МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. С сожалением приходится признать, что умение организовать массовое театрализованное представление (тем более праздник) во многом еще отстает от творческой
С сожалением приходится признать, что умение организовать массовое театрализованное представление (тем более праздник) во многом еще отстает от творческой фантазии режиссеров. Это вопросы специфической профессиональной подготовки, потому что, как мы уже писали, в традиционном театре режиссеру с ними просто не приходится сталкиваться. Одна из трех основных сторон деятельности режиссера по В. И. Немировичу-Данченко — «режиссер-организатор» — в массовом представлении становится едва ли не главной. Ведь ему приходится работать с тысячами людей и с различными видами техники, но без налаженного административно-постановочного аппарата, при малом количестве репетиций и при полной невозможности накладки, грозящей катастрофой. Обо всем этом мы уже вкратце писали в начале книги, теперь поговорим подробнее. В армии существует поговорка: «Сапер ошибается только один раз». В работе режиссера-постановщика массовых представлений есть что-то общее с подготовкой к сражению. Даже терминология: «штаб», «начальник колонны», «план местности», «задание», «перестроение по фронту» и т. д. — взята у военных. Не говоря уже об участии солдат и целых воинских подразделений в самом представлении. И режиссер массового представления не имеет права ошибаться, как сапер, потому что одна его ошибка тоже может привести к непоправимым последствиям. К сожалению, многие молодые режиссеры не желают этого понимать, они стоят «выше» таких «нетворческих» вопросов. Другие признают необходимость организационных мероприятий по подготовке и проведению представления, да не умеют этого. В обоих случаях таким людям при всем их таланте и богатейшей творческой фантазии категорически противопоказано работать в этом виде искусства.
К сожалению, даже у самых крупных и известных режиссеров тоже бывают серьезные организационные неурядицы. И. М. Туманов вспоминал, что во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве на Манежную площадь явилось около 500 000 человек. Ни звукоусиление, ни само зрелище, ни число линейных не было рассчитано на такое количество народа. Людям было плохо видно и слышно, задние ряды слегка «поднажали» на передние, те — на сцену и... катастрофу с трудом удалось предотвратить.
Расскажу и о некоторых своих накладках. В 1967 году я ставил митинг «Комсомол — Октябрю» в Кремлевском Дворце съездов. За час до его
начала были внесены изменения в сценарий — выступление одного из ответственных руководителей пришлось сдвинуть ближе к прологу (ему необходимо было сразу после этого уехать), а выход пионеров — к финалу. Это ломало весь ход представления и монтаж номеров. Всем участникам митинга-концерта (воинам и спортсменам, актерам и участникам самодеятельности, осветителям и радистам, а главное — пионервожатым) была объяснена перестановка и выданы новые реплики. В суматохе забыли только о дирижере духового оркестра, который находился высоко на балконе слева от сцены. Дирижер был человек военный, а значит, дисциплинированный. Не зная о перестановке эпизодов, он дождался «своей» реплики и взмахнул палочкой. Застоявшиеся пионеры, заслышав знакомую мелодию, на которую к этому времени уже привычно реагировали, оттолкнули растерявшихся вожатых и с радостным воплем ворвались в зал. Ответственный товарищ, направившийся было к микрофону для выступления, оказался в гуще детей с цветами... Нет, ничего страшного не произошло, зрители этой накладки даже не заметили. Пионеры, выполнив свое задание, убежали, а оратор, поприветствовав их, произнес свою речь и... остался смотреть представление до конца.
«На плечи режиссера... массовых представлений ложится большая ответственность за организационную сторону дела — значительно большая, нежели у его коллег — театральных режиссеров, -- пишет заведующий кафедрой1 режиссуры массовых представлений ГИТИСа, профессор И. Г. Шароев. — Режиссер обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцены. Даже вопрос прибытия на репетицию и спектакль многочисленных коллективов (транспорт, время прибытий и отъезда, размещение коллективов в здании, где происходит спектакль) должен быть во внимании режиссера, в противном случае его ожидают «сюрпризы», которые могут значительно снизить художественное ^качество спектакля-концерта. Работу режиссера при постановке массового театрализованного представления правомочно определить как творчески-организационную»1 (курсив мой. — А. С).
Здесь я хочу рассказать об организации одного из наиболее сложных видов массового театрализованного представления—карнавального шествия по улицам города. (О создании окружающей среды для этого карнавала, которое тоже потребовало большой оргработы, мы уже говорили )
Праздник-карнавал на курорте мне довелось ставить дважды. В 1977 году в Геленджике он был посвящен 60-летию -Октября, а в 1978 году в Сочи — Всесоюзному дню медработника и 60-летию советского здравоохранения. В Геленджике костюмированное шествие и театрализованные представления проходили поздно вечером, в Сочи — средь бела дня В первом карнавале участвовали коллективы художественной самодеятельности Геленджика, жители города и их дети, наконец, сами отдыхающие. Приглашен был только народный танцевальный коллектив из Новороссийска. В сочинском представлении были заняты: Краснодарский театр музыкальной комедии, труппа Сочинского цирка, коллективы шести сочинских варьете, все актеры и коллективы местной филармонии, ансамбль песни и пляски «Шахтеру из Донецка, духовой оркестр и ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа из Ростова, профессиональные артисты разных театров, отдыхающие в это время в санатории ВТО «Актер», самодеятельные коллективы из Адлера, Хосты, Дагомыса, Лазаревского, Лоо и самого Сочи, пионеры Всероссийского пионерского ла-1еря «Орленок», детский ансамбль из Воркуты и т. д В 1 еленджике, как я уже рассказывал, все оформление, свет и озвучивание готовились из «подручных»
1 Шароев И. Г. Режиссер эстрады и массовых представлений. М, ГИТИС, 1975, с. 144.
средств. В Сочи над оформлением работали местное отделение Худфонда РСФСР, мастерские горисполкома и курортного совета. Фонограммы, записывались и монтировались на местной студии телевидения, она же дала тонва-гены для озвучивания трассы и площадей. Может быть, именно поэтому в первом случае праздником занимался буквально весь город под непосредственным руководством Геленджикского горкома КПСС, а во втором вся организация и подготовка были отданы на «откуп» парку культуры и отдыха «Ривьера».
Разные поводы для проведения праздника, разные условия подготовки, разная история двух городов и т. п. обусловили различия этих двух карнавалов. Но было в них и много общего, связанного с единой историей освоения Черноморского побережья Кавказа, похожими климатическими и географическими условиями, общими социальными и общественными функциями, общими (увы!), свойственными, очевидно, всем курортным городам проблемами и недостатками, наконец,— одним и тем же жанром представления.
Поэтому далее мы будем говорить о том общем и лучшем, что было в обоих карнавалах, не конкретизируя дату и место, но выделяя организационные проблемы.
Подготовка к празднику началась ранней весной. Режиссерско-постановоч-ная группа выехала на место для ознакомления с конкретными условиями и документальным материалом. Неделя ушла на изучение экспонатов местного музея, книг и изоматериалов, посвященных истории города, его настоящему и будущему. Затем режиссер и художник объездили весь город, наметили трассу шествия, место сосредоточения колонн, площадки для остановок и выступлений, маршруты для разъезда групп в финале, площадки для других театрализованных представлений этого дня, общие принципы оформления. После этого состоялось совещание в горкоме партии, где все было согласовано с руководством города, работниками ГАИ и других организаций, отвечающих за дисциплину и порядок, внесены соответствующие коррективы.
Через месяц режиссер и художник приехали снова, имея на руках режис-серско-сценарный план и предварительные эскизы. В горкоме партии состоялось очередное совещание, на этот раз с участием руководителей горисполкома, ку-работ и т. д. В эти дни режиссер и художник присутствовали на первомай-был намечен конкретный план подготовки праздника, создан оргкомитет по его проведению во главе с секретарем ГК КПСС, назначены директор праздника и ответственные за каждый участок работы, утверждены сроки выполнения работ и т. д. В эти же дни режиссер и художник присутствовали на первомайской демонстрации, отмечая для себя те элементы оформления, которые можно было бы впоследствии использовать во время праздника.
За месяц до праздника вся режиссерско-постановочная группа прибыла в город. Она привезла полный литературный сценарий представления, подробные эскизы и чертежи оформления, черновые репетиционные фонограммы. К этому же дню директор обеспечил необходимые материалы, помещения для работы, транспорт, заключил все договора. Сценарий и эскизы подробно обсудили на расширенном заседании оргкомитета, внесли в них необходимые исправления и дополнения. Затем в горком партии пригласили руководителей всех предприятий и организаций, здравниц и учреждений города, пригородных совхозов и колхозов. Был зачитан сценарий, показаны эскизы, заданы вопросы и получены ответы на них. Председатель оргкомитета отметил важность предстоящего праздника, который впоследствии намечено сделать традиционным. Всех присутствующих проинформировали, что участие в подготовке карнавала будет учитываться при подведении итогов соцсоревнования. Каждой организации поручили подготовить одну-две театрализованные группы. Естественно, при этом учитывалось соответствие профиля предприятия теме карнавальной группы. Все получили эскизы оформления своих групп, подробные описания, литературные тексты и магнитофонные пленки с записью музыки для репетиций, а также график репетиций. Помимо этого, всем предприятиям и организациям разослали письменные уведомления за подписью секретаря горкома партии.
После такой серьезной подготовки работа закипела. Об изготовлении оформления я уже писал. Параллельно с этим ассистенты режиссера, хормейстер, балетмейстер, режиссер пантомимы ежедневно с самого утра выезжали для ре-
петиций на местах согласно утвержденному графику. Заодно они делали точный хронометраж всех выступлений, определяли резервные номера (дополнительный танец, песня или сценка). Каждый вечер на заседании штаба подводились итоги работы за день, раздавались задания на завтра, решались организационные проблемы (например, доставка, размещение и питание приглашенных коллективов), разрешались творческие конфликты, давались бесконечные объяснения, уточнения, изменения... С руководителями групп были проведены две репетиции на плаье трассы. В эти же дни звукорежиссер готовил дополнительную запись фонограмм, монтировал рабочую пленку и т. д. В соседнем помещении костюмеры раздавали уполномоченным костюмы, при необходимости тут же проводили их примерку и подгонку.
Параллельно готовилась реклама. Печаталось несколько типов афиш (серьезная, юмористическая и плакат с эмблемой карнавала), через день давались рекламные юмористические анонсы в газете и по радио. На телевидении была сделана специальная передача: интервью с членами оргкомитета,- режиссером и директором; документальные съемки подготовки к карнавалу, несколько номеров из будущей программы. В домах отдыха и магазинах, в столовых и ресторанах, на пляжах и на заборах, а также во всех рейсовых автобусах были расклеены объявления и рекламные листовки. На улицах города появился следующий «приказ»:
ПРИКАЗ№ «РАЗ»
1. Всубботу 4 июня с. г. с 13. 00 и до поздней ночи на улицах и бульва
рах, набережных и пляжах состоится
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1522;