Тема 2. Становление философии культуры
И СВОЙСТВАХ ГЛИНЫ ДОЛИНЫ Р. ПСЕКУПС (КУРОРТ «ГОРЯЧИЙключ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
Микроэлементный состав глины и ее водной вытяжки исследован ГУ Пятигорским Государственным НИИ курортологии Минздрава РФ 20.10.04 г. в соответствии с действующими методическими указаниями МЗ РФ. Представленные куски глины из карьера имеют серо-стальной цвет, без запаха, плотной консистенции, без видимых включений. Сравнительные данные и результаты физико-химического состава и санитарно-микро-биологического состояния образцов глины представлены в табл. 10.
Таблица 10
Минерализация водной вытяжки | г/дм3 | 1,0 | 1,32 | |
Микроэлементы | % на сухой субстрат (по Кларку) | |||
Титан | » | 0,38000 | 1,0000 | |
Ванадий | » | 0,01900 | 0,1000 | |
Алюминий | » | 8,65000 | не обн. | |
Никель | » | 0,00680 | 0,0030 | |
Хром | » | 0,00900 | 0,1000 | |
Молибден | » | 0,00026 | 0,0007 | |
Олово | » | 0,00060 | не обн. | |
Серебро | » | 0,000007 | не обн. | |
Цирконий | » | 0,01600 | 0,0010 | |
Скандий | » | 0,00130 | не обн. | |
Барий | » | 0,05800 | 0,5000 | |
Бериллий | 0,00030 | Г\ АЛ 1 Г\ | ||
и,иши | ||||
Висмут | » | 0,0000008 | не обн. | |
Галлий | » | 0,00190 | 0,0010 | |
Стронций | » | 0,00300 | 0,0255 | |
Иттербий | » | 0,00026 | не обн. | |
Иттрий | » | 0,00260 | не обн. | |
Ниобий | » | 0,00110 | 0,0010 | |
Литий | » | 0,00660 | 0,0050 | |
Бор | » | 0,01000 | не обн. | |
Фосфор | » | 0,07000 | 0,0700 | |
Селен | » | 0,00005 | не обн. | |
Таллий | » | 0,00014 | не обн. | |
Мышьяк | » | 0,00130 | не обн. | |
Сурьма | » | 0,00015 | не обн. | |
Гафний | » | 0,00028 | не обн. | |
Тантал | » | 0,00008 | не обн. | |
Вольфрам | » | 0,00018 | не обн. | |
Германий | » | 0,00016 | не обн. | |
1 Железо | 4.80000 | 3,7345 |
Физико-химические показатели образца стально-серой глины, дата отбора 20.10.2004 г. (долина р. Псекупс, курорт «Горячий Ключ» Краснодарского края)
№ | Показатели | Размер- | Норма | Иссле- |
п/п | ность | для сопочной грязи | дуемая глина | |
Влажность, воздушно-сухая | % | — | 1,62 | |
Влажность увлажненная | % | 40-75 | 43,0 | |
Объемный вес | г/см3 | 1,2-1,5 | 1,68 | |
Сопротивление сдвигу | ||||
при 25 °С | дин/см2 | 1500-250( | ||
Липкость при 25 °С | дин/см2 | — | ||
Тверд, включ. разм. > 5 мм | % | не обн. | не обн. | |
То же размер. 0,25—5,0 мм | % | не более 3 | не обн. | |
То же размером 0,1—0,25 мм | % | — | 2,87 | |
Теплоемкость | кал/гтрад | 0,4-0,6 | 0,53 | |
Зольность | % на | |||
сух. в-во | >95 | |||
Реакция среды | рН | 7,0-9,0 | 7,53 | |
Окислит.-восст. | ||||
потенциал (Eh) | мВ | -50... +200 | + 140 | |
Сероводород общий | % от естесп | |||
в-ва | <0,01,>0,01 | 0,01026 | ||
Сульфид железа | » | — | 0,02850 | |
Железа (11) оксид | » | — | 2,28 | |
Железа (III) оксид | » | — | 0,14 | |
Углерод органический | % на сухой | не менее | ||
субстрат | 0,1 | 3,56 | ||
Азот органический | » | — | 1,46 | |
Отношение C/N | » | — | 2,44 | |
Липиды | » | — | не обн. | |
Каротиноиды | мг% на сухой | |||
субстрат | — | не обн. | ||
Гуминовые кислоты | % на сухой | |||
субстрат | — | 2,80 |
Естественные радионуклиды: | Бк/кг | НРБ-96 ГН 2.6.1. 054-96 | |||
Уран, U-238 Радий, Ra-226 Торий, Th-232 Калий, К-40 | » » » | 9,0 54,0 65,0 | 1,73 30,8+/-10,5 41,1+/-12,6 660+/-169 | ||
Техногенные радионуклиды | Бк/кг ВДУ | не выше | |||
Цезий, Cs-137 Стронций, Sr-90 | » | 200,0 100,0 | 0,0+/-4,57 не обн. | ||
Тяжелые металлы | Природный фон в г/т не более | ||||
Ртуть Свинец Цинк Медь Кадмий Кобальт Марганец | » » » » | 0,66 20,0 83,0 45,0 0,30 19,0 8000,0 | не обн. не обн. 171,0 17,1 не обн. 39,87 612,0 | ||
Пестициды | г/т, не более норм, установленных для почв ГН 1.1.546-96 | не обн. | |||
Санитарно-микробиологические показатели | |||||
Общее микробное число (ОМЧ) Титр общих колиформных бактерий Титр сульфитредуцирую-щих клостридий (титр перфрингенс) | Клеток в 1 гестеств. в-ва г естест. в-ва на 1 бакт. | Не более 500 тысяч 10 и более 0,1 и более | Контроль местными органами цгсэн » » | ||
Патогенная кокковая микрофлора (стафилококки, стрептококки) | Бактерий в Юг естест. в-ва | Не обн. | » | ||
Синегнойная палочка | » | Не обн. | » |
По физико-химическим показателям исследуемая проба глины (от 20.10.04 г.) относится к низкоминерализованным (1,3 г/дм3), очень слабосульфидным субстратам (H2S >0,01%), со слабощелочной реакцией среды (рН 7,53). Влажность глины после смешения с водой составляет 43,0%. Она приближается к нижнему значению требований, предъявляемых к лечебным сопочным грязям (40—75% для сопочных грязей).
Таким образом, образец глины по своему составу и свойствам, согласно классификации лечебных грязей (А. П. Холопов и соавт, 2003), приближается к таманской сопочной лечебной грязи. Для пелоидов Таманского месторождения установлены следующие пределы колебаний физико-химических параметров: минерализация грязевого раствора >1 г/дм3, содержание сероводорода >0,01% на естественную грязь, зольность >95% на сухую грязь, рН 7,0—9,0, влажность 40-75%, объемный вес 1,2—1,5 г/см3, теплоемкость 0,40-0,60 кал/г* град.
Объемный вес глины после увлажнения — 1,68 г/см3, что соответствует норме. Величина сопротивления сдвигу также соответствует требованиям кондиций, предъявляемым к сопочным грязям, подготовленным к процедурам (1500—2500 дин/см2) и равняется 2099 дин/см2, т. е. приближается к их среднему значению.
Теплоемкость глины рассчитывается по величине влажности и для увлажненной глины составляет 0,53 кал/г* град, что соответствует требованиям кондиций, предъявляемым к сопочным грязям, подготовленным к процедурам (0,4—0,6 кал/г* град).
Общая засоренность глины частицами размером более 5 мм отсутствует. Засоренность частицами размером более 0,25 мм также не обнаружена, что соответствует требованиям установленных кондиций (не более 3%). Однако обнаруженные частицы (2,87%) размером от 0,1 до 0,25 мм (при увеличении 4x4) представлены незначительным количеством кварцевого песка с растительными остатками.
Состав водной вытяжки (1:5) из стально-серой глины, отобранной из долины р. Псекупс, курорт «Горячий Ключ» Краснодарского края
В 1 дм3 раствора содержится | Граммы | Мг/экв | Мг/экв.% |
катионов и анионов: | |||
Аммония (NH4) | не обн. | ||
Лития (Li) | не обн. | ||
Калия (К) | не обн. | ||
Натрия (Na) | 0,2859 | 12,432 | 66,42 |
Кальция (Са) | 0,0971 | 4,845 | 25,89 |
Магния (Mg) | 0,0175 | 1,439 | 7,69 |
Стронция (SR) | не обн. | ||
Железа (Fe) | не обн. | ||
Марганца (Мп) | не обн. | ||
Цинка (Zn) | не обн. | ||
Меди (Си) | не обн. | ||
Кобальта (Со) | не обн. | ||
Никеля (Ni) | не обн. | ||
Свинца (РЬ) | не обн. | ||
Ртути (Hg) | не обн. | ||
Ванадия (V) | не обна. | ||
Хрома (Сг) | 0,000001 | ||
Кадмия (Cd) | не обн. | ||
Алюминия (А1) | не обн. | ||
Серебра (Ag) | не обн. | ||
Сумма | 0,4005 | 18,716 | 100,00 |
Фтора (F) | не обн. |
Образец глины содержит больше оксида двухвалентного железа (2,28% на увлажненный субстрат) и меньше трехвалентного (0,141%), что свидетельствует об отсутствии окисления двухвалентного железа кислородом воздуха в процессе аэрации глины. Окислительно-восстановительный потенциал имеет положительное значение (+140 мВ), что характеризует подготовленную к процедурам глину как субстрат, в котором протекают окислительные процессы.
Микроэлементный состав представлен титаном, ванадием, хромом, никелем, молибденом и другими элементами (табл.10). В основном их содержание приближается к средней распространенности химических элементов в глинистых сланцах земной коры.
Содержание органического углерода характерно для минеральных субстратов (С орг. в образце из карьера — 3,56% на абсолютно сухую глину), что соответствует требованиям кондиций, предъявляемым к сопочным грязям (не менее 0,1% на сухой субстрат). Содержание биологически активных липидов и каротиноидов в глине не обнаружено. Содержание гуминовых кислот в глине — 2,80% на абсолютно сухую глину, что характерно для минеральных субстратов. УФ-спектры поглощения водных растворов гуминовых кислот из глины характеризуются наличием полос поглощения в области 260 нм и далее монотонным понижением оптической плотности.
Состав водной вытяжки, полученной мацерацией данного образца глины (1:5) представлен в табл.11, формула химического состава раствора имеет следующий вид:
М, з = SO, 82 (НС01 + СОд)14СЬ4 рН 6,9, (Na+K)66Ca 26 Mg'8
т. е. характеризуется как маломинерализованный (1,3 г/дм3), сульфатного кальциево-натриевого состава (в мг-экв.%: S04 82? (Na+K) 66, Са 26), нейтральной реакцией среды (рН 6,9).
Хлора (CL) | 0,0284 | 0,801 | 4,28 |
Брома (Вг) | не обн. | ||
Йода (I) | не обн. | ||
Сульфата (S04) | 0,7391 | 15,388 | 82,22 |
Гидрокарбоната (НС03) | 0,1542 | 2,527 | 13,50 |
Карбоната (С03) | не обн. | ||
Гидрофосфата (НР04) | не обн. | ||
Нитрита (N02) | не обн. | ■ | |
Нитрата (N0,) | не обн. | ||
Сумма | 0,9217 | 18,716 | 100,00 |
Борная кислота (НВ02), г/дм3 | не обн. | ||
Кремневая кислота | |||
(Н25Ю,),г/дм3 | не обн. | ||
Общая минерализация, г/дм3 | 1,322 | ||
Сухой остаток, г/дм3 | 1,161 | ||
рН | 6,90 | ||
Формула Курлова М,, S04 82 (НСО, + СО,) 14CI4 рН 6,9 (Na+K) 66 Са 26 Mg 8 |
Тема 2. Становление философии культуры
Представление древних мыслителей о культуре
Постижение культуры в древнеиндийской философии. «Веды» как древнейший источник индийской мудрости. Древнеиндийские мировоззренческие системы и философские школы (брахманизм, джайнизм, санкхья, буддизм, ньяя, йога) о целях и задачах культурного развития человека. Понятия карма, сансара, мокша, атман, джива, пуруша, нирвана в древнеиндийской модели бытия и культуры.
Понимание культуры в древнекитайской философии. «Книга перемен» как ранний памятник философской мысли, ее влияние на менталитет китайского народа. Учение об инь, ян, дао. Лао-цзы и его произведение «Дао-де-дзин». Учение Конфуция как социальная религия. Понятия ли, жэнь, сяо, жан в основе китайского понимания человеческого совершенства и идеального общества.
Представления о культуре в античном мире. Понимание культуры в работах Гесиода «Теогония», «Труды и дни». Пифагор об искусстве и созвучии гармонии вселенной душе человека. Культурно-гносеологический аспект философии Гераклита Эфесского. Демокрит о происхождении культуры, воспитании человека, правильной общественной организации. Роль Сократа в перемещении гуманистической проблемы в центр философских интересов. Перевод проблемы совершенствования личности из морально-этической в социально-политическую плоскость в философии Платона, его учение о государстве. Проблемы культуры в философии Аристотеля. Основные идеи его произведений «Поэтика», «Политика», «Никомахова этика». Демократические ценности в основе античного понимания культуры. Перикл, Софокл, Геродот, Лукиан об идеалах своего времени.
Вопросы культуры в трудах Лукреция и Плутарха. Появление в недрах латинского языка слова cultura. Марк Порций Катон о душевном отношении к земле, особом уходе за ней. Распространение смысла данного слова на процесс нравственного и интеллектуального развития личности в работе «Тускуланские беседы» Марка Туллия Цицерона. Значение данного расширения проблемного поля культуры.
Критические позиции софистов и киников по отношению к культуре. Роль эпикурейцев, стоиков в формировании атмосферы раннего средневековья. Создание новой религиозно-философской картины мира представителями неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Прокл). Их представления о человеке как проводнике божественной идеи, воплощающем в своей деятельности не свое, а высшее начало.
Понимание культуры в религиозной философии средневековья
Библейские основы в средневековом понимании культуры. Специфика религиозного мировоззрения. Христианское понимание истины и красоты. Идеалы любви, сострадания, милосердия, аскетичной простоты. Роль богословия в формировании религиозной системы ценностей и их иерархия.
Проблемы культурного бытия в западноевропейской философии. Специфика мировоззрения периода патристики. Аврелий Августин о культурном многообразии человеческого бытия, соотношении божественного идеала и земного мира, добра и зла, веры и разума, истины и знания, свободы воли и смысла истории. Его концепция духовной динамики личности в работах «О граде божьем» и «Исповедь».
Изменение представлений о сущности человека и горизонте его возможностей в философии периода схоластики. Взгляды Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра, Альберта Великого. Рационализм Фомы Аквинского. Его мысли о разумном устройстве общества, добродетелях человека и его интеллектуальных возможностях. Ростки светского свободомыслия в философских учениях Роберта Гроссетеста и Роджера Бекона (Оксфордская школа).
Осмысление культуры в философии эпохи Возрождения
Общая характеристика мировоззрения эпохи Возрождения. Пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, персонализм Возрождения. Синтез античных и христианских ценностей в мышлении Ренессанса. Идеал свободной, инициативной, гармонично развитой личности в творчестве представителей эпохи, интеллектуальный аристократизм их взглядов.
Гуманистический вариант неоплатонизма в основе философского понимания культуры. Основные идеи Николая Кузанского и его учение о человеке, наделенном безграничными способностями. Платоновская академия как центр европейской культуры. Взгляды и деятельность Марсилио Фичино. Пико делла Мирандола о свободной сущности человека. Джордано Бруно о деятельностном становлении личности, ее героической природе.
Социальные проблемы культуры в трудах мыслителей Ренессанса. Образ государственного деятеля в концепции Никколо Макиавелли. Социально-политические и религиозно-этические аспекты культуры в произведениях Эразма Роттердамского. Мишель Монтень о проблемах социокультурного бытия. Моральные, этнографические и лингвистические экскурсы в творчестве Якоба Бёме. Утопические программы совершенного культурного общества в наследии Томаса Мюнцера, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.
Кризис гуманистических идеалов в период позднего Возрождения. Открытия Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Формирование в мышлении позднего Возрождения новой картины мира и места человека в нем. Крушение антропоцентризма. Тема судьбы и свободы воли человека в творчестве мыслителей XVI-н.XVIIвв.
Религиозно-философское обоснование культуры в период Реформации. Воззрения Мартина Лютера и Жана Кальвина. Библейские идеалы и сложившееся в протестантской среде понимание инициативной сущности человека и культуры как деятельностного способа его бытия. Связь возникшей системы ценностных ориентаций с распространением капиталистического производства, рядом свершившихся буржуазных революций, открывших Новое время в истории человечества.
Познание культуры в философии Нового времени
Общая характеристика мировоззрения Нового времени. Рационализм, исторический оптимизм, прагматизм, социальная направленность мышления новой эпохи. Приоритетное значение в жизни общества опытно-экспериментальной науки, дающей реальные знания о законах природы, позволяющие усовершенствовать производство. Вера в возможность переустройста общества на разумных основаниях. Проблема воспитания человека в философии Нового времени.
Проблемы культуры в европейской философии XVII – н.XVIII вв. Френсис Бэкон о роли науки и образования в процессе совершенствования культурного бытия человечества. Рене Декарт о рациональном и целенаправленном преобразовании окружающей среды в соответствии с потребностями человека. Этические и социально-политические проблемы культуры в философии ТомасаГоббса и Джона Локка. Концепция разумного эгоизма Бенедикта Спинозы. Джамбаттиста Вико о развитии культуры в теории исторического круговорота. Появление понятия «культура» в творчестве Самуэля Пуфендорфа.
Культурное бытие человечества в философии представителей французского Просвещения. Появление и распространение понятия «цивилизация» в трудах французских просветителей. Франсуа Мари Аруэ Вольтер о развитии разумных сил общества. Критика невежества и проблема воспитания личности в философии Клода Адриана Гельвеция. Поль Анри Гольбах о происхождении человека, его общественном характере, активной позиции по отношению к внешнему миру. Жан Антуан Кондорсе о культурно-историческом прогрессе человечества. Энциклопедичность взглядов французских просветителей. Идеалы свободы и политического равенства в их наследии. Критика несовершенства социокультурного бытия в философии Жана Жака Руссо.
Понимание культуры в трудах представителей немецкой классической философии. Иммануил Кант о сущности культуры и причине ее развития. Его мысли о свободе и ответственности личности, цели и принципах существования правового гражданского сообщества. Иоганн Готфрид Гердер о происхождении культуры и роли языка в этом процессе. Его исследования географо-климатической и социально-исторической детерминации культуры. Развитие подхода к изучению культуры сквозь призму языка в трудах Вильгельма фонГумбольдта. Фридрих Шеллинг о сущности культуры и искусства в контексте системы трансцендентального идеализма. Георг Вильгельм Фридрих Гегель о диалектике культурно-исторического процесса в контексте всеобщего развития. Понятия истины и свободы в его философской системе. Гегель об абсолютной ценности культуры. Его учение о государстве как единой целостности всех аспектов человеческого бытия. Людвиг Фейербах о сущности религии и подлинной вере в человека.
Философия романтизма о культуре. Приоритетное значение чувственно-иррационального начала в романтической трактовке человеческого бытия. Романтическое переживание противоречий между духом и природой, внутренним и внешним, субъективным и объективным, сознательным и бессознательным, необходимостью и свободой. Иоганн Вольфганг Гёте о красоте как символе нравственности. Фридрих Шиллер о своеобразии и значении художественного творчества и эстетического воспитания. Взгляды Фридриха Шлегеля и Фридриха Новалиса. Фридрих Вильгельм Шеллинг о роли интуиции в подлинной реализации свободного творчества и о беспредельной смысловой насыщенности искусства. Введение А.Мюллером термина kulturphilosophie. Герменевтические постулаты в философии Фридриха Эрнста Шлейермахера.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 573;