ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МАССОВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

Агнозия — утрата знаний. Неспособность субъекта вспомнить о предшествующем событии. Ретроградная агнозия — забывание событий, предшествующих данному моменту времени.

Акинезия — снижение объема движений. Один из симптомов нарушения двигательной функции, например при болезни Паркинсона.

Аксон — отросток нейрона, по которому возбуждение (потенциал действия) проводится от данного нейрона к другой клетке (другому нейрону, мышечной или железистой клетке).

Активная зона — специализированные места цитоплазматической мембраны пресинаптической терминали, в которых происходит освобождение медиатора, упакованного в пузырьки.

Амигдала см. Миндалина.

Асинергия — нарушение содружественных движений. Один из симптомов нарушения двигательной функции, например, при повреждении мозжечка.

Ассоциативные области коры — в коре больших полушарий выделяют три ассоциативные зоны: теменно-височную, префронтальную и лимбическую.

Атаксия — расстройства походки и равновесия при повреждении, например, мозжечка или задних столбов спинного мозга.

Афазия — нарушение речи. Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока, сенсорная афазия — при повреждении зоны Вернике, проводниковая афазия — при повреждении крючковидного пучка, соединяющего зоны Брока и Вернике.

Афферент — нейрон, или путь, который передает сигналы к центральной нервной системе. Например, слуховые афференты, вестибулярньте афференты и т.д.

Ацетилхолин — медиатор, выделяющийся в нервно-мышечных синапсах и некоторых центральных синапсах.

Ацетилхолинэстераза — фермент, расщепляющий ацетилхолин на холин и уксусную кислоту.

Базальные ганглии, или Стриатум — ядра больших полушарий мозга. Включают бледный шар, хвостатое ядро и скорлупу. Проводящими путями тесно связаны с черной субстанцией, субталамическим ядром (телом Люиса).

Биогенные амины — группа медиаторов, включающая серотонин, дофамин, адреналин и норадреналин.

Большие полушария — парные структуры головного мозга, особенно хорошо развитые у человека и высших обезьян, связаны между собой мозолистым телом.

Брока зона — область лобной коры, критически задействованная в экспрессивной речи.

Вентральные корешки спинного мозга — образованы аксонами мотонейронов передних рогов серого вещества спинного мозга, а также аксонами нейронов (симпатических) боковых рогов серого вещества спинного мозга грудных сегментов.

Вернике зона — область коры на стыке височной и теменной долей, критически задействованной в сенсорном анализе речи.

Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП) — возникает как сдвиг мембранного потенциала нейрона в сторону деполяризации при одновременном возбуждении большого числа синапсов. При достижении ВПСП пороговой величины в нейроне появляется потенциал действия. Ионный механизм состоит в суммации многочисленных ионных токов, возникающих при срабатывании одиночных синапсов.

Возбуждение нейрона — возникновение потенциала действия.

Волокно мышечное — возникает в процессе развития при слиянии нескольких сотен клеток, поэтому по сути является синцитием. В организме в составе целой мышцы функционирует как одна клетка.

Волокно нервное — аксон нейрона, который находится в составе периферического нерва.

Ганглий — скопление нейронов и глиальных клеток по ходу периферических нервов. Например, межпозвоночные ганглии (узлы) являются скоплением псевдоуниполярных нейронов: один отросток аксона идет на периферию и образует периферические нервы, а другой — в составе заднего корешка входит в серое вещество спинного мозга.

Гематоэнцефалический барьер — состоит из стенок сосудов, выстилок мозговых желудочков и клеток глии. Защищает головной мозг от проникновения инфекций.

Гиперполяризация — увеличение поляризации мембраны нейрона. В покое мембрана клетки поляризована в среднем до -70 мВ (отрицательность в цитоплазме).

Гипоталамус — нижняя часть промежуточного мозга, составляет стенки III желудочка мозга. Входит в состав лимбической системы мозга. Является главной структурой мозга, обеспечивающей биологические мотивации (потребление пищи, половое поведение, поддержание водно-солевого баланса организма и многое другое).

Гиппокамп — структура старой коры на медиальной стороне височных долей. Повреждение гиппокампа приводит к синдрому Корсакова. Он тесно связан с гипоталамусом волокнами свода (fornix).

Гипофиз — нижняя мозговая железа, один из основных эндокринных органов мозга. Имеет в своем составе три доли: переднюю, или аденогипофиз, заднюю, или нейрогипофиз, и промежуточную. Гипофиз связан с гипоталамусом гипоталамо-гипофизарным трактом.

Глия — клетки, входящие в состав нервной ткани. Обычно выделяют астроциты (преимущественно находятся в сером веществе мозга), олигоциты (преимущественно находятся в белом веществе мозга) и микроглию, участвующую в образовании мозговых оболочек.

Гормон — биологически активное вещество, выделяющееся из желез внутренней секреции.

Дендрит — от греч. «дерево». Разветвленный отросток нейрона, на котором оканчиваются синапсами многочисленные аксоны других нейронов.

Деполяризация — уменьшение поляризации мембраны нейрона. В покое мембрана клетки поляризована в среднем до -70 мВ (отрицательность в цитоплазме).

Децеребрационная ригидность — активация мышц-разгибателей (антигравитационной мускулатуры) при удалении больших полушарий мозга (хирургический разрез на межколликулярном уровне) или мозжечка. Различают два вида ригидности: альфа-ригидность, возникающую при возбуждении мотонейронов передних рогов спинного мозга, и гамма-ригидность, появляющуюся при активации гамма-мотонейронов передних рогов спинного мозга.

Дисметрия — нарушение размерности движения. Например, при повреждении мозжечка человек с закрытыми глазами не может указательным пальцем точно дотронуться до кончика собственного носа.

Дорсальные корешки спинного мозга — составлены центральными отростками псевдоуниполярных нейронов межпозвоночных ганглиев. Занимают задний (дорсальный) канатик спинного мозга.

Ионный канал — белковая молекула, занимающая место в мембране; при определенных условиях способен пропускать определенный тип ионов. Различают натриевый, калиевый, кальциевый, хлорный и некоторые другие каналы.

Комиссура — группа аксонов, соединяющих отдельные структуры мозга. Например, самая большая комиссура мозолистое тело, которое со единяет большие полушария.

Кора больших полушарий, или Плащ (раlium) — покрывает большие полушария преимущественно (95%) новой корой (имеет в своем составе 6 слоев), но также старой (трехслойная кора) — около 2,5% и древней корой (слои нейронов выражены неясно).

Лимбическая система — группа структур мозга, связанных между собой тесными связями. Участвует в обеспечении мотивационно-эмопиональной деятельности организма. Одной из главных структур лимбической системы является гипоталамус, которым большинство структур объединены в целостную систему, регулирующую мотивационно-эмоциональные реакции человека и животных на внешние стимулы.

Миндалина — группа ядер, локализованных в глубине переднего полюса височной доли мозга. Имеет тесные связи с гипоталамусом, гиппокампом, таламусом, с обонятельной системой. Является частью лимбической системы мозга. Координирует эндокринные ответы и реакции автономной вегетативной нервной системы, связанные с эмоциями.

Модальность — близкая группа ощущений. Например, зрительная модальность объединяет ощущение света, темноты, цвета и другие характеристики зрительного стимула. Термин «модальность» часто употребляют для обозначения стимула; например, слуховая модальность — стимулы, адресованные слуховому анализатору.

Мозговой ствол — включает продолговатый мозг, мост и средний мозг. Содержит в своем составе ядра черепных нервов, ретикулярную формацию.

Мозжечок (лат. сегеbеllаг — малый мозг) — находится над мостом; со стоит из двух полушарий и черня между ними, в глубине полушарий находится четыре пары ядер (ядра шатра, округлое, пробковидное и зубчатое). Мозжечок участвует в управлении движениями.

Мозолистое тело — многочисленные нервные волокна, соединяющие между собой симметричные точки коры больших полушарий.

Мышечное веретено — является собственным (проприорецептором) рецептором мышцы. Состоит из группы очень тонких мышечных волокон (интрафузальных волокон), собранных в структуру, напоминающую веретено. Мышечное веретено получает два типа волокон: сенсорные волокна, по которым информация о состоянии веретена передается в спинной мозг, и моторные волокна (аксоны гамма-мотонtйронов), возбуждение по которым управляет длиной мышечного веретена.

Насосный канал — белковая молекула, обеспечивающая специальным механизмом перекачку ионов между цитоплазмой и межклеточной средой.

Нейрон — главная клетка нервной ткани. Состоит из тела (сомы) и двух отростков: многочисленных дендритов и одного аксона. Способен возбуждаться и по аксону проводить возбуждение к другим клеткам организма.

Перехват Ранвье — регулярные (для периферических волокон в среднем через 1,5 мм) места аксона, не покрытые миелином. Это связано с тем, что миелиновый чехол образуется обворачиванием вокруг аксона отдельных глиальных клеток. На стыке между отдельными клетками и образуется перехват Ранвье.

Порог абсолютный — наименьшая сила стимула, вызывающая реакцию. Порог дифференциальный (разностный) — минимальное приращение стимула, изменяющее реакцию.

Потенциал действия — электрический потенциал амплитудой примерно 120 мВ, который возникает в нейроне и распространяется по аксону по принципу «все или ничего» Потенциал действия и возбуждение часто используют как синонимы.

Пропазогнозия — неспособность распознавания лиц.

Ретикулярная формация (от лат. геticulo — сетчатый) — скопление диффузно расположенных нейронов в сердцевине мозгового ствола и медиальных частях таламуса.

Рефлекс — реакция организма на воздействие. Характеризуется порогом (наименьшей силой стимула, которая способна вызвать данный рефлекс), рецептивным полем (полем тех рецепторов, стимуляция которых пороговым стимулом вызывает рефлекс) и латентным периодом (временем от стимула до начала рефлекса).

Саккада (от франц. «хлопок паруса») — быстрое скачкообразное движение глазного яблока.

Синапс — контакт аксона с мембраной другой клетки (нейрона, мышечной, железистой и др.).

Спинной мозг — самая каудальная (задняя) часть центральной нервной системы. Имеет сегментарное строение. Обеспечивает двустороннюю связь туловища и ЦНС; способен к автономной деятельности по рефлекторному принципу, например способен осуществлять многие двигательные (коленный, сухожильный и ряд других) и вегетативные (просвет периферических кровеносных сосудов, потоотделение и ряд других) рефлексы.

Сухожильный рецептор (Гольджи) — находится в сухожилии, которым мышца прикрепляется к кости. При сокращении мышцы сухожильный рецептор возбуждается пропорционально возникшей силе, т. е. является измерителем силы.

Таламус — дорсальная (верхняя) часть промежуточного мозга. Содержитядра (скопления нейронов), в которых возбуждение переключается на кору. Образно говоря, таламус является коллектором (собирателем и распределителем) импульсации, поступающей к коре больших полушарий.

Томография — неинвазивный (без проникновения) метод исследования структур головного мозга. Наиболее распространены рентгеновский, позитрон-эмиссионный и магнитно-резонансный методы томографии.

Центральная нервная система (ЦНС) включает в свой состав спинной и головной мозг. Противопоставляется периферической нервной системе.

Центральный нейрон — нейрон ЦНС.

Эндокринный орган (железа), или Железа внутренней секреции — выделяет секреты в среду организма; специальные протоки отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

 


[1] Под гомеостазом в физиологии понимают поддержание в организме постоянства параметров внутренней среды. К ним относится поддержание постоянства состава крови, температуры тела 14 т.д.

[2] Реакция на опору проявляется в том, что если у здоровой кошки погладить дорсальную (верхнюю) часть передней лапы, то кошка поставит эту лапу на вашу руку.

[3] В современной психологии различают экспрессивную и импрессивную речь. Первая представляет собой кодирование мысли с помощью внутренней речи в развернутую речь, основывающуюся на грамматической структуре языка. Импрессивная речь является обратным процессом, состоящим в декодировании речевого высказывания и выделении содержащейся в нем мысли.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МАССОВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

 

В массовых представлениях наряду с традиционными средст­вами используются очень часто транспортная и всякая иная тех­ника, стихии огня и воды, природное освещение, новейшие дости­жения современной науки, пиротехника, птицы и животные и т. д. и т. п. Как писал В. В. Маяковский в прологе к «Мистерии-буфф»: Мы тоже покажем настоящую жизнь, но она в зрелище необычайнейшее театром превращена!..

В принципе все, что невозможно в обычном театре и на что да­же не отвлекается никогда фантазия режиссера и художника, мо­жет быть использовано в массовом представлении.

Часто в постановках участвуют легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и бронетранспортеры, молоковозы, цемен­товозы, панелевозы и прочие «возы», веялки, сеялки, жнейки, комбайны и вся­ческая другая сельхозтехника, велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертоле­ты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухопутные и плавучие подъемные краны, метеозонды и гидромониторы и т. д. Фантазия ре­жиссеров-постановщиков неуемна. На одном из массовых представлений, про­ходившем в ночное время, использовались иллюминированные электрокары. А.П. Конников на празднике «Русской зимы» в Лужниках смонтировал на мо­тоциклах высокие «гнезда», поместил в них девушек в полушубках, расписные полы которых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом, и поставил хоровод — «Мотоберезка». Ленинградский режиссер И. Я. Шноль вынашивает идею поставить карнавал, ис­пользуя грузовые трамваи. Подобные «трамвайные» шествия проходили в Пе­трограде в 19-20-м годах, но с тех пор незаслуженно забыты. А ведь трамваи разом решают множество вопросов: дешевая электроэнергия, заранее опреде­ленная трасса, возможность установить на платформе мотор, а следовательно - движущееся оформление, любое освещение и т. п

А в торжественной церемонии «Посвящения в студенты» «огонь знаний» часто зажигается с помощью... лазера.

Режиссер-постановщик массового театрализованного представ­ления обязан не только владеть всеми средствами современной сценической техники, но хорошо знать и уметь применять все но­вейшие достижения науки и техники вообще. Впрочем, не только новейшие. Во время «Юморины» в Одессе, был проведен парад старых машин на приз «Антилопы-гну», а значит, режиссеру при­шлось изучить все допотопные марки автомобилей.

В массовом театрализованном представлении транспортные средства, неодушевленные вещи могут «заговорить», стать «дей­ствующими лицами». Как писал В. В. Маяковский в «Мистерии «буфф»: «Действующие Земли обетованной: 1)Молот, 2) Серп, 3) Машины, 4) Поезда, 5) Автомобили...»

А вспомним у него же разговор двух судов на рейде. Это ведь прием массового зрелища. И вот мы видим перекличку старого паровоза и современного электровоза на празднике в Туле или представление, решенное, как эстафета славы знаменитых кораб­лей: от «Авроры» до «Арктики» в Петербурге.

В этом случае техника выполняла образные функции.

Расскажем, как использование современной техники стало принципом решения всего представления целиком.

В 1993 году в Москве проходили заключительные мероприятия Всероссийского фестиваля молодежи, и в их числе - театрализованный митинг на ВДНХ. Учитывая тему митинга, место его проведения (открытая площадь возле скульптуры «Рабочий и колхозница»), а также возмож­ности ВДНХ (наличие на выставке различных образцов современной техники) было предложено следующее решение «окружающей среды»: всю площадь ок ружить большими машинами-экспонатами: кранами, экскаваторами, комбайнами, панелевозами и т. д. и т. п. Каждую машину соответствующим образом де корировать и украсить лозунгами, транспарантами, флагами, символизируя таким образом одну из строек, на которых данных машин представлено в наиболошей степени. Каждую такую машину превратили в своеобразную сценическую площадку — трибуну для представителей эти строек. Зрители находятся в центре. В результате решается сразу целый ряд задач: монтировку сценических площадок, которые можно было легко, своим ходом доставить на место действия и которые были подняты над головам зрителей; ограничение замкнутого пространства для участников митинга; создание особой атмосферы, в которой солировала скульптура В.Мухиной в обрамлении реальной техники; символическое и аллегорическое, но в то же время лаконичное изображение строек и т. д.

Транспорт также является очень удобной самодвижущейся декорацией. Без применения современной техники трудно предста вить себе любое шествие. А если в массовом представлении под открытым небом есть цирковые номера, то техника просто необходима. «Воздушный полет», смонтированный под вертолетом или на стреле подъемного крана, акробаты-каскадеры на автомобилях и мотоциклах, велофигуристы и т. д - стали обычным явлением на стадионном представлении.

В ряду необычных средств театрализации, которыми распола­гает режиссер массового представления, стоят также силы приро­ды: огонь, вода, воздух, свет солнца или луны и т. д.

Вспомним опять В. В. Маяковского. В либретто цирковой пан­томимы «Москва горит» (кстати, еще один образец прекрасного сценария для массового театрализованного представления) у него действовали не только люди, куклы и звери, но также огонь и вода.

В качестве примера использования «живого» огня вспомнить массовое представление на ста­дионе в Лужниках, посвященное 850-летию Москвы на котором 1800 лучших российских гимнасток демонстрировали мас­совые спортивные выступления с булавами, начиненными бенгаль­ским огнем, складывая из них огненные клумбы, дорожки, волны и т. п. (режиссер М. Д. Сегал).

Огонь - одно из самых сильных средств художественной вы­разительности в массовом представлении под открытым небом. Достаточно сказать, что если каждый исполнитель в огромной массе людей одновременно по команде зажжет обыкновенную спичку, то даже такой примитивный трюк даст совершенно оше­ломляющий эффект.

Любопытные приемы использования в массовом представлении огня и воды можно найти в спектаклях английского уличного театра «Wallfaier Stait». Актеры этого театра называют себя «инженерами воображения». Спектакли их - это сюрреалистический набор различных символов и алле­горий, не связанных ни сюжетом, ни мыслью, ни логикой. Но отдельные технические приемы заслуживают того, чтобы о ких рассказать.

Спектакль готовится большим количеством людей и в течение длительного времени (иногда месяц) и идет целую ночь. Повторить его нельзя, так как в процессе представления уничтожается все, что было изготовлено. Спектакль о котором хочется рассказать шел в парке на большом пространстве, огоро­женном канатами. В разных местах этого пространства стояли сделанные из бумаги почти в натуральную величину пароход, дом и даже корова. Целая по­ляна была утыкана бумажными флажками разных стран мира (такие флажкл ставят обычно на столах делегаций во время переговоров). На высоком дереве висели две громадные человеческие фигуры, выполненные из металлической фольги. Ветер шуршал, шелестел, звенел ими, и они шевелились, как живые. Другие фигуры - неподвижные куклы в человеческий рост - были сделаны из соломы и «жили» в доме, «плыли» на пароходе, «пасли» корову. Еще была громадная «голова» (как в «Руслане и Людмиле»), лежавшая у подножия хол­ма. По всему этому населенному странными персонажами пространству бродили такие же странные люди. Два «поджигателя» в костюмах «огня» (оранжевые, красные и желтые ленты у него на плечах, как пончо, у нее на поясе, как юбка) ходят и зажигают бачки с горючей смесью разного цвета, множество воткнутых в землю свечей (поле павших?). Постепенно весь абсурдный мир начинает раз­рушаться, уничтожаться. «Голова» встает на ноги (оказывается, внутри все это время сидел человек), идет на холм и там с треском лопается. Фигуры из фоль­ги падают с дерева, сминаются в бесформенную кучу, и их топчут ногами. Один из актеров, одетый в костюм пирата, берет брандспойт и мощной струей воды сначала гасит все свечи, а затем сбивает флажки. Они плывут, кувыркаясь в потоках воды и грязи. От бачков постепенно загораются пароход, дом и корова. Соломенные куклы корчатся в пламени, как живые, а от бумажных кон­струкций остается только обугленный проволочный каркас-скелет...

Некоторые технические приемы этого зрелища заслуживают внимания. Например, поле флагов - это любопытно, фигуры из фольги - красиво, а горящая корова - это очень страшно. Как писал бюлле­тень фестиваля «Курьер»: «Немного «шума из ничего», немного фантазии, не­много детской игры, а в результате возникает нечто не повседневное, возника­ет система меняющихся образов на пленэре»...

Вода используется в качестве основного выразительного сред­ства на ежегодном «Празднике фонтанов» в Петергофе (автор и режиссер И. Гуревич). Но в любом представлении на воде можно легко соорудить фонтаны произвольной мощности и высоты с по­мощью гидромониторов или противопожарных судов. Ночью эти фонтаны можно красиво подсветить цветными прожекторами. А если на фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом и настроением менять количество струй, их высоту, мощ­ность и цвет, то может получиться феерическое зрелище.

В качестве примера приведем эпизод из поставленного М.Д.Сегалом в 1996-1997 годах на стадионе «Динамо» Всероссийского спортивного парада. Вдоль всей южной трибуны были уложены трубы с отверстиями и устроены специальные водостоки. В определенный момент в небо ударили сотни искря-шихся на солнце водяных струй. Над стадионом повисла радуга, на фоне ко­торой выступали гимнасты. То, что фонтаны забили не у реки или у моря, ана стадионе, было полнейшей неожиданностью для зрителей и произвело огром­ный эффект...

Последний по времени Международный молодежный музыкальный фестиваль в Сочи ставили в новом киноконцертном зале «Фестиваль­ный». При целом ряде архитектурных погрешностей у этого зала есть одно конструктивное достоинство - со сцены можно снять деревянные щиты и наморозить лед для выступления фигуристов. Лед был не нужен, но щиты сняли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили ее водой. Белые ажурные конструкции на черном водяном зеркале (художник Р.Л.Казачек) композиции из цветов на водяной глади (аранжировщик - известный сочинский цветовод С.И.Венчагов), световые блики, рябь и силуэты певцов, отраженные водой и спроецировавшиеся на громадный экран создали очень красивое зрелище.

Все это примеры того, как используется вода в представлениях на суше. Но ведь существует множество представлений, которые полностью ставятся на воде (например, популярный в курортных городах традиционный «Праздник Нептуна»). В таких представ­лениях вода, естественно, становится главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеоб­разный водяной занавес, чтобы скрыть перестановки.

Если говорить о занавесе, надо вспомнить еще об одной его разновидности - дымовом занавесе, который полу­чают, зажигая дымовые шашки. Этот занавес может быть сам по себе очень красив (дымы бывают разного цвета), а можно на бе­лую дымовую завесу пускать видеопроекцию и т. д. Но использо­вать этот трюк надо очень осторожно: при перемене ветра дым от­несет на зрителей, при его отсутствии дымовая завеса стоит долго на месте. Для создания дымового занавеса необходимо иметь спе­циальные «ветродуи», провести ряд технических репетиций и т. д.

Вот пример, как можно совместить в представлении технику и стихию. На одном из массовых представлений, которое проводилось на гребном канале в Крылатском использовалось следующее решение. Спортсмены десантировались над каналом с вертолетов. Вна­чале выполняли затяжной прыжок и рисовали в небе цветными дымами, потом от­крли разноцветные парашюты и сориентировавшись на трассу канала в зоне три­бун, над самой водой отстегнулись и ушли под воду, цветные купола парашютов поплыли по течению, а а это время спортсмены зажгли под водой специальные фа­келы и вышли из канала на берег с горящими факелами в руках. Спортсмены в черных резиновых костюмах под­водников с масками и аквалангами, с которых стекала вода, но с горящими фа­келами в руках, строем, держа равнение, вышли «из пучины вод» и маршем под музыку оркестра прошли по набережной.

Мы уже говорили о том, что режиссер массового представления под открытым небом должен учитывать и уметь использовать естественное освещение местности: солнце, луну, звезды.

Вот два примера.

В сочинском карнавале, который проходил, к сожалению, днем, дей­ствовали в одном из эпизодов «солнечные зайчики». Это были дети в соответ­ствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. Поймав лучи солнца, они по команде ярко освещали находившуюся до этого в тени Гелио — богиню Солнца.

А в «Орленке» начало представления было точно приурочено к моменту вос­хода луны. И когда девочка взмахнула жезлом, из-за Медведь-горы появился огромный багровый диск луны. Пока все участники представления, возглавляе­мые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и тор­жественно выкатывалась в небо, дополняя и усиливая настроение и атмосферу представления...








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 2136;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.