Материал для учителя. Искусство Рима завершает собой эпоху античности и искусство древности в целом
Искусство Рима завершает собой эпоху античности и искусство древности в целом. Это делает его явлением необычайно сложным и противоречивым. Искусство Греции нельзя не любить за его чистоту и возвышенную правду о человеке. Не случайно Гете говорил, что «каждый человек должен быть греком», т.е. он должен стремиться к вечному идеалу гармонии. А что такое Рим?
Когда мы произносим «Древний Рим», нам представляется громадный город с грандиозными постройками и шумными массами народа, синее южное небо, пышущий зноем летний воздух, лёгкий средиземноморский бриз. Рим – это беснующиеся от страсти амфитеатры. Рим – это столы богачей, ломящиеся от яств, паштеты из соловьиных языков и одеяла из лепестков роз. Рим – это Спартак. Рим – это Юлий Цезарь. Рим – это могучая мировая держава, это весь Древний мир, его синтез и его итог.
Так или иначе у каждого из нас есть свое представление о Риме, основанное на представлении о римской истории. Римская история – одна из самых великих в хронике развития мира. Её величие заключается в том, что Риму удалось выйти за рамки города – государства-полиса – и объединить под своим началом другие города и народы древности.
«Весь мир находился в руках победителей-римлян. Они владели и морями, и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего было мало! Их тяжело нагруженные корабли бороздили моря. Если им встречался укромный залив и неизвестная ранее область, где, по слухам, были золотые рудники, местные жители объявлялись врагами Рима, и судьба готовила им опустошительную войну, чтобы римляне могли завладеть новыми сокровищами». Это писал римлянин Гай Петроний, приятель Нерона, одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле, придворный писатель, богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.
История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя ценить однозначно: он и велик, монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения, вместе с тем и жестокости, слабодушия, коварства.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племён и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.
Вся его писанная и неписаная история, признанная и утверждённая государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного и незыблемого.
Родоначальником государства официально был признан Эней. Выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры. Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.
От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем. У колыбели Римского государства был, следовательно, сам бог, и не просто бог, а бог войны.
Коварный и злобный Амулий, убивший отца Сильвии, своего брата, завладевший его престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбросить их в Тибр. На помощь приходит сама река – её волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает …волчица.
Зверь, бесстрашная и кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.
Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 г. до н.э. и до 509 года он управлялся царями. Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса. В честь него и был назван город. Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний Брут – старший, оставивший своё имя векам, как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.
Внешняя история Рима – история беспрерывных войн. Римляне кичились своими победами. Дух воинственности они прославляли и воспитывали в себе. Внутренняя история Рима беспокойна и кровава. Не утихала борьба между плебеями и патрициями, между отдельными политическими партиями, отдельными аристократическими семьями.
Греческий гений был гений художественный. Эллинскую историю творили художники в широком смысле слова: ваятели, живописцы, архитекторы, поэты, философы. Для них искусство было жизнью. Жизнь – искусством. В Риме творцами истории были политики: полководцы, ораторы, юристы, администраторы, правители городов и провинций. Для них искусство не было жизнью. В отличие от греческих, римские художники уже не были творцами. Даже имена их до нас почти не дошли, не говоря уже о биографиях. Дело не в том, что они были менее талантливы, чем греки, - роль художников в Риме была совсем иной, менее связанной с общечеловеческими проблемами, более приспособленной к нуждам текущего дня.
В истории римского искусства есть свое «чудо». Проходит около четырех веков от основания Рима, а свидетельств собственно римского искусства нет. Есть отдельные упоминания о каких-то живописцах, каких-то мастерах, но нет общей картины искусства. Только к ІV – ІІІ вв. до н.э. появляются некоторые данные об архитектуре и строительстве. Ещё позднее - о живописи и скульптуре. Наконец, связный рассказ о римском искусстве мы можем начать только с последних веков существования Республики. Странно? Да. Но это так.
И здесь мы должны оглянуться вокруг, посмотреть, в каком окружении рос и развивался Рим. Оказывается, Рим рос в ближайшем соседстве с двумя высокохудожественными народами – греками и этрусками. На Рим и всю его культуру этруски оказали столь сильное воздействие, что рассматривать их в отрыве друг от друга нельзя.
«Загадочный народ» – этруски заявили о себе впервые в VІІІ в. до н.э., достигли высокого могущества в VІІ – VI вв., стали слабеть в V в., а с ІV по І в. до н.э. их города один за другим захватывал Рим. На землях этрусков селились римские ветераны, ассимилируя население и его культуру.
Основным местом расселения этрусков была территория севернее реки По. Откуда они появились здесь, спорили уже в древности. Одни считали их местным населением. Другие думали, что они пришли с севера. Из-за Альп. Третьи, к которым принадлежал греческий историк Геродот, считали их выходцами из Малой Азии, из области Лидия, откуда во время голода часть населения мигрировала на Апеннины. Искусство этрусков действительно рядом черт близко к малоазийскому. Но оно приобрело глубоко своеобразный облик, и было тесно связано с погребальной сферой.
Главой этрусского пантеона был Тин – аналог греческого Зевса и римского Юпитера. Тин обитал в северной области неба и почитался нередко с двумя богинями – Менрвой и Уни. Этрусские храмы поэтому часто имели три смежных культовых помещения. У них был один, очень глубокий портик, к которому вели ступени; храм не имел сплошной колоннады и скульптур во фронтонах. Зато богато украшалась двускатная крыша. По краям она обрамлялась терракотовыми антефиксами – глиняными плитами с красочными изображениями божеств – хранителей. А сверху по коньку крыши шествовали боги и герои этрусских мифов, иногда выступавшие сложными группами.
В храмах могли стоять и бронзовые скульптуры, как показывает созданная этрусками для римского Капитолия статуя Капитолийской волчицы. Великолепно отлитая, с тонко проработанной шерстью на холке и настороженным оскалом клыков, прародительница римлян словно охраняет вверенных ей близнецов Ромула и Рема от посягательств.
Города этрусков располагались и в болотистых низинах, которые они научились прекрасно осушать, и на равнинах, но особенно часто на скалистых возвышенностях. Причем каждый город имел близнеца в виде некрополя, который возникал на соседнем холме. Если в городе живых строили из кирпича-сырца и глины – недолговечных и непрочных материалов, то в городе мёртвых все было на века: гробницы высекались в скалах и к ним вели особые коридоры – дромосы, или же они возвышались над землей, сложенные из вулканических пород камня – темного травертина и пористого, шероховатого туфа. Нередко скрытые в земле гробницы имели насыпной холм, ограждённый каменным кольцом.
Представления этрусков о загробной жизни остаются тайной. В одной из самых знаменитых гробниц, гробнице Реголини – Галасси (названной по именам открывателей), внутреннее пространство представляет собой длинный узкий коридор с двускатной кровлей, поверху которой проходит балка. В центре коридора ответвляются две небольшие погребальные камеры, а в конце находятся богатые вещи, погребальный дар некой Лартии. Но останки её отсутствуют. Видимо, предполагалось, что она переживает процесс возрождения, в котором смертный прах претворяется в новый образ. Таких «ложных» погребений у этрусков целая серия.
Богатые дары в ранних этрусских гробницах сопоставимы только с сокровищами микенских могил. Там были найдены и тончайшие ювелирные изделия, и серебряные блюда с сюжетными сценами, и могучие котлы с треножниками для них. В Этрурии был очень распространен обряд кремации и захоронения пепла в урнах. Сосудам придавались черты человека, правда, сначала очень стилизованного, но затем всё более натуральные, со скорбными ликами и протянутыми к зрителю руками. Некоторые урны передавали портретные черты.
Ещё более поразительны терракотовые саркофаги с изображением возлежащих супружеских пар. Они были найдены в гробницах и имеют размер в рост человека. Торсы приподняты, мужчина обнимает жену, руки их оживлено жестикулируют, прорывая неподвижность окружающего пространства. Странное сочетание погребального назначения вещи и её натурализм усиливается тем, что полость саркофага служила для хранения пепла.
Стены гробниц украшались фресками. Живопись эффектна: этруски любили резкие жесты, чёткие контуры и столкновение контрастных цветов. Один из символов души у этрусков – зеркало. Зеркала были круглые, с ручкой, с одной до блеска отполированной стороной, тогда как на другой были выгравированы разные мифологические сцены.
Этруски пользовались греческим алфавитом, следовательно, можно легко прочесть их тексты, но понять их трудно, так как язык этрусков не является ни латинским, ни греческим, ни кельтским и к настоящему времени он исчез.
Этруски были искусными строителями, им принадлежит заслуга открытия в архитектуре понятия «круглая арка». Римляне заимствовали эту архитектурную форму и использовали её при строительстве акведуков, крепостных стен и ворот.
Римляне восторгались культурой Древней Греции, и этому восторгу не было предела. Даже богов римляне стали переманивать к себе. 12 богов с Олимпа перекочевали в Римский пантеон, правда, под другими именами, кроме Аполлона. Патриции предпочитали давать своим детям греческие имена, их жизнь украшали предметы быта греческого происхождения, они заимствовали некоторые обычаи и привычки Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой культуры. Римляне практичны и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литературой не лишено смысла. Литература – оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укреплении государства и прославлении его правителей.
В эпоху римских завоеваний искусство убеждать – красноречие – было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами, - это помогало поддерживать дисциплину и воодушевлять воинов.
В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Складывается римская система обучения и воспитания. Школа была частью городской жизни и, хотя существовало домашнее воспитание, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать всё сообща – врожденное свойство людей. Именно в школьном коллективе рождается полезный дух состязательности. В школе давали знания по литературе, грамматике, риторике.
Рим продолжал две главные линии искусства эпохи эллинизма: градостроительную и портретную. Мощение дорог, сооружение фортификационных сооружений, возведение водопроводов-акведуков и мостов, строительство новых городов преобразовывало лик природы.
Сам город Рим сохранял древнюю планировку: у него был акрополь со священным комплексом на одном из семи холмов – Капитолий, а у подножия холма – рыночная площадь - Форум Романум. Со временем к старому Форуму пристраивались новые. Парадным стал Форум Траяна, который идеально симметричен. В центре возведена колонна Траяна. Она как бы обернута свитком, покрытым рельефами. Читать его можно было из окон греческой и латинской библиотек, что облегчалось подцветкой отдельных деталей. Сама колонна была постаментом для скульптуры императора и мемориалом (в цоколе хранилась урна с его прахом). Рельеф представлял собой изобразительное повествование о походе Траяна в Дакию и о покорении местных племён.
Вклад римлян в мировую архитектуру особенно велик. До Рима в древности господствовала стоечно-балочная конструкция: вертикальные опоры несли на себе горизонтальное перекрытие. Римляне использовали арку и свод и применяли монолитные бетонные конструкции. Между двумя выложенными из камня стенками (оболочками) забивался изобретенный римлянами бетон – твердеющая смесь известкового раствора с песком и щебнем. Такие постройки были очень долговечны. Эта система позволяла перекрывать сводами большие пространства. Римляне оставили целый ряд прекрасных, действующих по сей день арочных мостов и акведуков, частных домов, мавзолеев, храмов, дворцов и вилл.
Впервые бетон был широко применен в Золотом доме Нерона, для строительства которого император сжег несколько городских кварталов. Уцелели лишь отдельные части комплекса. В нём были перекрытый сводами восьмиугольный зал и помещения разной конфигурации, сложно соподчиненные между собой. Сохранились частично и покрывавшие стены фрески.
При Флавиях на месте Золотого дома был построен овальный амфитеатр, названный из-за гигантских размеров Колоссальным – Колизей. Его внешняя стена расчленена на четыре яруса: три нижние раскрыты наружу мощными арками и оформлены постепенно облегчающимся снизу вверх накладным ордером (от дорического до коринфского). Четвертый, глухой, оформлен коринфскими пилястрами.
Посередине амфитеатра находилась арена, где разыгрывались бои гладиаторов, поединки редкостных хищных зверей, морские сражения (арену могли затапливать водой, и она превращалась в бассейн). В жаркие дни над Колизеем натягивали огромный пурпурный тент.
Иной характер и облик, чем в Греции, получили храмы, так как в Риме официальная религия уже значительно отошла от народной. Обычный римский ордерный храм был ближе к этрусскому: он стоял на высоком цоколе, имел вход и глубокий портик с одной стороны, а окружающая периметр колоннада заменялась рядом погруженных в толщу стены полуколонн. Ордер в Риме исполнял роль в большей мере декоративную, оформительскую. Особое значение уделялось интерьеру.
Один из лучших римских храмов – Пантеон (храм всех богов). Входящего Пантеон встречает огромным портиком из цельных колонн, к которому вела небольшая арка, стоявшая на площади. Каждый человек, проходя сквозь неё, ощущал значимость акта пересечения границы между миром обычных людей и священным пространством храма. Лес колонн портика направлял зрителя вглубь. В Пантеоне не приносились жертвы, не совершался обычный ритуал. Это здание пронизано идеей единства мира, концентрации всех его духовных сил. Ни статуи, ни другие изображения не представляли здесь всех богов. В Пантеоне богов представлял мощный поток света, льющийся вниз из огромного глаза купола (8,5 м). Стены и пол, украшенные полудрагоценными камнями, придавали интерьеру приподнятый, праздничный вид и сообщали пространству Пантеона совершенно особое сияние. Попадая в такой храм, человек очищался от всего суетного, приобщался к идее вечности. Поток света из купола зрительно снимал тяжесть колоссальной стены (её толщина 6 м, диаметр купола – 43 м): он дробился, мерцал, создавал свою игру светотени, увлекал входящего в свой неземной, нематериальный мир. Не случайно теперь в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии.
Римляне строили роскошные термы, сочетая в них такой ритуал как омовение с занятиями для души и тела: в термах были площадки для гимнастических состязаний, библиотеки, музеи, музыкальные залы. В Риме были выстроены знаменитые термы Каракаллы и термы Диоклетиана.
Особое место в римской культуре занимает римский скульптурный портрет. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеобразие характера.
«Портрет римлянина с бюстами предков» изображает пожилого главу семейства, который держит в руках два бюста. Портрет чётко передает индивидуальные черты и самого старика, и его сородичей. Трактовка лица отличается необычной жёсткостью. Тщательно воспроизводится костяк, а все мягкие ткани высыхают, словно прилипая к черепу, чтобы как можно строже очертить структуру головы. Акцентируются все особенности лица, его асимметрия, морщины, складки, бородавки. Они несут в себе приметы личности и опыта прожитой жизни.
История скульптурного портрета прошла в своем развитии несколько стадий. Вторая половина І в. отмечена появлением интереса к тонкой характеристике человеческих чувств. Затем наступает время идеалов – во ІІ в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя императора Марка Аврелия. Портреты ІІІ в. глубоко правдивы, жизненны, беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и общества, которое всё более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх, неуверенность, отчаяние.
В 395 г. произошёл раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Культура античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего европейской.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 877;