Тема 5. Культура, природа и цивилизация
Система отношений между человеком и природой. Природа как совокупность естественных условий существования человека, материальная основа его культуры. Два смысловых аспекта слова «культура» – почитание и возделывание земли. Понятие о естественной и искусственной среде, «первой» и «второй» природе. Познавательное и оценочное отношение человека к природе. Окружающая среда как поле предметно - преобразующей деятельности человека. Экологическое отношение к природе.
История философии о взаимодействии культуры и природы. Восточная философия о самоограничении человека, его понимании личной сопричастности мировой гармонии. Космологизм взглядов античных философов. Двойственное отношение к природе в период средневековья: как к божественному творению и испорченному грехом телесному началу человека. Познание природы как попытка приблизиться к постижению идеального замысла и утвердиться в мысли о всемогуществе творца в эпоху Возрождения. Прагматичное отношение к природе в Новое время. Представители русского космизма о связях между человеком и вселенной. Природа как поле преобразовательной деятельности в планетарном масштабе ХХ века. Современные мыслители о глобальном единстве человека и окружающего пространства.
Экологическая культура в современном мире. Экологические кризисы как следствия дисгармоничных отношений между обществом, культурой и природой. Общественные организации по защите окружающей среды. Доклады и проекты представителей Римского клуба. А. Печчеи о «новом гуманизме» как усовершенствованном способе отношения людей к себе и к природе. Доктрина «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Необходимость формирования и распространения экологического сознания и экологической культуры - этического и эстетического отношения к природе, её защиты и восстановления в целях сохранения жизни на Земле.
Происхождение понятия «цивилизация». Латинская основа в термине «цивилизация». Слово civilis, означающее гражданский, общественный, государственный мир. Появление понятия «цивилизация» во французском языке в середине XVIII века. Его употребление в работах О.Г. Мирабо, Ф.М.А. Вольтера, П.А. Гольбаха. Смысловое многообразие понятия «цивилизация». Цивилизованность как совокупность социально-значимых качеств человека, его воспитанность и образованность. Цивилизация как показатель развития общества. Французский лингвист Э. Бенвенист о происхождении понятия «цивилизация», И.О. Шайтанов о его смысловой доминанте.
Основы теоретического осмысления цивилизации. Признаки цивилизации и ее классификация. Л.И. Новикова, Н.Н. Козлова, В.Г. Федотова об интравертной и экстравертной динамике цивилизаций. А. Тоффлер, Ю.В. Яковец о последовательной смене цивилизаций, определяющейся характером освоения окружающей среды, системой производственных отношений (неолитическая, рабовладельческая, индустриальная цивилизация и т.д.). Парадигма плюрализма автономных локальных цивилизаций (античная цивилизация, китайская цивилизация, цивилизация инков, скифов и т.д.). Парадигма глобальной цивилизации, выражающей общечеловеческий характер всех культур, их целостность и единство.
Подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация». Концепции цивилизации и культуры как различных ступеней исторического развития. Л.Г. Морган, Ф. Бродель о цивилизации как высшей ступени развития человечества. О. Шпенглер о цивилизации как последней стадии жизненного цикла культуры. Цивилизация как синоним культуры (А. Тойнби, А. Швейцер), её технологическая характеристика (Л. Уайт). Концепции, противопоставляющие культуру и цивилизацию. В. Виндельбанд, Н.А. Бердяев о культуре как сфере духа, творческой свободы, обращении к роду и традициям и о цивилизации как высокой ступени объективации, механизации, социализации, устремленности в будущее.
Культура и цивилизация как взаимодополняющие универсалии. Культура и цивилизация как целостная социокультурная метасистема, специфический мир человеческих ценностей и достижений, образ жизни этносов, наций и народов. Ю.В. Яковец о культуре как социогенетике глобальной и локальных цивилизаций. Культура как смысловая доминанта социально-исторического развития народов. М.А. Барт о цивилизации как универсальном коде культуры. Цивилизация как униформность, единство методов и целей жизнедеятельности народов, ее оформление в общие параметры. Культура и цивилизация как две стороны единого мирового социокультурного процесса.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 841;