Тема 3. Развитие философии культуры в Новейшее время
Общие тенденции в познании культуры XIX-XX вв. Отражение в новейшей философии основных особенностей общественно-политической и научной жизни современного общества. Переосмысление принципов и традиций классической философии. Борьба рационализма и иррационализма. Обращение мыслителей к разработке методологии и терминологии, нацеленной на уяснение сущности культуры. Поиск закономерностей культурно-исторического процесса. Проблема соотношения понятий культуры и цивилизации в современном научном и философском мире. Язык и текст в философском познании культуры.
Познание культуры в философии позитивизма. Позитивизм как научное направление современной философской мысли. Просветительская идея доминирующей роли разума в истории человечества и учение Огюста Конта об основных этапах социокультурного развития, значении науки и морали в этом процессе. Концепция социальных институтов и механизмов в его философии. Позитивисты о методологии познания культуры. Ипполит Тэн о детерминации культуры, приоритете коллективного сознания перед индивидуальным. Его исследование закономерностей творческого наследия мастеров в контексте особенностей школ, художественных направлений, «духа эпохи». Осмысление взаимодействия культуры, общества и человека в философии Эмиля Дюркгейма. Его мысли о значении религии и морали в процессах социальной интеграции.
Осмысление культуры представителями философии жизни. Неоромантическая трактовка культуры ХIХ века. Иррационализм и антиисторизм философии Артура Шопенгауэра. Его концепция мира как воли и представления. Значение должного и эстетического в его философии культуры. Фридрих Ницше о культуре как искусственном способе подавления жизненной стихии. Его мысли об оппозиции между рационально-этическим и иррационально-чувственным, аполлоническим и дионисийским началами бытия. Идея «сверхчеловека» в творчестве Ф.Ницше. Вильгельм Дильтей о материальной конкретности и метафизической бесконечности культуры. Его метод проникновения в мировоззренческие глубины культуры через художественное сопереживание. Идея «органичности» жизни личности и общества в философии Георга Зиммеля. Его понимание культуры как разумной формы жизни, соединяющей бытие и долженствование каждой конкретно-исторической эпохи. Освальд Шпенглер о жизни как истинном бытии, богатстве переживаний, порыве в будущее. Его концепция возникновения культуры из коллективной «души» народа, стремящегося к самоосознанию и самовыражению. «Первосимвол» и своеобразие культуры. Антагонизм культуры и цивилизации в философии О. Шпенглера.
Сущность культуры и методы её познания в неокантианстве. Специфика взглядов представителей баденской школы неокантианства. Ценностная теория культуры Вильгельма Виндельбанда, его мысли о различии между культурой и цивилизацией. Генрих Риккерт о методах наук о природе и культуре. Познание культуры на позициях марбургской школы неокантианства. Эрнст Кассирер о деятельностном характере личности. Его мысли о культуре как символической вселенной человека. Тема мифотворчества в философии Э.Кассирера.
Проблемы культуры в экзистенциальном осмыслении действительности. Категории классической философии («разум», «дух», «трансцендентальная субъективность») в интерпретации Карла Ясперса. Его концепции происхождения культуры как преодоления конечности бытия. Мысли К.Ясперса о специфике искусства и метафизической открытости личности в экзистенциональной коммуникации. Мартин Хайдеггер о причинах кризиса современной культуры. Его мысли о живой целостности человека в его духовном со-бытии с миром. М.Хайдеггер об искусстве и процессах мышления, возвращающих людей к истокам истинного существования. Жан-Поль Сартр, Альбер Камю об ответственности человека, свободе и нравственных основаниях его выбора.
Проблемы культуры в философской герменевтике. Проблема понимания и получения объективного знания в гуманитарной сфере науки. Обоснование методологии исследования культуры на позициях герменевтики. Влияние идей Ф.Шлейермахера, В.Дильтея, М.Хайдеггера на развитие герменевтики ХХ века. Ханс Георг Гадамер о единовременности человеческого бытия и познания в культуре. Герменевтический универсум Х.Г.Гадамера. Его мысли об открытии культурного пространства эпохи через бесконечное богатство интерпретаций частного опыта. Йохан Хейзинга о значении духовных императивных ценностей в культуре. Его мысли о причинах кризиса современной эпохи и месте веры в построении гуманной цивилизации. Искусство как язык культуры и выражение мировоззрения своего времени. Игровые аспекты культуры в концепции Й.Хейзинги.
Структурализм о проблемах языка и сознания в бытии культуры. Обращение к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры в философии представителей структурализма. Клод Леви-Строс о рациональном устройстве природы как условии ее познания. Его концепция символизации как способа освоения человеком окружающего мира. Язык как инструмент культуры и познания в философии К.Леви-Строса. Ролан Барт о роли в структурировании культуры символизирующей функции сознания и ее проявлении в языке. Язык как продукт коллективного сознания и речь как акт индивидуализации личности в философии Р.Барта. Его понимание культуры как текста. Мишель Фуко о культуре как смыслоупорядочивающем дискурсе. Коммуляции или эпистемы как смысловые пространства, оформляющиеся в формат той или иной эпохи в концептуальной теории М.Фуко.
Парадигма культуры в постструктурализме. Проблема коммуникативной практики в исследованиях постструктуралистов. Жан-Франсуа Лиотар о «дискурсе легитимации» («метадискурсе»), апеллирующем к «большой нарации» как основном признаке модернизма. Мысли Ж.-Ф.Лиотара о господстве правил рациональности и единого языка культуры как репрессивном факторе по отношению к нелигитимным формам жизни. Жиль Делез о бесконечности мысли и значений понятий, соизмеряющих хаос. Ключевые понятия Ж.Делеза. Его суждения о необходимости сохранения в современном мире свободного творческого начала, избегающего жесткой стратификации. Жак Деррида о «деконструкции» как методе смыслостроительства и терпимом отношении к иному. Язык культуры и предмет искусства в интерпретации Ж.Деррида. Жан Бодрийяр о трансэстетизации банальности как причине процессов распада в современной культуре. Экономический, лингвистический, семиотический подходы в его исследовании системы вещей в городской среде. Критика Ж.Бодрийяра современного потребительского общества. Постмодернизм в осмыслении современных западных философов.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 536;