Кризис республики и установление военных диктатур

Вторая половина II в. и I в. до н. э. были ознаменованы важными изменениями в общественном строе и в политической жизни Рима. Завоевание господствующе­го положения в Средиземноморье обога­тило Рим. Сами войны и последующая эксплуатация провинций обеспечили огромный приток материальных ценностей, денег, рабов. Все это стимулировало развитие рабовладения и обусло­вило расцвет рабовладельческого хозяйства в Риме и Италии. Дешевый рабский труд нашел особенно широкое применение в сельском хозяйстве. На этой основе развивалось крупное земле­владение как в форме комплексов высокодоходных небольших поместий в плодородной Средней Италии, так и в виде огромных латифундий скотоводческого профиля на юге полуострова и в Сицилии. В сельском хозяйстве, в ремесленных мастерских, на рудниках и строительстве эксплуатация рабов была доведена до крайней степени.

Другое последствие завоеваний - обезземеление римско-италийского крестьянства. Маломощные крестьянские хозяйства разорялись из-за высокого ростовщического процента и задол­женности, из-за постоянного отрыва мужской рабочей силы от сельскохозяйственных работ. Вытесненный с земли разоривший­ся крестьянин шел в город и, как правило, превращался в люм­пен-пролетария. Массы праздных, бездомных нищих - характер­ная черта городской жизни того времени. Еще тяжелее было положение бесправных италиков-союзников и провинциалов. Бремя постоянных налогов, произвол наместников и откупщи­ков в провинциях делали гнет Рима совершенно невыносимым. Неизбежным последствием ухудшения положения народных масс было крайнее обострение всех социальных и экономичес­ких противоречий, заложенных в римском обществе. Классовая и политическая борьба вступила в свою высшую фазу: начались восстания рабов, широкие движения свободной бедноты, вы­ступления союзных общин Италии и провинций против римско­го господства.

Наиболее грозными были рабские восстания. Прежде борь­ба рабов выражалась по преимуществу в пассивных формах - саботаже, бегстве, лишь иногда рабы убивали своих хозяев или устраивали заговоры. Начиная с 40-х гг. II в. до н. э. Риму при­шлось пережить одно за другим ряд грандиозных по размаху и продолжительности восстаний в Сицилии (138-132 гг. до н. э. и 104-101 гг. до н. э.) и Малой Азии (132—120 гг. до н. э.). Рабы объединялись, создавали армии и даже пытались создать свое государство. Самым значительным из всех выступлений рабов было восстание под предводительством Спартака (74-71 гг. до н. э.). Начавшееся как заговор рабов-гладиаторов в городе Капуе, оно вылилось в общеиталийское рабское восстание. Огромная ар­мия Спартака (численностью до 120 тыс. человек) дважды про­шла с боями вдоль Италии. Римские легионеры многократно терпели от нее поражения. Ценой огромного напряжения всех сил рабовладельческому Риму удалось разгромить повстанцев. Волна жестоких репрессий прокатилась по всей Италии. Шесть тысяч рабов были распяты вдоль дороги от Капуи до Рима. Но и сами рабовладельцы понесли большие потери и убытки, испы­тали смертельный страх перед силой объединившихся рабов.

Крестьянская беднота не принимала участия в выступле­ниях рабов. Однако недовольство разорившихся обездоленных крестьян нашло выражение в широком демократическом дви­жении, захватившем Рим в 133-121 гг. до н. э. События эти свя­заны с именами двух плебейских трибунов - братьев Гракхов. В 133 г. до н.э. Тиберий Гракх предложил произвести передел государственных земель в пользу мелких землевладельцев, вы­ставлявших воинов в легионы. Несмотря на противодействие се­ната, через комиции был проведен аграрный закон, который пре­дусматривал ограничение владений знати на государственной земле (около 250 га на семью) и передавал изъятые у крупных землевладельцев излишки земли небольшими участками в не­отчуждаемое наследственное пользование беднякам. Был начат пересмотр земельных владений нобилей. Многие крестьяне по­лучили наделы земли и средства на обзаведение инвентарем; количество имущих граждан возросло на 80 тыс. человек. Но нобили жестоко расправились с автором неугодного им закона. Продолжателем дела брата явился Гай Гракх, плебейский три­бун 123 г. до н. э. Он выступил с еще более широкой программой социально-политических преобразований. Рядом законов вводи­лась продажа хлеба из государственных закромов по низкой цене для городской бедноты, всадникам был открыт доступ в некото­рые судебные коллегии, неимущим крестьянам выделялись земли в провинциях. Италикам-союзникам было обещано римское гражданство. Но именно это предложение подорвало его авто­ритет среди сограждан. Крупные землевладельцы жестоко рас­правились и со вторым братом, и с его единомышленниками, фак­тически сорвали в дальнейшем проведение в жизнь аграрного зако­на, а особым законом 111 г. до н. э. закрепили за собой навсегда право собственности на захваченные государственные земли.

Борьба италиков-союзников против экономического угне­тения и политического бесправия, отразившаяся в деятельности младшего Гракха, продолжалась и позднее. Апогея она достиг­ла в событиях 90-89 гг. до н. э., когда города и общины Италии подняли восстание против Рима. Война потрясла всю Италию, ее результатом стало предоставление всем италикам прав рим­ских граждан. Очень напряженной была обстановка в провин­циях. Десятилетиями не прекращалась борьба свободолюбивых иберийских племен в Испании. Восстания происходили в Гре­ции, Малой Азии и других регионах Римской державы.

Социальные потрясения уже к концу II в. до н. э. выявили беспомощность римского правительства, неспособность поддер­живать существующий порядок в стране, оперативно подавлять выступления рабов, бедноты, провинциалов - вообще управлять державой с огромными и многочисленными провинциями. Не в состоянии теперь был Рим успешно вести захватнические вой­ны, обеспечивавшие приток рабов и добычи, и даже сдерживать натиск германских племен на северные границы. Военная мощь Рима падала с каждым десятилетием вместе с упадком римской армии. Солдаты, не заинтересованные в заморских войнах, тре­бовали скорейшей демобилизации, дезертировали, занимались грабежами, мародерством. Дисциплина в легионах резко упала, боеспособность снизилась. Новые пополнения набирали с тру­дом; граждане уклонялись от военной службы, которая нередко влекла за собой полное разорение хозяйства, поскольку добыча доставалась знати, а земли за морями их не привлекали. Кризис переживала вся староримская военная система, базирующаяся на военной службе состоятельных граждан. В сущности это был первый симптом начинающегося кризиса всей полисно-республиканской организации Рима.

В последующие десятилетия кризис обнаружился и в ос­тальных важнейших элементах государственного аппарата Рим­ской республики. Внешним выражением его было падение авто­ритета и власти сената, раздираемого борьбой политических групп и фракций, резкое снижение политической роли комиций, которые состояли теперь из подкупного городского плебса и люмпен-пролетариев, не выражавших уже интересы большинства римских граждан, тем более - интересы италиков и населения провинций. О кризисе свидетельствовала вся беспорядочная, лишенная единой политической линии деятельность магистра­тов ежегодно сменяемых, практически безотчетных, принадле­жащих к различным политическим группировкам.

Объективные причины усиливающегося политического кри­зиса коренились в отсталости республиканского государственно­го аппарата, в его несоответствии сложившейся социальной и политической обстановке. Оформившаяся в V- IV в. до н. э. в не­большой по территории общине, в условиях неразвитого рабо­владельческого общества, Римская республика с ее формальным прямым народовластием, сенатом, выборными краткосрочными магистратурами и крестьянским ополчением не могла теперь выполнять усложнившиеся задачи, не располагала необходимы­ми органами и средствами для подавления эксплуатируемых масс и управления разросшейся державой. Главным орудием для вы­полнения основных внешних и внутренних функций государства (при отсутствии особых карательных органов) прежде служила армия. Кризис, охвативший крестьянско-рабовладельческую милицию, лишил римское государство этого основного орудия. Социально-экономические изменения уже к концу II в. до н. э. вывели из строя и остальные важнейшие элементы римского государственного механизма.

Нельзя сказать, что правящие круги не понимали, не виде­ли этого кризиса. Своеобразной попыткой усовершенствовать военную систему была военная реформа Гая Мария- консула 107 г, до н. э. При проведении набора в армию он отступил от сложившегося порядка и впервые стал записывать в легионы на основе принципа добровольности всех желающих граждан, в том числе неимущих. Для привлечения их в армию он повысил во­инское жалование и ввел награждение ветеранов землей. Одна­ко нововведения, продиктованные самой обстановкой и легко вошедшие в политическую практику, имели далеко идущие и неожиданные последствия. Люмпен не стремился к демобили­зации, и на смену крестьянину-ополченцу пришел воин-профессионал. Римское войско стало быстро превращаться в постоян­ную армию (по сути дела, наемную). Сплочение воинов вокруг полководца, явившееся результатом реформы, вело к отрыву войска от официальных органов власти. Полководец, стоявший во главе преданного ему войска, превратился в самую значитель­ную фигуру в политической жизни Рима. В годы затяжных войн, внутренних волнений, когда роль армии и его вождя особенно возрастала, дело доходило до прямого захвата власти полковод­цами и провозглашения их диктаторами. От старой республи­канской экстраординарной магистратуры новая диктатура отли­чалась тем, что провозглашалась на неопределенный срок и в условиях, когда никакой внешний враг Риму не угрожал.

Первым военным диктатором нового типа был Сулла, за­хвативший власть при опоре на легионы в 80-е гг. до н. э. В 60 г. до н. э. фактически вся полнота власти оказалась сосредоточена в руках первого триумвирата (союза трех), неофициального по­литического союза трех влиятельных нобилей ипрославивших­ся военачальников - Цезаря, Помпея иКрасса. Позднее власть была захвачена Помпеем, оставшимся в Риме, а затем - Цеза­рем, который был провозглашен диктатором вначале на один год, затем на десять лет и, наконец, «навечно». В 43 г. до н. э., после убийства Цезаря, в Риме не произошло восстановления респуб­ликанских порядков и был образован второй триумвират в сос­таве Марка Антония, Октавиана, Лепида. Борьба между членами этого триумвирата завершилась победой Октавиана, который в 29г. стал единоличным правителем Рима и положил начало дли­тельному существованию авторитарного политического режима.

Сенаторские крути пытались вести борьбу с нарушениями республиканской конституции. Но большинство нобилей и влия­тельные всадники сравнительно быстро примирились с установ­лением власти диктаторов: в смутную пору гражданских войн, обострения социальной борьбы новая армия и ее полководцы были единственной реальной политической силой, которая мог­ла защитить интересы господствующего класса.

Прочно установившийся с приходом к власти Октавиана авторитарный режим военной диктатуры привел не к усовершенствованию республиканского государственного аппарата, а к постепенному вытеснению его элементов из политической жиз­ни, к уничтожению республиканской формы правления как та­ковой. По существу, начиная с 29 г. до н. э., в Риме стала оформ­ляться монархия.








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 2621;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.