Материал для учителя

В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль. Время существования этого государства примерно совпадает с хронологическими рамками Средневековья.

Византия как государство была создана в 395 г. в результате распада огромной Римской империи, переживавшей глубокий внутренний кризис, на две обособленные части – Западную и Восточную Римскую империю – как самостоятельные владения. Ещё раньше, в 330 г., из Рима, терявшего роль центра империи, столица была перенесена далеко на восток, где на берегу Босфора располагался древнегреческий город-колония Византий. Отсюда и пошло название Византия. Новая столица, в честь императора Константина, была названа Константинополем.

Византийская империя просуществовала чуть более тысячи лет, создав свою особую культуру, сыгравшую такую роль в развитии культуры общемировой, переоценить которую невозможно.

Каковы же специфические особенности византийской культуры, и чем они порождены?

Византийская культура органично объединила греко-римскую античную культуру и культуру восточную, создав на этой основе, прочный сплав далёких друг от друга традиций, знаний, навыков, мировоззрений и обычаев. И всё это вместе стало основой для развития самобытной культуры и прекрасного искусства.

Другая важная особенность состояла в том, что идеи первоначального христианства, облечённые в форму православия, были подхвачены Византией и стали основой единения её многонационального населения, превратившись в доминанту византийской культуры.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Еще более длительным было утверждение христианства как государственной религии.

Христианство сложилось из многих философских теорий и религиозных учений. В нем нашли свое место иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, римского стоика Сенеки и некоторых других. От иудаизма в христианство пришла вера в единого Бога, в мессию (спасителя); десять заповедей, которые по преданию Бог начертал на скрижалях и передал Моисею, стали основой десяти заповедей Нагорной проповеди Христа. От манихейства в христианство пришел аскетизм, отречение от земных радостей, идея мученичества. Неоплатонизм привнес идею приоритета духовного над материальным, земным. Философия стоиков – решение морально-этических проблем: утверждение, что при правильном понимании и восприятии действительности, при достойном образе жизни человек достигает атараксии – спокойствия и невозмутимости духа.

Христианство стало носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. В христианстве высшие ценности – сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же, как ты, человеку.

Античная философия такой любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную космическую силу, но не знала любви к ближнему, не знала сострадания, А в христианстве – «Бог есть любовь». Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь – идеал христианского гуманизма.

Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными перед Богом. Это особенно привлекало порабощенных, угнетённых, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие.

Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. По утверждению христиан, земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в неё, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.

Такая религия не могла не привлечь и своим отношением к человеку, и вселяемой в него надеждой на спасение. В этом тоже причина утверждения, распространения христианства и его жизненности.

Хотя к появлению нового учения сначала отнеслись спокойно, потом в нём увидели угрозу старому миру. Христиан стали преследовать. Особой жестокостью прославились римские императоры Нерон и Диоклетиан. Они отдавали христиан на съедение диким зверям, во время ночных представлений в цирке заменяли осветительные факелы горящими живыми телами приговоренных к смерти. По этой причине необходимые религиозные обряды христианские общины совершали в подземных катакомбах, где согласно древней традиции погребали умерших. Самое сокровенное они обозначали условными знаками и символами, наделяя привычные образы античного мира новым смыслом. Венок, символ победы, обозначал теперь торжество Христа над смертью, рыба становится тайной записью его имени, корзина с хлебами намекала на одно из чудес, а крест и круг выражали идею спасения. Подземные катакомбы и небольшие наземные храмы напоминали им Ноев ковчег среди разбушевавшейся стихии. Так появляется одно из первых значений христианского храма – корабль, ведомый Святым Духом – прибежище в житейском мире.

В 313 г. в Милане был принят эдикт, признавший христианство преобладающей религией по всей территории Римской империи. Гонения на христиан прекратились, и всё больше людей отказывалось от старых богов. Церковь, обозначающая вначале единство верующих, теперь превращается в общественную организацию. Её роль в исповедании христианства была призвана решающей. Она становится вселенской.

Вместе с тем свою каноническую форму христианство приняло не сразу. В ІV – V вв. проходили постоянные богословские споры, вследствие которых появилось большое количество сект и ересей. Становление христианства идет в борьбе с «ересями» – своеобразным неканоническим толкованием различных религиозных догм. Причин для появления ересей было немало. Они рождались из приверженности людей к сложившимся традициям, неприятия эллинистической культуры или новых христианских доктрин. Центром ересей становилась сельская местность.

Богословы расходились в определении места Христа в Троице, в выяснении природы Христа и в других вопросах. Была здесь и более глубокая причина: в этих спорах решался вопрос о приоритете, о главенстве между западной и восточной церквами – римской и константинопольской. В 1054г. произошел окончательный разрыв между христианскими церквами, который существует и до сих пор. За западной церковью закрепилось название «католическая», за восточной – «православная».

Ещё раньше, в VІІІ-ІХ вв., Византию потрясла борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей – не сотвори себе кумира – и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесён искусству. В 572 г. издается императорский указ против иконопочитателей, по которому в храмах замазываются фрески и мозаики и уничтожаются иконы. Борьба эта длится долго. В какой-то период иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановилось только в 843 г.

Постепенно христианство принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.

Мы уже отмечали, что в истории Византии особую роль играла христианская идеология. В неё была активно включена эстетическая сфера (эстетика – область эмоционального, чувственного отношения человека к действительности, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира). Бог, с помощью эстетической ориентации, представал абсолютной красотой, которая стала и образцом, и творческой причиной всего, источником всего прекрасного, причиной гармоничности мира и предметом любви, и пределом всех стремлений и желаний.

Важную роль в искусстве начинает играть цвет. Культура цвета представлена в церковной живописи, в основном в мозаике. Здесь была разработана богатая цветовая символика. Пурпурный цвет выступал знаком божественного, царского. Голубой и синий – олицетворением запредельных сфер. Белый был цветом чистоты, святости, божественного сияния. Чёрный, напротив, символом смерти, ада. Красный олицетворял цвет жизни, огня, цвет спасения, цвет крови Христовой. Многозначной была символика золотого цвета. В храмовых мозаиках он выступал образом божественного света.

Христианское миросозерцание, постепенно овладевая умами и душами людей, меняло самого человека, его видение мира. Воплощением нового христианского взгляда на мир, в котором уже совершилось пришествие Спасителя, стал храм. Теперь это не только место для свершения религиозных церемоний, но и образ Царства Божия, к которому ведёт верующих церковь, и образ всего мира, вселенной, в которой каждый принимает соучастие в драме Спасения. Мир как храм, созданный Богом, – вот главная идея, которой следовали христиане ІІ – ІV вв. Именно поэтому храм как «Дом Господень» должен отличаться от всякого другого здания и по внешнему виду, и по внутреннему устройству.

Однако зодчие не могли сразу создать новый художественный язык. На первых порах христианские идеи они переносили в старые формы. Из всех общественных сооружений, которые можно было приспособить для нового культа, наиболее подходящими оказались римские торговые ряды. Они были достаточно замкнуты и отделены от окружающей среды. Вытянутое помещение, ориентированное с запада на восток, делилось внутри рядами колонн на три продольных зала. Средний зал, или неф, был выше остальных и освещался сквозь окна, расположенные близко к кровле. Сохранив внешний вид здания, внутреннее пространство в нём зодчие переосмысливали уже в соответствии с представлениями христиан. Изгнано всё случайное и единичное; четко обозначены места для каждой группы верующих; все зоны или части, собранные в единый ансамбль, дают возможность постепенного перехода от наружного пространства к алтарю. Сам же алтарь обозначался апсидой, как правило, выступающей за внешнюю границу стен. Такой тип христианского храма стал называться базиликальным.

В ІV в. значение и символика храма переосмысливаются. Теперь не мир как храм, а храм как мир становится главной идеей, в соответствии с которой каждая его часть получает новый, более глубокий сакральный смысл. Деление пространства храма на три области (притвор, собственно храм, или «корабль», и алтарь) выражает одновременно и идею единства земли и неба, и единство телесного и духовного начал в человеке. В притворе находятся те, кто не принял христианства. Основное здание храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию таинства причащения. В восточной алтарной части могут находиться только священники, полностью отдавшие себя служению Богу.

Восточная часть храма – это область света, «страна живых». Потерянный рай был на востоке, с востока пришли волхвы. Восток также место вознесения Христа, с востока ожидается его второе пришествие, наступление будущего Царства Божия, «восьмой день творения». На востоке находится и наиболее важная часть храма – алтарь, за которым восседает Христос с апостолами. Противоположная часть храма, западная, обращена в сторону мёртвых. Она является местом погребения, и областью, где полагается осудить прежние греховность и неведение, до того как принять таинство крещения.

Начиная с V – VІ вв., внимание зодчих было направлено не только на символику храма, но и на выразительность его архитектурных форм. Теперь строительство храма мыслится не снизу вверх, подобно человеку, начинающему возводить дом с фундамента, а сверху вниз, подобно Богу, который вначале сотворил небо и простёр его над землей. Основой конструкции становится купол, и всё развитие архитектурного образа теперь идет сверху вниз. Так формируется центрический купольный тип храма, получивший распространение в Византии.

Примером такого храма становится главный собор империи – Собор Святой Софии в Константинополе. «Храм храмов» воздвигнут по повелению императора Юстиниана. Перед зодчими была поставлена задача – выразить в архитектурных формах «непостижимость и неизречённость» христианского восприятия вселенной и воплотить идею централизации и могущества империи. Знаменитые архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета с этой задачей великолепно справились, создав непревзойдённый шедевр византийского творчества в храмовом строительстве.

План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого мощными устоями выделен квадрат. Основу храма составляет трёхнефная базилика. Устои являются главными вехами, отделяющими центральный неф от боковых. Боковые нефы были перекрыты цилиндрическими и крестовыми сводами, над более широким и высоким центральным нефом поднимался огромный купол, диаметр которого составлял 31,5 м. Именно купол и в конструктивном и в художественном отношении был наиболее примечательной частью собора. Он был возведён на четырех столбах при помощи парусов – треугольных изогнутых сводов, напоминающих надутые паруса: между столбами переброшены арки, на верхние точки которых опирается основание купола, а в промежутках между этими четырьмя точками тяжесть свода принимают на себя паруса, своими нижними углами упирающиеся в столбы.

София Константинопольская поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объёмно-пространственной структуры. Если внешний вид храма был строг и даже аскетичен, то его внутреннее убранство поражало великолепием. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной.

В VІІІ – ІХ вв. в византийском храмовом строительстве начинает главенствовать новый тип храма – крестово-купольный. Купол на барабане был больше устремлен ввысь, чем относительно более низкие и плоские купола предшествующего времени. Он опирался на четыре свободно стоящие опоры. От подкупольного пространства крестообразно, ориентируясь по сторонам света, расходились «рукава» равноконечного греческого креста – прямоугольные помещения, перекрытые сводами, как правило, цилиндрическими. Всё пространство храма, от северной до южной стены, от главного входа до алтарной части, было связано воедино и подчинено центральному куполу.

В крестово-купольных постройках отсутствовали прямолинейные перекрытия, наличествовали лишь арки, купола, своды. Это создавало эффект «свисающей» архитектуры. Наружный вид храмов терял аскетизм и суровость, так как объемы зданий приобрели большую расчленённость и, группируясь вокруг главного купола, повышались к центру. Большое значение стали придавать обработке стен с внешней стороны.

В ХІ – ХІІ вв. общая тенденция развития церковной архитектуры заключалась в постепенном изменении пропорций, нарастании вертикализма. Устремлённость силуэта храма ввысь придавала архитектуре новый эмоциональный характер. Уменьшались размеры храмов, так как строились по преимуществу монастырские или приходские церкви, рассчитанные на небольшое число молящихся. Появились частные молельни богатых семейств.

Изобразительное искусство Византии представлено монументальной живописью. В конечном счете целью византийской художественной системы было создание на земле некоего образа небесного мира. Добиться этого можно было только соединив архитектуру с живописной росписью. Со временем в Византии была выработана определенная система объёмно-пространственной структуры храма и его росписей, которые аллегорически изображали библейскую историю человечества, этические нормы, освящённые христианством.

Особое место в монументальной живописи занимали мозаики. Искусство византийской мозаики связано с мастерским использованием света и цвета, которые в византийской эстетике являлись важнейшими категориями.

Искусство мозаики своими корнями уходит в античность, где мозаичные изображения складывались из кубиков естественных пород. С III – IV вв. для изготовления мозаики стали использовать смальту (окрашенные стеклянные сплавы). Византийское искусство воспользовалось достижениями античности и создало на их основе свою мозаику, «работающую» на контрасте цветовой гаммы. Динамика византийской мозаики обеспечивается взаимодействием света и цвета. Мелкие разноцветные кубики смальты углубляли в поверхность под разным углом наклона. В результате рождалось «чудо» - мозаичные изображения сияли ярким светом, внутри которого играли сотни маленьких огонёчков. Наибольшего эффекта достигали мозаичные образы, сочетающие многообразие цветовых переливов с золотым фоном, символизирующим духовное богатство небесного мира.

Особую славу мозаики принесли храму Сан – Витале в Равенне на Адриатическом побережье. Они имели не только церковный, но и светский характер. В частности, здесь сохранились удивительные по исполнению мозаики, изображающие величайшего императора Византии Юстиниана, императрицу и придворных. Юстиниан родился в крестьянской семье, попал во власть через дядю, которого солдаты избрали императором. Феодора, его всесильная супруга, известная своим влиянием в государственных делах, в юности была актрисой. На замечательных мозаиках лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами. Цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой, свежестью.

Константинопольская школа мозаики отличалась наибольшей утончённостью, яркой красочностью, переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения Богородицы в Никее. Многие бесценные византийские мозаики безвозвратно погибли, в том числе и мозаики, сотворенные на стенах Никейской церкви.

При императоре Юстиниане в храмах появились иконы (что по-гречески означает образ). Первоначально христиане называли иконой любой образ святого, но уже в VІ веке она стала самостоятельным видом храмового искусства наряду с фреской и мозаикой. Писалась икона на доске (липовой, кипарисовой, сосновой), на которую предварительно наклеивали ткань (паволоку) и наносили слой левкаса (мела, гипса). Красочный слой покрывали защитой – яичным белком, олифой, масляным лаком. Впрочем, ранние иконы почти не сохранились – их уничтожили иконоборцы, запрещавшие иконопочитание. Этим был вызван упадок традиций изобразительного искусства византийской культуры, в частности, почти приостановилось развитие иконографии.

Однако именно в данный период сформировалась византийская теория образа, изображения, иконы. Основные сюжеты иконописи – рождение Христа, крещение в Иордане, преображение, страдания, смерть, а также символы божественной природы Христа – спасительный крест, гроб, воскресение и т.п. Наиболее значимые фигуры композиции изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая значимость, иерархичность центральных фигур. В профиль изображались отрицательные и второстепенные персонажи, а также животные. Композиции в византийской живописи строились по принципу максимальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значимость событий, их вневременность. Композиционным центром многих изображений выступала голова (или нимб) главной фигуры, независимо от её размера.

Византийские мастера для организации художественного пространства не пользовались прямой перспективой: её разработали только творцы Возрождения. Прямая перспектива имеет точку схода в глубине пространства и над предметом. Византийцы применяли так называемую обратную перспективу; в этой системе изображения живописного пространства перспектива имеет точку схода в пространстве зрителя и под предметом. Пространственная система оказывается как бы вывернутой.

В ХІ – ХІІ вв., когда иконы уже прочно заняли место в интерьере православных храмов, их размещение в соответствии с изображёнными на них сюжетами стало канонизироваться. В куполе располагали образ Иисуса Христа, окружённого апостолами. Больше всего икон размещалось в алтарной части (иконостас). Станковые иконы исполнялись, как правило, яичной темперой на деревянной доске. Кроме того, создавались переносные мозаичные иконы. Их делали на металлической доске из мелких кусочков смальты, скреплённых воском.

К этому времени в основном сложился канон изображения красочных икон так называемого праздничного цикла, рассказывающих о событиях Евангельской истории, Святой Троицы, Богородицы…

Следуя канонической традиции, Богородицу писали в разных видах. Оранта - молительница за род человеческий (фигура Божией Матери представлена в полный рост с воздетыми к небу руками с открытыми ладонями). Богоматерь Умиление – поясное изображение Богородицы, к которой прижался младенец Христос, сидящий на её левой руке. Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) жестом благословляет Сына на Крестный подвиг; младенец Христос держит свиток – знак Божественного слова, которое он принес людям.

Шедевром византийской иконописи является образ Богоматери, прозванный на Руси Владимирской. По преданию икона принадлежит кисти евангелиста Луки и написана на доске от стола, на котором некогда трапезовал Иисус Христос со своей матерью. Грустный взгляд Богородицы отрешён от повседневности и устремлен в будущее, словно представляя грядущие смертные муки своего сына.

Для воплощения образа Иисуса Христа византийская иконография также разработала строгие канонические правила и типы композиций. Среди них образ Спасителя-Пантократора (Вседержителя). На иконе изображен Иисус Христос (по пояс). В левой руке он держит открытое Евангелие, правой благословляет верующих. Другой образ – Спас в силах. Христос сидит на троне, он готов судить людей и карать грешников. Спас Нерукотворный – отпечаток на плате лика Христа в те страшные часы, когда Спаситель шел к Голгофе по крестному пути.

Неподвижная, величавая, словно застывшая в вечности византийская иконопись несла свет божественной любви, гармонии и красоты.








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 706;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.