РАБОТА РЕЖИССЕРА НАД ПОСТАНОВКОЙ МАССОВЫХ СЦЕН
«Мистерия-буфф», которую мы уже неоднократно вспоминали, - непревзойденный образец сценарного решения массового театрализованного представления. Само название пьесы составлено из жанровых определений двух типов площадного представления - мистерии и буффонады. Место действия под силу воплотить только массовому театру - «Вся Вселенная», «Ад», «Рай», «Земля обетованная». Образное решение, подсказанное автором, - «дорога революции» - это форма уличного представления. И наконец, подзаголовок: «Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи».
В этом определении отражены основные специфические черты искусства массовых форм. Такое искусство всегда героическое и романтическое, поэтическое и образное, эпическое по содержанию и монументальное по форме. Это искусство философского обобщения, больших политических страстей, глобальных масштабов. В нем основные события - катаклизмы эпохи, временной отрезок действия - История, главный герой - Народ. Массовое представление может быть юмористическим и сатирическим, трагедийным или патетическим, но оно всегда жизнеутверждающе. Не может быть пессимистического массового представления! Оптимизм - его суть, его смысл, его содержание, идущее от оптимизма эпохи, ее исторического прогресса. Массовое представление не может быть также будничным, бытовым, в нем звучат величественная скорбь и всеобщее ликование. «Прекрасное должно быть величаво» - эта пушкинская формула как нельзя более подходит к искусству массовых форм.
Поэтому нет в нем полумер, полутонов, рефлексий и колебаний. Его волнует не судьба «маленького человека», а судьбы народные.
Так встает перед постановщиком массового представления одна из сложнейших технологических задач режиссуры - создание силами большого количества исполнителей (чаще всего непрофессиональных) художественного образа народа.
«Постановка народной сцены по трудоемкости, по тому, какого опыта и культуры она требует от режиссера, всегда считалась и считается экзаменом на полную зрелость режиссерского мастерства», - писал А. Д. Попов, имея в виду постановку сравнительно малочисленных народных сцен в традиционном драматическом театре. Но режиссеру массовых представлений приходится сдавать этот «экзамен» не в отдельных исключительных случаях, а постоянно, не с 50 участниками, а с 500 или 5000, не в результате полугодовой работы, а после нескольких репетиций. Подробная разработка массовых сцен, создание точной партитуры движения больших групп людей, репетиции с огромным количеством неподготовленных исполнителей, построение выразительного рисунка массовых мизансцен - вот далеко не полный перечень специфических трудностей, с которыми сталкивается режиссер. В процессе преодоления этих трудностей рождается яркий, впечатляющий образ людской массы, действующей ритмично, синхронно и четко, как один человек. Здесь каждый отдельный исполнитель - деталь огромной, хорошо отлаженной машины. В традиционном театре ту же функцию исполняет актер миманса или кордебалета. Тем не менее мне приходилось слышать и читать, что некоторые режиссеры пытались добиться от участников массовых сцен правдивого психологического перевоплощения в образ, лепки полнокровных сценических характеров. Вот что пишет И. М. Туманов:
«Условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их использования громадный». И далее он приводит примеры, что в день открытия фестиваля молодежи и студентов в Москве в хореографической сюите участвовало 3200 исполнителей, во время праздников песни в Прибалтике одновременно бывало занято до 30 000 человек, а в спортивно-художественной пантомиме в Германии было 100 000 участников! О какой психологии может тут идти речь?! Только о ярком пластическом образе, для создания которого нужна в первую очередь «солдатская дисциплина» всех участников и точная режиссерская партитура перестроений.
В качестве примера расскажем об одном представлении, где масса былаглавным действующим лицом.
Театрализованный митинг-концерт ставился в актовом зале МВТУ им. Баумана. Зал этот в первую очередь приспособлен для заседаний и конференций, защиты диссертаций и чтения лекций. Сцена не имеет ни глубины, ни колосников, ни карманов. Нет никакой театральной машинерии. Свет и звук самые примитивные. Нет возможности ни разместить большое количество исполнителей, ни вывести их разом на сцену. Кинофильмы демонстрируются на временном экране, свернутом на барабан под потолком. Творческие силы - коллективы художественной самодеятельности МВТУ: очень хороший камерный хор, легко идущий на любые новые предложения и быстро выполняющий задания; танцевальный коллектив со своим готовым репертуаром; стандартная студенческая рок-группа. Это все. Однако руководство МВТУ и Дома культуры, понимая значение и эффективность массовых театрализованных форм агитации и пропаганды, с готовностью пошло на предоставление значительных сил и средств, на изготовление необходимых конструкций (в МВТУ есть свои мастерские), аренду костюмов и реквизита, на приглашение духового оркестра, на то, чтобы занять в представлении большое число студентов, спортсменов и т. д. Эта поддержка, благожелательность позволили создать массовое представление, в котором одновременно участвовало и постоянно находилось на площадке более 400 человек. Задача состояла в том, чтобы в яркой и образной форме на примере конкретных фактов и цифр рассказать об истории МВТУ.
Однажды знаменитая и всеми любимая певица не смогла приехать на массовое представление, в котором обещала участвовать. Представление должно было идти на стадионе большого областного центра, все билеты давно были проданы, отменить представление нельзя. И тогда администратор одел в концертное платье актрисы работницу стадиона, чья фигура была похожа на силуэт певицы. Эта женщина стояла у микрофона в центре стадиона, а по радио звучала фонограмма с записями песен известной певицы Самое поразительное во всей этой истории, что ни один зритель не заметил подмены и представление прошло с большим успехом.
Этот анекдотический случай дает нам повод поговорить о специфической возможности использования дублеров в массовом т атрализованном представлении. А.П.Конников вспоминает, как в детском елочном представлении в Лужниках одну роль играл сразу три актрисы. Профессиональная циркачка выполняла воздушный номер, у микрофона ее подменяла вокалистка, а на сцене работала актриса драматического театра. Поскольку лиц почти не было видно, а фигуры этих женщин были похожи и одеты они были одинаково, то зритель поверил, что все это делает одна и та же универсальная исполнительница. Использование дублеров, которое давно и с успехом применяется в кинематографе, дает режиссеру массового представления очень большие возможности. Не надо ограничивать свою фантазию в связи со слабой технической подготовленностью артиста, можно позволить себе целый ряд эффектных трюков, упростить перестановки и переодевания и т.д.
Массовые представления чаще ставят режиссеры эстрады, цирка, пантомимы, нежели режиссеры традиционного драматической театра. И это не случайно. Помимо общих принципов монтажного построения зрелища, создания номеров и т. д., здесь режиссер сталкивается с манерой игры образа-маски, то есть условной персонажа, отличающегося какой-то одной характерной и гипертрофированной чертой. Более всего эта манера похожа на метод создания клоунской маски в цирке, но вовсе не обязательно, что бы характерная черта была комедийной. Такой персонаж-маска несет аллегорические функции: это Герой или Злодей, Влюбленый или Жертва, Воин или Мать - примерно так же, как некогда в комедии дель арте, комедии масок, которая, кстати сказать, родилась на площади.
Подведем итоги. Актер в массовом представлении чаще в используется чисто функционально - в качестве статиста, в честве дублера, в качестве носителя условного образа-маски, необходимого по сценарию. Отдельно выступающий, солирующий актер является только представителем массы, выразителем взглядов какой-то большой группы людей или типичным (почти типажным), легко узнаваемым «героем своего времени». Но в этом случае лучше приглашать участвовать в представлении подлинного героя событий, «живого» человека, а не «исполнителя роли».
Продолжим разговор об искусстве построения больших народных сцен. Книг и учебников о законах репетиций с массовкой, о принципах построения массовых мизансцен практически нет. Есть отдельные высказывания на этот счет у корифеев традиционного театра - К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Е. Б. Вахтангова, Н. П. Охлопкова, А. Д. Попова. Есть очень интересный опыт кинематографа. Режиссер массового представления может по крохам собрать этот теоретический багаж. Но практически научиться искусству построения массовых сцен он может сегодня только у балетмейстеров и режиссеров массовых спортивных выступлений.
Вот что писал балетмейстер А. Обрант - один из крупнейших мастеров создания массовых зрелищ: «Массовое театрализованное представление в гораздо большей степени, нежели драматический спектакль или даже опера, подчиняется требованиям пластической организованности действия. Если многочисленные участники тех или иных эпизодов представления не проникнутся единым чувством ритма, общим пониманием задачи, если они не будут способны к синхронному движению или не сумеют существовать в особо сложных по внутренней организации условиях полиритмии, никакой режиссер не добьется впечатляющего результата».
Как же добиться этого результата?
Репетировать удобнее всего с отдельными группами исполнителей и по фрагментам всей пластической композиции. Для этого вся масса исполнителей делится на группы (технически лучше всего эти группы определять по территориально-производственному признаку: спортсмены одного общества, учащиеся одного заведения). В каждой группе назначается руководитель, и к каждой группе прикрепляется режиссер-ассистент. Желательно, чтобы это был специалист по какому-то из видов сценического движения - танцу, пантомиме и т. д. С руководителем и ассистентом подробно оговаривается задача группы, рисунок движения, ритм. В массовом представлении режиссер-постановщик практически не может позволить себе творческих поисков на площадке, изменений рисунка или ритма. Все должно быть четко продумано заранее, выверено с музыкальным руководителем и ассистентами, расчерчено на плане, расписано в партитуре.
Если у режиссера есть время на несколько сводных репетиций и прогонов, то, как правило, на третьем-четвертом, когда исполнители массовки понимают общий замысел и свою роль в нем, привыкают к рисунку и чувствуют себя в нем свободно, начинается творческая массовая импровизация. Не следует немедленно пресекать ее, надо лишь следить, чтобы это не сломало четкости режиссерского рисунка. В процессе этой импровизации могут родиться неожиданные детали и приспособления, которые еще более оживят и украсят композицию.
Так, на представлении в МВТУ в эпизоде «Первый эшелон» неожиданно вдруг «ожил» хор. Следует заметить, что хор - один из самых неподвижных и консервативных элементов любого представления. Артисты хора не привыкли двигаться. Поэтому в, МВТУ были задействованы в эпизоде студенты, а с хора убрали свет, оставив его неподвижным в полумраке. Но то ли хористам надоело стоять, то ли они увлеклись общим рисунком эпизода, только на третьем прогоне они в темноте тихонько изображают вагон целинников - подпевают, подплясывают и т. д. Тогда им выдали гитары и гармошки, построили нужную мизансцену, дали на них мелькающий свет, и вся масса людей на конструкции дружно и весело «поехала».
Режиссеру традиционного театра иногда тоже приходится сталкиваться с подобной задачей - поставить в спектакле сцену, героем которой является народ. Скажем, решить ремарку Шекспира «народ врывается на площадь» или Пушкина «народ безмолвствует». (В. Э. Мейерхольд в беседе с Б. Е. Захавой сказал, что тот, кто сможет поставить эту ремарку, уже нашел принцип постановки «Бориса Годунова».) Попытка решить эти сцены средствами бытового психологического театра пока что не приводила к успеху. Может быть, следует воспользоваться опытом режиссуры массовых представлений?
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 2923;