Материал для учителя. Театр древних греков и римлян – древнейший на территории Европы

Театр древних греков и римлян – древнейший на территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н.э. Лучшая пора римского театра приходится на вторую половину ІІІ и ІІ вв. до н.э.

Древнегреческий театр родился задолго до эпохи классики. С незапамятных времён почитали греки бога виноградной лозы и вина Диониса. В его честь устраивались праздники, сопровождаемые играми, танцами, пением торжественных гимнов (дифирамбов). При этом люди рядились в козлиные шкуры, изображая спутников Диониса – козлоногих сатиров. Культ Диониса вырос на почве стремления уйти от жизненных проблем, слиться с природой. Песни и пляски среди лугов и лесов доводили людей до болезненного исступления – дионисийского экстаза, в состоянии которого человек чувствовал себя освобождённым от нравственных норм поведения и мук совести.

Парадоксально, но трагедия (само слово означает «песнь козла»), генетически связанная с оргиями Диониса, прежде всего, отринула дионисийское начало, обратившись к темам и сюжетам, раскрывавшим острые духовные проблемы, рассказывавшим о страданиях и несчастьях человека. Наивысшего расцвета античная трагедия достигла в творчестве трёх афинских драматургов – Эсхила, Софокла и Еврипида. Созданный ими театр стал для жителей Эллады и трибуной, и книгой, «читая» которую люди испытывали катарсис – очищение через страдание.

Старший из драматургов, «отец трагедии» Эсхил, по данным различных древних источников, создал 72 или 90 пьес. Он пользовался заслуженной славой и ещё при жизни удостоился памятника в Афинах. До нас дошли семь его сочинений, сюжеты которых взяты, как правило, из мифологии. В центре творчества Эсхила трилогия о титане Прометее, дерзнувшем похитить у Зевса огонь и принести его людям. Первая пьеса не сохранилась. Вторая «Прикованный Прометей», рассказывает о том, как Зевс, не властный убить титана, приговорил его к вечной пытке. Сила духа Прометея столь велика, что он дерзнул бросить гордый вызов властителю Олимпа:

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служенье…

Окружив божественным ореолом того, кто не пожалел себя во имя спасения людей, Эсхил взывает к мужеству, справедливости, человеческому достоинству.

Младший современник Эсхила, трагик Софокл посвятил свою музу страстной проповеди нравственных норм жизни, предрекая неминуемую кару каждому за нарушение «божеских законов» и воли богов. Трагедия «Царь Эдип» воскрешает древнее фиванское сказание о правителе, уважаемом и любимом народом, который волею рока и по незнанию оказался убийцей родного отца и мужем собственной матери. В конце пьесы обезумевший Эдип, переживший ужас открытия страшной тайны своего рождения и смерть жены-матери, выкалывает себе глаза и погружается в вечную скорбь. Страдание делает царя настолько внутренне прекрасным, что зрители плачут вместе с ним над его несчастной судьбой. Финал трагедии рождает катарсис – душевное очищение.

Софокла интересует и проблема взаимоотношения человека и государства. В трагедиях «Антигона», «Электра» он воспевает мощь свободного человека – его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступкам она утверждает новые законы в обществе. Софокл же, стремясь к равновесию между старыми и новыми порядками, предостерегает против нарушения традиционных законов гражданского общества; он осуждает деспотизм государя, законы же человеческой морали он ставит выше законов рода.

Театр Еврипида – высшая ступень в развитии греческой трагедии. Аристотель называл Еврипида «философом на сцене». Великий драматург изображает жизнь реальных людей и их судьбы. Его героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть). Еврипид одним из первых указывает на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых её проявлениях.

Еврипид подобно Софоклу вкладывает в уста своих героев рассуждения о нравственном долге и общественном благе. Лучшая из дошедших до нас трагедий – «Медея» - показывает непредсказуемость деяний человека, раздираемого страстями и враждующего с окружающим миром.

Из дионисийских сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родился ещё один жанр античного театра – комедия, основоположником которой принято считать Аристофана. На первый взгляд его пьесы кажутся непритязательными фантазиями и сказками, где всё происходит совсем не так, как в жизни. Персонажи пьес совершают невероятные с позиции здравого смысла поступки. Но за всей этой суетой зритель ощущает идею комедии – осмеять уродливые стороны действительности. Комедии Аристофана – это сатирическое зеркало афинской политической и культурной жизни. Из 40 сочинений Аристофана до нас дошло 11 пьес, блещущих остроумием и замечательной выдумкой. Содержание многих из них связано с конкретными историческими событиями. В комедиях «Всадники», «Мир», «Лисистрата», «Птицы» комедиограф подвергает беспощадной критике войну, которую вели афиняне против Спарты. Человек в комедиях Аристофана представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.

Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Менандра, посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и печалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувствовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками.

В ІІІ в. до н.э. начинают формироваться римская литература и театр. Истоки римского театра – в древних праздниках урожая, встрече весны, в карнавалах. Одно из таких карнавальных празднеств латинян называлось Сатурналии и праздновалось в декабре. Во время Сатурналий разрушалась социальная иерархия, рабы менялись местами с хозяевами, выбирался царь карнавала.

Однако эти зародыши театральной игры не развились в такую законченную и грандиозную форму, как дионисийские праздники в Греции. На развитие римского театра оказали влияние этрусские танцоры-мимы, которых приглашали для участия в священных праздниках. Актеров в Риме называли гистрионами (забавляльниками).

Одной из самых ранних форм древнеримского театра является народная комедия – ателлана. Законченных пьес ателлана не знала. Сценки разыгрывались импровизированно. Ателлана стала почвой для расцвета комедийного творчества Плавта, пьесы которого выделяются блестящей выразительностью персонажей и доступностью ситуаций.

Первые римские драматурги были по существу дела переводчиками греческой драматургии. Ливий Андроник, Квинт Эней переводили Еврипида.

Первым оригинальным римским поэтом считается Гней Невий, автор трагедии «Ромул» на исторический сюжет о Ромуле и Реме. Поэта за смелость, с которой он бичевал смертную вражду братьев, осудили и посадили в тюрьму. После этого выслали из Рима. Судьба Гнея Невия надолго отбила охоту у римских драматургов писать трагедии.

По единодушной оценке древних, Тит Макций Плавт был самым блестящим представителем драматургии. В его комедиях большое место отводится пению и музыке, в них запечатлены черты римской жизни. До нас дошли 20 комедий полностью и одна в отрывках, среди них «Хвастливый воин», «Менехмы» и «Амфитрион».

К следующему поколению драматургов относится Публий Теренций Афр, которого можно назвать предшественником новой европейской драмы. Конфликты в его комедиях носят семейный характер, и основной целью драматурга является гуманизация нравов. Комедия «Братья» о воспитании молодежи.

Автором римских трагедий был воспитатель императора Нерона – Луций Анней Сенека. Он написал 9 трагедий на сюжеты греческой мифологии: «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон». Мрачная эпоха Нерона определила разработку тем. В пьесах Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести, насильственной смерти и других ужасающих преступлений. До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни трагедий Сенеки. Скорее всего, они были предназначены для чтения, а не для постановки.

Римляне установили свою иерархию этических ценностей, где на первом месте находятся доблесть, решительность, прямота, патриотизм. Поэтому театр никогда не играл большой роли в жизни древних римлян, так же как и другие виды искусства.








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 632;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.