Материал для учителя. Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра и Евфрата возникли и развились центры других древнейших культур
Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра и Евфрата возникли и развились центры других древнейших культур. Как и в долине Нила, зарождение новой культуры было связано с развитием земледелия, формированием новых социальных отношений, становлением государственности. Однако в отличие от Египта в Двуречье долгое время не существовало единого государственного и национального центра. Периодически набирали силу и разрушались государственные объединения, созданные различными народами: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия. Вместе с тем, хотя в результате бесконечных войн гибли и уничтожались культурные ценности покоренных народов, общая культурная традиция, наследие прошлого, сформировали единое культурное пространство.
Как и в Египте, религия в Междуречье играла громадную роль в общественной жизни, определяя идеологические установки художественной культуры. Однако здесь не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, после неё не оставалось ничего. Реальной была лишь земная жизнь, но она страшна, жестока, в ней всё решается силой и кровью. Так возник культ сильной царской власти, дарованной богами. Именно он определял религиозное мировоззрение человека Двуречья. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Междуречье обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.
По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня. В качестве строительного материала использовался недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. Стихия и бесконечные войны разрушали созданное человеком. До наших дней дошли только громадные горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура. Храмы Двуречья по своим масштабам сравнимы с великими пирамидами долины Нила. В изобразительном искусстве важную роль играли пластика, рельеф, настенная живопись. Большого мастерства художники Междуречья достигли в изготовлении глазурованных цветных изразцов, из которых складывались великолепные многокрасочные панно. Этот вид искусства являлся специфическим для данного региона. Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики. Значительны были достижения в металлургии, изготавливались прекрасное оружие и изящные ювелирные изделия.
Фундаментом цивилизации Двуречья является культура древнего и таинственного народа – шумеров. Первые города-государства шумеров: Ур, Лагаш, Урук и др. возникли в конце ІV – начале ІІІ тыс. до н.э. Город и земля вокруг него принадлежали богу, от имени которого правил царь-жрец. Между городами шли постоянные войны и каждый из них представлял собой мощную крепость, обнесенную прочными стенами. Центром города был храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвящённые жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причём каждый ярус окрашивался в свой цвет – чёрный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. На плоской, как стол, равнине многоцветный храм с зеленью садов создавал настроение праздника.
Но зиккурат использовался и для других целей. Это была своеобразная обсерватория. С вершин зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний.
Непрочность материала определила особенности архитектуры Двуречья. Мы не увидим здесь мощных колоннад, только большие прямоугольные массы кирпича. Но это не означало, что строители Двуречья в инженерно-техническом творчестве уступали египтянам. Именно здесь возникла новая конструкция – полукруглая арка. Впоследствии арка была позаимствована Римом, затем Арабским Востоком и романской Европой.
Наглядное представление о сооружениях подобного типа дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в древнем Уре.
Те же конструктивные особенности отличают и светскую архитектуру Двуречья. О ней дают представление сохранившиеся фундаменты зданий. Скажем, дворец правителя в городе Киш размером 75х40 м сложен из массивных кубических блоков. Он окружен мощными крепостными стенами, которые господствовали над городом. Во двор собраний выходила прямая широкая лестница, на вершине которой царь появлялся перед народом.
В отличие от архитектуры изобразительное искусство Шумера выглядит сравнительно бедно и примитивно, мы не найдем здесь замечательных образцов пластики, тем более монументальной, как в искусстве Древнего Египта. О развитии изобразительного искусства можно судить по маленьким фигуркам животных и, позже, по небольшим, размером 35 – 40 см статуэткам из мягких пород камня и глины. Эти работы имели плоскую заднюю сторону и располагались вдоль стен. Художники, как бы не в силах оторваться от стены, искали в ней опору. Именно поэтому для ранней эпохи характерен глубокий рельеф.
Наиболее часто встречаются сцены битв и охот. Вообще изображение зверя излюбленная тема искусства раннего периода. Человеческий мотив встречается гораздо реже.
Исключением из общего правила является мраморная скульптура женской головы из Урука. По предположению, это покровительница города богиня Инанна. Головной убор богини, глаза и брови были инкрустированы драгоценными камнями и золотом. По своей выразительности, по мастерству моделировки лица автор этой работы опережал время. Кажется, мастер использовал минимальный набор приемов: громадные глаза, крупный нос, тонкий разрез надменного рта, мягкий овал подбородка. И перед нами образ прекрасной и грозной богини. Правда, и здесь мастер еще не отрывается от стены. Тыльная часть головы срезана и приспособлена для крепления на плоскости.
Вплоть до конца ІІІ тыс. до н.э. в Шумере не было выработано единого стиля в изображении человека. Существовали только некоторые общие правила: инкрустация бровей и глаз, выделение глаз и ушей (символов мудрости), лепка бород и причесок. Однако в независимых городах-государствах, где существовали свои пантеоны богов, своя мифология, трактовка поз, одежд, деталей декора весьма разнообразна.
Высокого развития достигло художественное ремесло. Шумерийцы умели обрабатывать не только медь, но и золото, и серебро, а также природный сплав этих металлов – электр. Умели они чеканить художественные металлические изделия, инкрустировать их цветными камнями, применять технику филиграни и зерни.
В ХХІV в. до н.э. города-государства Двуречья были объединены в централизованное государство. Во главе него оказался выходец из северных семитских племен Шаррукен (Саргон), построивший свою столицу – Аккад. За время существования аккадского государства в художественной культуре произошли определённые изменения.
В архитектуре разрабатывались и совершенствовались конструктивные решения предшествующего периода. А в изобразительном искусстве появилась большая раскованность и индивидуализация. Примером может быть медная скульптурная голова (Саргона?) из Ниневии. Все здесь укладывается в схему: моделировка черт лица, прическа, борода. Но это уже не маска, а человеческое лицо.
В начале ІІ тыс. до н.э. в среднем течении Евфрата начинается возвышение нового политического и культурного центра – Вавилона. Поначалу это было небольшое селение, но благоприятное расположение на торговых путях определило великую судьбу этого города. К сожалению, от раннего периода существования Вавилона до нас дошло крайне мало памятников изобразительного искусства. Одним из немногих является стела законов Хаммурапи. Она украшена сверху выпуклым рельефом, на котором изображен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл – символ власти. По сравнению с аккадским периодом налицо явное снижение мастерства. Фигуры статичны, сама техника изготовления рельефа грубее.
Вторая половина ІІ тысячелетия до н.э. – время непрерывных войн и нашествий варварских племен. И на этом фоне в начале І тысячелетия до н.э. начинается рост и могущество нового гегемона – Ассирии.
В период своего расцвета ассирийская держава распространила свое господство от Египта до Кавказа. Это было воинственное государство, идеологией которого был культ силы и обожествлённой царской власти. Культовая и светская архитектура, изобразительное искусство и литература – всё было подчинено одной цели – прославлению победоносного царя-завоевателя. Это было хищное, военизированное государство, презиравшее всех и всеми ненавидимое.
Тип государства и общества определял особенности архитектурного стиля ассирийской империи. Города представляли собой мощные крепости, обнесённые высокими стенами с многочисленными башнями. И над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нём может дать дворец царя Саргона ІІ в Дур-Шаррукине. При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусственно воздвигнутой платформе высотой 14 м. К платформе вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног. Таким образом создавалась иллюзия движения навстречу зрителю.
Помещения дворцов украшались длинными рельефными фризами и многоцветными росписями. Сюжеты ассирийских рельефов подчинены одной задаче – подчеркнуть величие и могущество героического и воинственного царя. Изображений богов и легендарных героев крайне мало. Излюбленные сюжеты – это войны, победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож. И здесь художники Ассирии достигли подлинного мастерства. Сцены полны внутреннего напряжения и динамизма, величавого пафоса и несокрушимой мощи. В то же время поражает холодная жестокость в изображениях сцен пыток и казней.
Чувство материала и исполнительское мастерство великолепны. Каждая деталь тщательно проработана и прорисована. Вместе с тем реализм ассирийского искусства сочетается с канонической идеализацией образа царя. Черты лица оформлены обобщенно и скупо, основное внимание уделяется передаче физической мощи.
Вершиной ассирийского искусства являются сцены охоты и особенно изображения зверей. С необычайной выразительностью переданы неистовый порыв и напряженное усилие, стремительное движение и агония смерти. Пронзенная стрелами умирающая львица на рельефе в Ниневии, в последнем усилии приподнявшись на передних лапах, бросает вызов своим врагам. Это великое создание безымянного мастера настоящий шедевр мирового искусства.
Как ни странно, но именно ассирийцам, завоевателям и разрушителям, мы обязаны тем, что до наших дней дошли выдающиеся литературные произведения древности. В развалинах дворца Ашшурбанапала найдены десятки тысяч глиняных табличек с клинописными текстами. В этой огромной библиотеке сохранились выдающиеся памятники художественного творчества, прежде всего «Песнь о Гильгамеше» – могучем и сильном герое-царе древнего Шумера, излюбленном персонаже древних легенд.
В 605 г. до н.э. ненавистная всем Ассирия пала. Ее столица Ниневия была взята штурмом объединенными силами вавилонян и мидян.
В конце VІІ в. до н.э. Вавилон снова стал политическим и экономическим центром Междуречья. Столица государства превратилась в цветущий город-крепость, окруженный мощными укреплениями. По свидетельству Геродота на вавилонских стенах могли свободно разъехаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами ворота представляли собой выдающееся произведение искусства. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены великолепной мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов – хранителей города. По шестьдесят с каждой стороны, чередуясь, бело-желтые с желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка, оскаленные и грозные, надвигались они, будто бесконечной чередой.
В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука. Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это сооружение вошло под названием Вавилонской башни.
Одним из семи чудес света греки считали знаменитые «висячие сады». Это было многоярусное сооружение; искусственное орошение создало этот рукотворный рай на выжженной солнцем земле.
Взлет Вавилона был слишком недолог. В 538 г. до н.э. он был покорен персидской державой, а затем войсками Александра Македонского. С тех пор наступает период упадка и постепенного угасания великого города.
Как и Египет, вся Передняя Азия включилась в новый культурный круг, где культура Эллады и древних народов Востока взаимно обогащали друг друга.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 855;