Материал для учителя. Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Все интересы сосредотачивались внутри страны, где все определяла безграничная власть владык-фараонов и мощное влияние религиозных культов.

Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни, которая лежала в основе религии. Представления о загробном мире, отличающиеся четкостью, определенностью и удивительной рациональностью, породили великую культурную традицию и образы искусства Древнего Египта.

Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами, среди которых «ка» является его двойником, или жизненной силой. «Ка» обладало плотью, способностью потреблять пищу и являлось вместилищем для улетающей и возвращающейся души. «Ба» воспринималось как проявление сущности умершего, как нечто существующее только после смерти человека. Убеждение египтян, будто «ка» и «ба» имеют своим жилищем гробницу, обусловило то первостепенное положение, которое она (гробница) занимала в жизни египтян на протяжении всей истории Древнего Египта.

Древнеегипетская культура как бы возникает из камня. Архитекторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе твердые: гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим материалом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Из него создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.

В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности каноны художественного творчества оставались неизменными. Незыблемость и величие власти подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположением сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом, и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела – статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов и погребальных камер.

Историю Древнего Египта и соответственно историю его искусства принято делить на следующие периоды:

- Додинастический период (ІV тысячелетие до н.э.);

- Древнее царство (ХХХ – ХХІІІ вв. до н.э.);

- Среднее царство (ХХІ – ХУІ вв. до н.э.);

- Новое царство (ХVІ – ХІ вв. до н.э.);

- Позднее время (ХІ в. – 332 г. до н.э.).

В Додинастический период Египет был разделен на отдельные карликовые государства – номы. Каждый ном имел своего предка-покровителя: кошку, крокодила, шакала и т.д. В более поздний период изображения богов изменяются. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала, Гор – с головой сокола и т.д.

После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. Заупокойный культ приобрел еще большее значение: монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.

В искусстве Древнего Египта ведущая роль принадлежала архитектуре. Основной тип архитектурного сооружения – гробница. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной надстройки – мастаба – в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались совершенно плоской крышей. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм привели к появлению пирамид. В ХХVІІІ в. до н.э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал ступенчатую пирамиду из семи, поставленных одна на другую, уменьшающихся мастаба высотой более 60 метров. Имя создателя навсегда вошло в историю Египта, впоследствии знаменитый ученый и строитель был причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая его идеи, пришли к созданию пирамид классического типа с гладкими гранями. Недалеко от древней столицы Египта города Мемфиса, на западном берегу Нил, в местечке Гиза высятся три величественные пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них – пирамида Хуфу (Хеопса) – достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания – 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет, и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а её поверхность была покрыта отшлифованными плитками из известняка.

Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараонов, заупокойные храмы и ограды. Близ пирамиды Хеопса высится удивительная статуя так называемого Большого сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и ликом фараона. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.

В период Среднего царства основным строительным материалом для пирамид становится кирпич-сырец. Сама же пирамида держится только благодаря каменному каркасу внутри, поэтому до нас дошли только руины.

В период расцвета Среднего царства создавались замечательные храмы. Таким был заупокойный храм Аменемхета ІІІ в Хавара. Его площадь составляет 72 тыс. кв. км. Храм состоял из многочисленных залов, переходов, молелен, украшенных статуями и рельефами. В античном мире этот храм прославился под названием Лабиринт и Геродот сравнивал его с великими пирамидами.

В период Нового царства были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Поражает воображение колонный зал карнакского храма размером 103 х 52 м. Тесно, в 16 рядов, стоят 134 колонны гигантских размеров. Высота центрального ряда достигает 23 м. Капители колонн оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями, прославлявшими деяния фараонов.

Особое место занимает заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Строителем храма был вельможа и советник царицы Сенмут. Зодчий создал грандиозный ансамбль из трех поднимающихся друг над другом террас. Их объединяют широкие пандусы, продолжающие дорогу сфинксов из долины Нила. Храм был богато декорирован и украшен с использованием драгоценных материалов. Его помещения украшали более 200 статуй Хатшепсут.

Неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов составляла скульптура. Человек изображался в статичных, фронтальных позах. Ваятели стремились создать впечатление монументальности, незыблемости, величавого спокойствия. Как правило, это либо стоящая с выдвинутой вперед ногой, либо сидящая на троне или на земле со скрещенными ногами фигура. Статуи окрашивались в традиционные тона: мужские фигуры – в красно-коричневый, женские – в желтый. Использовалась инкрустация из драгоценных камней и металлов. Традиционность изображений объясняется их ритуальным предназначением. По верованиям египтян статуи могли служить вместилищем души усопшего человека. В то же время такая задача требовала от мастеров передачи сугубо индивидуальных, реалистических черт каждого человека, создавая как бы двойника умершего.

Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Даже в рамках канона мастера древности стремились показать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир, мир мыслей и чувств. Так, в портретной статуе царского писца Каи, перед нами предстает образ хитрого, умного и осторожного слуги, готового немедленно выполнить волю господина. Его внимательные, широко распахнутые глаза, инкрустированные бронзой, алебастром и горным хрусталем, - настороже, раболепно, жадно ловящие слова или жест царя, рука занесена в готовности над свитком папируса.

Другой тип предстает перед нами в деревянной статуе жреца Каапера (из его гробницы в Саккара). Это плотный, даже тучный человек с мягкими округлыми чертами добродушного лица. Он уверенно и неторопливо идет, опираясь на посох, его голова высоко поднята в сознании собственного достоинства. Она так отличается правдивостью и индивидуальностью, что рабочие-арабы, нашедшие статую при раскопках, назвали ее «сельский староста».

Новый стиль гармонии и красоты проявляется в период Нового царства. Скульптура отличается мягкостью, пластичностью, ярко выраженной индивидуальностью. Прекрасными образцами нового стиля являются скульптурные портреты храмовой певицы Раннаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа. Созданные в технике мелкой пластики из темного эбенового дерева статуэтки богато инкрустированы драгоценными металлами. Изящность, грациозность, изысканность становятся отличительными признаками нового стиля.

Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве обусловили его необычный взлет, который вошел в историю под названием Амарнского периода. В соответствии с идеологией реформ, где большое значение придавалось поискам истины, моральному аспекту, развитие изобразительного искусства пошло по пути приближения к реальной жизни, по пути раскрытия подлинного, внутреннего мира человека.

В этом плане характерны портретные изображения самого Эхнатона, вышедшие из мастерской знаменитого скульптора Тутмоса. Главным в этих работах является уже не изображение силы, властности и несокрушимой воли царя. Мы видим болезненное лицо человека, вытянутое, худое, с толстыми губами и широким носом, полу прикрытыми грустными глазами. Но этот образ привлекателен своей внутренней одухотворенностью, моральной силой и уверенностью в своей правоте.

Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты царицы Нефертити. В Берлинском музее хранится портрет Нефертити из раскрашенного известняка, о котором в истории искусства говорится как о самом совершенном из женских изображений. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. С изумительной тонкостью моделированы черты лица: точёный нос, нежные губы, немного приподнятый подбородок и распахнутые под высокими бровями глаза. Это впечатление усиливают тёплые, телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы.

Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изображаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величественном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен появляются бытовые и даже интимные сюжеты. Фараон Эхнатон изображается в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми. Настоящее человеческое горе предстает перед нами в сцене смерти одной из царских дочерей.

После смерти Эхнатона (фараона-реформатора) начинается возврат к старому, однако в культурной жизни страны это было уже не возможно. Найденные в гробнице Тутанхамона произведения искусства выполнены в новой традиции. Это была единственная усыпальница, которая оказалась не разграбленной. В ней сохранились ценнейшие предметы из драгоценных материалов. Великолепны саркофаг и трон, золотая маска с инкрустациями из лазурита, фаянса, стекла и драгоценных камней.

Большую роль в искусстве Египта играли рельефы и росписи усыпальниц и храмов. Здесь были выработаны свои методы и приемы изображения. Использовался выпуклый рельеф – барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Росписи делались по сухой поверхности минеральными красителями, охрой, сажей, тертым лазуритом, окисями меди. Иногда роспись создавалась с помощью заполнения специальных углублений цветными пастами. В рельефах и росписях сюжеты обычно располагались в виде фризов по поясам, последовательно рассказывая о том или ином событии. Изображения фараона и богов имели большие размеры, чем изображения простых смертных.

В усыпальницах были найдены так называемые «ушебти» – многочисленные статуэтки тех людей, которые должны были и после смерти служить своим господам.

В последнее тысячелетие до нашей эры тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Техническое мастерство ваятелей, художников, ювелиров было еще достаточно высоко, однако, ничего нового уже не создалось. Художественное творчество в основном питалось прошлым, повторяло его образцы. Однако оно не в состоянии подняться даже до уровня прошлого.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Большая часть литературных произведений являлась художественной формой религиозных мифов, преданий, легенд, политических идей и догматов. Литература выполняла функцию религиозно-этиологического объяснения возникавших перед человечеством вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях и т.п.

Значительный пласт литературы Египта составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах во время церемоний поклонения богам. Так, например, в древнеегипетской литературе имеется цикл культовых мифов об Осирисе и Исиде. В «текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога Ра. К официальной литературе относятся гимны в честь фараонов.

Наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде сказок, трудовых песен, пословиц, поговорок. В них выступают черты подлинной жизни простых людей в переплетении со сказочной фантастикой: «Сказка о двух братьях», «Сказка о правде и кривде».

К области светской литературы относятся и популярные в Египте описания путешествий: «Рассказ Синухета», опального вельможи, бежавшего из Египта и поделившегося своими путевыми впечатлениями.

О развитии музыкального искусства в Древнем Египте мы можем судить по многочисленным изображениям на фресковых росписях. Здесь изображены музыканты, играющие на арфе, своеобразной лире с резонатором, двойной флейте.

После завоевания Александром Македонским в 332 г. до н.э., Египет утрачивает свою самостоятельность. С этого времени начался эллинистический период, в искусстве которого сложно переплелись традиции прошлого и черты античности.








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1035;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.