МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ
Полный свет
На скандировании припева пушки мигают в ритме. По мере ухода снимается весь свет, кроме 8а, б — на центр.
«Родина моя» (оркестр) сразу за маршем.
Во время последнего припева все хлопают над головой, скандируя слова. С повтором припева — расход: флаги и знамена в боковые кулисы, за ними— дух. оркестр. Вся хореография (кроме «Ритмов планеты») — по проходам зала в фойе, за ними — дети (две колонны). Джаз и солисты — в центре. После этого за «Ритмами» заряжается солистка пантомимы. С последними словами уходят «Ритмы планеты» в центр спиной. Остаются ансамбли политпесни, оркестр, солистка — мим. В левой кулисе зарядился ансамбль «Мир», в правой — «Казачка», в центре — мимы Киева, «Свалявы» и «Дружбы». В качестве примера такой несогласованности могу вспомнить один эпизод.
Художник А. Стрельников выстроил для фестиваля «Красная гвоздика» 1975 года на вращающемся круге сцены такую конструкцию, которая при повороте на каждые 90° полностью изменяла пластическое решение площадки и создавала новые богатые возможности для мизансценирования. Исходя из этих возможностей был написан сценарий всех прологов и финалов, открытия и закрытия фестиваля; продуманы выходы участников и появление оркестра. В ночь накануне открытия радисты фирмы -«Мелодия» и Гостелерадио ставили свои микрофоны (песни синхронно записывались для телепередачи и для грампластинки). Все провода они пропустили сквозь планшет сцены в трюм, дабы они не путались у певцов под ногами а оттуда уже вывели в тонваген. Наутро выяснилось, что конструкцию не только поворачивать, но даже слегка сдвинуть нельзя. Все «задумки» оказались напрасны, пришлось перестраиваться на ходу...
Чтобы всего этого не случилось, режиссеру представления следует заранее встретиться с режиссерами (а желательно и с руководителями технических служб) радио, телевидения и кино. Им надо дать сценарий, рассказать режиссерское решение эпизодов, договориться заранее о том, в каком месте будут стоять камеры, когда можно врубать дополнительное освещение и т. д. Необходимо договориться также, что один из прогонов пойдет специально для радио, телевидения и кино. Это_ будет полный прогон в костюмах, хотя и без зрителей, но зато при полном свете.
Операторы могут спокойно заснять все, что им надо, поискать лучший ракурс, повторить какой-то эпизод, снять дополнительно крупные планы и т. д. Этот прогон очень полезен и для исполнителей, так как предельно мобилизует их, и для кинотелеоператоров, так как на самом представлении дает им возможность только доснять то, что нужно (зрителей в зале, действие среди зрителей, отдельные светлые эпизоды и т. д.). Необходимо также перед представлением собрать всех фоторепортеров и предупредить их, в каких эпизодах нельзя пользоваться фотовспышкой. Таким образом, можно избежать целого ряда неприятных неожиданностей.
Однако вернемся к организации репетиций. После каждой из них обязательно следует проводить заседание штаба. На нем подводятся итоги за день, корректируется график следующего дня, определяется необходимость резервных репетиций. Если это нужно, на такие заседания приглашаются руководители отдельных коллективов. Если впоследствии на репетиции режиссер мечется, кричит, вмешивается в работу технических служб и своих ассистентов, то, значит, это плохой режиссер. В идеале он должен спокойно наблюдать за работой помощников, контролировать ее, а все замечания делать в перерыве. Режиссер имеет право вмешиваться в ход репетиции только в случае непредвиденной ситуации, когда необходимо единоначалие, или тогда, когда он сам ставит эпизод. И здесь очень многое зависит от личности режиссера. Если он подчеркнуто спокоен, собран, деловит, то так же спокойно и деловито работают все. Недаром народный артист ■СССР Б. И. Равенских любил повторять, что главное качество режиссера — воля. В массовом представлении это качество необходимо.
И последнее. Как бы хорошо ни были организованы вся подготовительная работа и репетиции, каким бы волевым ни был режиссер и профессиональными члены его штаба, все равно неожиданности, неурядицы, накладки в таком громадном деле неизбежны, и к ним надо быть постоянно готовым. Просто в случае хорошей организации их будет значительно меньше, и они могут быть быстрее устранены.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1179;