Материал для учителя. Средневековье – новая эпоха в развитии истории и культуры, которая составила важнейшую веху в развитии европейской культуры.

Средневековье – новая эпоха в развитии истории и культуры, которая составила важнейшую веху в развитии европейской культуры.

«Мрачное средневековье», как его нередко называют, было в действительности, эпохой очень сложной, насыщенной интенсивной духовной жизнью, эпохой, заложившей основы современных европейских наций, государств, языков. Средневековое общество прошло длительный путь развития.

Начало Средневековья связывают с Великим переселением народов – движением варварских племен (германцев, готов, гуннов и др.) с севера на территорию Римской империи, послужившим прологом к её падению.

Значение эпохи Средневековья для истории культуры оценивается в основном с двух прямо противоположных позиций. Долгое время господствовало мнение, что между концом античности и началом эпохи Возрождения лежала пропасть – Средние века. С этой точки зрения культура возродилась только в последующую эпоху, которая именно поэтому и называется Возрождением. Это мнение опиралось на очевидное отличие средневековой культуры и искусства от античной культуры: взамен идеальной гармонии – сомнение, обращение к духовному миру, противоречие между реальностью и духовным идеалом.

В противоположность античности средневековое искусство понимает красоту физическую как отражение красоты духовной, его достижением было выражение духовной сущности мира и это стало важнейшим качеством искусства эпохи Возрождения.

Именно поэтому невозможно считать Средневековье провалом, темной эпохой, «ямой» между великой античностью и светлым Возрождением. Напротив, Средневековье – это звено цепи, тянущейся от античности к Возрождению, звено необходимое, без которого быть может скорее, чем без античности не могло бы возникнуть Возрождение.

В средневековой культуре различают три этапа:

- Культура варварских государств (V – Х вв.)

- Культура романского стиля (Х – ХІІ вв.)

- Культура готики (в разных странах имела свои хронологические рамки, но расцвет приходится на ХІІІ – ХІV вв.)

Каждый из этих этапов отличается значительными завоеваниями в области культуры.

Развитие средневекового искусства в Западной Европе началось с примитивных форм, поскольку варварские народы не могли воспринимать античные традиции в силу своей враждебности Древнему Риму, с одной стороны, и в силу совершенно иного уровня собственной культуры – с другой.

И хотя античные традиции не угасли сразу, их влияние не было определяющим даже на территории бывшей Римской империи. Внешне постройки римлян напоминала гробница остготского короля Теодориха в Равенне. Это центрическое двухэтажное здание, десятиугольное в нижнем ярусе и круглое во втором, производило впечатление приземистости и тяжести. Особенностью постройки являлось необычное перекрытие, не имеющее аналогов и представляющее собой выдолбленный наподобие купола камень. Римская конструкция купола оказалась для варваров недоступной.

Церкви строились в основном базиликального типа. Базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри колоннадой на три или пять частей, называемых нефами. Перекрытие делали плоским из дерева.

Большую роль в архитектуре сыграло приобщение франков к античной цивилизации во время их походов в Равенну и Рим. Наиболее известным примером подражания античному образцу стала Ахенская капелла, которая имела много общего с раннехристианской церковью Сан – Виталле в Равенне. Ахенская капелла – типичный образец ранней средневековой архитектуры: и по плану – восьмиугольнику, и по кладке стен из тяжёлых каменных блоков, скорее крепостного характера, и по интерьеру – с мощными столбами. Есть предположение, что тут многое было заимствовано и даже какие-то части колонн взяты из дворца Теодориха в Равенне. Капелла типична и по своему перекрытию – куполу.

Храмы этого периода снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось все более разнообразным за счет настенных росписей – фресок. Церковные росписи периода раннего Средневековья служили «Библией для неграмотных»

Художественное творчество варварских народов наиболее полно представлено предметами прикладного искусства (ларцы, чаши, кубки) и ювелирными изделиями (пряжки, подвески, браслеты, ожерелья).

Искусство варварских государств сыграло огромную роль в становлении первого из главных стилей искусства Средних веков – романского. Название «романский» происходит от слова «Рома» (латинского названия Рима), что указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Именно так был назван первый единый общеевропейский стиль. Романский стиль появляется во Франции – самой развитой тогда стране.

Основным видом искусства романского времени была архитектура, существовавшая в основном в двух видах: замок-крепость и храм-крепость (монастырский ансамбль).

Уже в ІХ веке начали появляться замки, служившие убежищем для жителей во время вражеских набегов. Сначала они были деревянными, но после изобретения машин для метания камней, замки стали строить из камня. На первом этаже замка располагались кладовые, на втором – комнаты хозяина замка, над ними – помещения для слуг и охраны, в подвале – колодец и тюрьма. Замок был окружен крепостной стеной, а затем рвом, через который можно было перейти только по подъёмному мосту. Часть ансамбля составляла дозорная башня, через отверстия которой на головы нападающих сыпались камни, лилась горячая смола. Такая башня во Франции называлась донжон, а в Германии – бергфрид. Первые каменные замки были построены во Франции в ХІ веке.

Подобно замковым ансамблям, возникают монастырские ансамбли – аббатства, в которые входили храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты этой архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством, сочетания каменных блоков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство – место молений, отрешённости от всего земного, от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон франкирован двумя башнями. Третья башня появляется над средокрестием – пересечением трансепта и продольных нефов.

В таких романских ансамблях и храмах скульптуры мало. Капители колонн примитивны. С развитием романского стиля скульптуры приобретают, можно сказать, сюжетный характер: изображали библейские персонажи, причём фигуры плоскостны и подчинены характеру стены, как и более монументальные фигуры на портале и фасаде. Пластическое совершенство и гармония пропорций в скульптуре принесены в жертву выразительности, часто утрированной.

В XII в. скульптурой начинают обильно украшать храмы в Бургундии и Провансе. Выдающимся памятником становится рельеф со сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар. Он разделен на несколько ярусов: вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей. В нижнем ярусе показаны души, с трепетом ожидающие суда. Выразительно изображен Суд: ангел и черт держат чаши весов, и каждый старается перетянуть весы в свою сторону. У ног ангела маленькие человечки прячутся в складки его одежды, в страхе ожидая решения Суда. Известно имя мастера, выполнившего эти рельефы – сохранилась надпись: «Гислебертус это сделал».

Живописи романского стиля сохранилось совсем мало. Это живопись на библейские сюжеты, лишенная глубины пространства, где преобладают зелёные и желтовато-охристые тона на светлом фоне. Более других распространен устрашающий сюжет – Страшный суд. Особенно часто он встречает прихожан сразу же при входе в церковь: в полукруге (тимпане) над порталом.

К выдающимся произведениям романского стиля относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого времени: в XI в. здесь работал архитектор Бускетто, в XII в. – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня.

Если романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного, то эту задачу решила готика.

Основатель ордена францисканцев Франциск Ассизский утверждал, что люди должны знать, что истинная красота исходит от Бога. Только он реален, все остальное иллюзорно, все только фикция. Франциск считал, что искусство должно волновать, а это естественно одобрялось церковью. Именно такого рода положения предопределяли характер искусства готики.

Музыка, литература, театр при большом интересе к зрелищности оказывали влияние на создававшуюся в то время концепцию готического собора. И вот уже в портале собора главное изображение Христа – высшего судии сменяется заступницей людей перед ним – Богоматерью. Ранние готические соборы посвящаются её культу: собор в Шартре, перестраивавшийся из романского в готический и первый готический собор – Собор Парижской Богоматери.

Нотр-Дам де Пари был заложен в 1163 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV в. Собор представляет собой базилику длиной 129 м, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного – трансепта. В храм ведут три входа-портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях располагаются скульптуры фантастических чудовищ – химер.

Выдающееся произведение германской архитектуры – собор в Кельне. Здание высотой 46 м, украшенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами, и в наши дни царит над городом. Прекрасный образец поздней готики – Дворец дожей в Венеции. Возведенный в IX в. как оборонительное сооружение на берегу лагуны Венецианского залива, дворец на протяжении веков не раз перестраивался. Но первоначальный план здания, образующего квадрат вокруг большого внутреннего двора, остался практически неизменным.

Именно в готической архитектуре проявляется главная забота средневекового зодчества – поиски конструктивных решений. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. Таким образом, реализуется идея бесконечного пространства, идея, проявляющаяся у философов того времени.

Общей идее космичности, бесконечности и служит всё своеобразие готического декора. Той же идее соответствовала готическая скульптура, которая должна была выражать весь мир и поэтому в изобилии населяла готические соборы. Среди тысяч великолепных, величественных и лирических скульптур одного из самых совершенных соборов готики – Реймского собора – есть и гротескная скульптура – маска негра.

Монументальная живопись в это время будто умерла. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Витраж «Богоматерь с младенцем» из Шартрского собора поражает чистотой красок, умелым сочетанием золотистых, голубых и красных цветов, создающих эффект разноцветного сияния.

В эпоху готики большое развитие получила миниатюрная живопись. Искусство изготовления священных книг и рукописей постепенно переходило от монахов в руки светских мастеров. Книжная миниатюра становится основным видом изобразительного искусства эпохи Средневековья. Ярким примером готической миниатюры служит Псалтырь королевы Бланки Кастильской, украшенный яркими иллюстрациями, выполненными на золотом фоне.

В ХІV в. рисунки становятся не просто украшением страницы, а приобретают иллюстративный характер. Они прекрасно дополняли и комментировали текст. Наиболее выдающимися мастерами миниатюры были Жан Пюсель и Поль де Лимбург. Поль де Лимбург украсил «Часослов герцога Беррийского», ставший подлинным шедевром книжной миниатюры. Миниатюры Часослова посвящены занятиям людей в разное время года, евангельским эпизодам и сценам из жизни святых.

В средневековой культуре условно можно выделить три пласта:

- сакральная культура (связанная с религией);

- светская культура (связанная с феодальной аристократией);

- народно – смеховая культура.

Наивысшего расцвета достигла сакральная культура. Церковь берет на вооружение все виды искусства: архитекторы создают прекрасные храмы, художники украшают их фресками и иконами, скульпторы создают статуи. Для церковной службы создается прекрасная музыка, да и сама служба напоминает театральное представление.

Светская культура связана с пестрой, яркой стороной жизни высшего общества. Вся жизнь была жизнью напоказ. Богатые люди могут позволить себе не придерживаться требований церкви. Создавались такие формы, которые воплощали в себе мечту отхода от аскетизма. Формы светской культуры: дворцовый этикет, рыцарство, идиллия.

Официальная средневековая культура была лишена смехового начала. Смех же – вторая жизнь человека, он смеется даже в самых тяжелых ситуациях. Постепенно создаётся целый пласт культуры, который противостоит культуре официальной. Он показывает мир наизнанку. Смеховая культура отрицает то ханжество и лицемерие, которое присуще государственной культуре. Ярким примером смеховой культуры стали произведения Джованни Боккаччо «Декамерон» и Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 755;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.