибо она создавала обобщенный образ человека
Архаическая скульптура отличалась несовершенством, ибо она создавала обобщенный образ человека. Это так называемые «куросы» (юноши), именуемые архаическими Аполлонами. До наших дней дошло несколько десятков статуй. На губах – условная архаическая улыбка, глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Куросы создавали обобщенный человеческий облик. Не важно – имел ли в виду художник изобразить Аполлона, или героя, или атлета. Он изображал Человека.
Архаический Аполлон всегда молод (в зрелой молодости жизненные силы в полном расцвете и равновесии). Он всегда обнажён. Он всегда стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед – человек пускается в путь, его тело пронизано готовностью к движению. Женские статуи назывались «кора» – их изображали в длинных ниспадающих одеждах, головы девушек украшены локонами, статуи полны изящества и грации.
В классический период на смену куросу и коре приходит большее разнообразие типов: скульпторы стремятся к передаче сложного человеческого тела. Утверждение человеческого достоинства – главный мотив греческой скульптуры классического периода. Величайший скульптор V века до н.э. Фидий создает грандиозные скульптуры, Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Под его руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.
Показательна работа известного мастера той эпохи – Мирона. Собранность, сжатость и цельность представлены в его «Дискоболе». Юноша - атлет изображен в смелой, энергичной позе за минуту перед броском – победным прорывом в пространство.
В теоретическом трактате «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека. (Согласно расчетам Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, а высота головы – 1/8 длины тела).
Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. Пракситель воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Он изображал богов в минуты расслабленности и отдыха. Под его резцом даже дикие силены становились нежными и привлекательными, а мрамор становился прозрачным и светящимся. Пракситель первым стал изображать Афродиту обнажённой, сначала наполовину, затем целиком. Его статуя выходящей из воды богини составила славу г. Книду, куда съезжались со всего античного мира паломники, чтобы её посмотреть. Позировала для мастера его возлюбленная – гетера Фрина. Дошел до нас и единственный подлинник Праксителя – «Гермес с Дионисом». Статую нашли в храме Геры в Олимпии в 1877 г. Мастер существенно удлинил пропорции тела. Его фигуры в изнеженных позах, как бы застывшие в мареве южного солнца, опираются на древесные стволы или вазы. Лица исполнялись так, чтобы шероховатая поверхность волос оттеняла матовую гладкость кожи. Четкие контуры черт стали стираться, а взгляд приобрел томность и мечтательность.
Уроженец острова Парос, Скопас разрушил благородный, бесстрашный идеал Фидия. Он стал мастером страсти и страдания. Его «Менада», дошедшая до нас в римской копии, показывает служительницу культа Диониса-Вакха в ритуальном экстазе. С разорванным олененком в руках, с запрокинутой головой и обнажившимся телом, она вращается в дикой пляске. Мастеру удаётся передать накал эмоций, порой трагический надлом. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление динамики образа.
Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от идеального совершенства. Его «Апоксиомен» - спортсмен после состязаний, уставший, отдавший выступлению все силы.
Эллинистическая скульптура отражает новые тенденции в искусстве: появление портретных и аллегорических статуй, интерес к изображению частного, личного, а не общественного. Одна из замечательных статуй эпохи эллинизма – «Ника Самофракийская» Статуя богини Победы была воздвигнута в честь победы родосского флота в 306 г. до н.э. на о. Самофракия. Установленная на пьедестале, напоминающим нос боевого корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утёсе на берегу моря. Фигура Ники выражает чувство ликующей радости и стремительный порыв – развевающийся хитон, мощные, отведенные назад крылья, устремленное вперёд сильное тело создают победный и торжественный образ.
Шедевром эллинизма стала «Венера Милосская». Нежная, но с возвышенным ликом, стоящая на земле, но словно и на пьедестале, которым ей служит нижняя часть собственного тела, близкая и в то же время устремившая взор в недостижимую даль, своей мраморной плотью она излучает сияющий свет.
Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон» изваянная родосскими скульпторами Агесандром, Афинодором, Полидором. Сюжет этой скульптуры связан с одним из мифов о Троянской войне: жрец Лаокоон и его сыновья были наказаны богами за то, что предостерегали троянцев от введения в город деревянного коня, оставленного греками-ахейцами. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 606;