Влияние численности населения на развитие общества
Поскольку люди - главные производители материальных благ, постольку от их численности в значительной мере зависят темпы развития общества. Если на ранних его стадиях недостаточная плотность населения тормозила общественный прогресс, то постепенно в растущей численности населения некоторые философы, социологи и экономисты стали видеть главную причину социальных конфликтов в обществе, войн и революций, бедности и нищеты народа. Такой взгляд на общество, когда основным и определяющим фактором его развития признается численность народонаселения, называется демографическим детерминизмом.
Мысли о нищете и бедствиях, вызываемых быстрым размножением населения, можно встретить уже в сочинениях античных авторов, в частности у философов Платона и Аристотеля и историка Полибия. В эпоху Просвещения вопрос о влиянии роста населения обсуждался в книге К.А. Гельвеция (1715-1771) «О человеке». Частично этого вопроса касается И. Гердер в своем труде «Идеи к философии истории человечества». В произведениях ряда авторов эпохи Просвещения рост народонаселения рассматривался в основном как фактор, способствовавший развитию общества. В исторических работах того времени подчеркивалось, что именно переход от собирательства плодов и растений привел к возникновению земледелия, а приручение животных - к животноводству, что обусловило дальнейший рост народонаселения. Прогресс в промышленности и торговле также способствовал росту населения.
Однако в XIX веке рост народонаселения некоторыми экономистами и социологами начинает оцениваться уже как явно негативный фактор на пути общественного прогресса. Наиболее яркое выражение такая оценка получила в «Опыте о законе народонаселения» Томаса Мальтуса (1766-1834). В своих выводах он опирается на данные роста народонаселения в Северной Америке s после колонизации ее выходцами из Англии и некоторых других европейских государств. «Мы можем признать несомненным то положение, - указывал он, - что если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в каждый последующий двадцатипятилетний период в геометрической прогрессии»[108].
Даже при наличии большого количества свободной плодородной земли в период колонизации Америки, нельзя было утверждать, что продукты от земледелия будут увеличиваться в той же самой прогрессии. Основываясь на этом конкретном историческом примере, Т. Мальтус делает общее заключение, что «средства существования при наиболее благоприятных условиях применения человеческого труда никогда не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии»[109].
Для видимого теоретического обоснования такого заключения, он ссылался на так называемый закон убывающей производительности последовательных затрат, который в земледелии сводится к убывающему плодородию почвы. Важно обратить особое внимание на то, что концепция роста народонаселения Т. Мальтуса основывается в конечном итоге не на социально-экономическом анализе проблем демографии, а на чисто биологическом законе. Этот закон «состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи»[110].
Однако сам он вынужден был признать принципиальное отличие инстинкта размножения, свойственного растениям и животным, от соответствующей способности человека. В самом деле, как справедливо заметил еще Б. Франклин, если бы земля лишилась всех своих растений, то одного сорта, например, укропа, было бы достаточно, чтобы покрыть всю ее этой зеленью. Но растения и животные, следуя своему инстинкту размножения, лишают себя пиши, и, тем самым, автоматически устанавливают границы для своего выживания в борьбе за существование. В отличие от этого, люди, побуждаемые биологическим инстинктом, удерживаются голосом разума. Кроме того, препятствием к безграничному размножению служат наряду с недостатком средств существования различные другие препятствия. Первые из них Т. Мальтус называет предупредительными, у которым он относит, прежде всего, воздержание от ранних браков. Вторые - разрушительные, связаны с войнами, природными катастрофами, эпидемиями и т.п.
«Эти особые препятствия, - подчеркивал он, - точно так же как и все те, которые останавливают силу размножения, возвращают население к уровню средств существования, могут быть сведены к трем видам: нравственному обузданию, пороку и несчастью»[111].
Подобного рода взгляды, объясняющие перенаселенность в мире чисто биологическими причинами, а не противоречиями в развитии капиталистического общества, составили идейное содержание социологической доктрины, получившей название мальтузианства. Современные мальтузианцы, хотя пересмотрели некоторые положения теории Т. Мальтуса, в частности закон о росте средств существования в арифметической прогрессии, тем не менее, придерживаются биологической трактовки процессов воспроизводства населения в обществе, а тем самым и принципа демографического детерминизма.
Наиболее адекватное объяснение демографических процессов в обществе дают сторонники материалистического понимания истории, которые считают, что эти процессы детерминируются не биологическими, а социально-экономическими факторами. Так, на основе анализа развития капитализма К. Маркс в «Капитале» установил, что «...всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особые, имеющие исторический характер законы народонаселения»[112].
В настоящее время широко дискутируется проблема о возможности регулирования численности народа в наиболее населенных регионах мира, а некоторые страны, например, Китай, уже на государственном уровне приступили к осуществлению политики регулирования народонаселения. В других перенаселенных странах дело ограничивается санитарным просвещением населения и пропагандой преимуществ здорового образа жизни.
Однако политика регулирования роста народонаселения, снижения рождаемости встречает критику со стороны ряда общественных движений, организаций и церкви. Некоторые политики и общественные деятели пытаются доказать, что возрастающий уровень материального производства, новые успехи в науке и технологии позволяют справиться с ожидаемым увеличением населения на нашей планете, а служители церкви считают, что политика по ограничению рождаемости противоречит основным божественным установлениям. Но все такие призывы вряд ли могут помочь странам, которые в настоящее время страдают от избытка населения. Если законы воспроизводства населения зависят от существующего способа жизнеобеспечения людей, то необходимо, во-первых, совершенствовать сам этот способ, а во-вторых, на первых порах, вероятно, можно прибегнуть и к временным мерам по регулированию роста населения.
Литература
Основная:
Гобозов ИА. Введение в философию истории. - М., 1999.
Семенов Ю.И. Загадки Клио. Сжатое введение в философию истории. - М., 1996.
Первоисточники:
Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПБ, 1914.
Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения//Антология экономической классики. - М., 1993.
Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1924,1995.
Монтескье Ш. О духе законов//Избранные произведения. - М„ 1955.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1137;