Единство и целостность исторического процесса

Проблему единства человечества и его истории часто искали в общности его происхождения, а также неизменности природы человека как биологического существа. Такие представления, возникшие в эпоху Просвещения, продолжали оказывать влияние на историков, социологов и экономистов XIX в., не говоря уже о философах истории. Однако на вопрос: изменилась ли природа человека в течение последних шести тысяч лет? - наука дает отрицательный ответ. Разумеется, в ходе истории происходят непрестанные изменения в знаниях и умениях человека, в его сознании и самосознании, но его биологическая природа осталась неизменной. Поэтому изменения, происходящие в историческом процессе, не могут быть объяснены с помощью чисто биологических свойств, которые остались неизменными, а означает, что для объяснения -единства исторического процесса мы обязаны выйти за пределы биологической природы человека и общих корней его происхождения. Следовательно, для выявления причины этого единства мы должны обратиться к анализу социальных процессов, носителем которых выступает человек.

Исходной предпосылкой существования человека как исторического существа является стремление к взаимному объединению с подобными себе существами. Без такого объединения было бы невозможно взаимопонимание людей, а значит и обмен результатами своей деятельности;

Исторический процесс можно интерпретировать двояко. Во-первых, как единый, целостный процесс развития человеческого общества, с выделением определенных стадий, соответствующих исторически возникающим общественно-экономическим формациям. Во-вторых, как плюралистический процесс возникновения, сосуществования и обособленного развития отдельных стран, регионов, цивилизаций. Первая точка зрения, которую с полным правом можно назвать системной, была доминирующей в философии истории, хотя и защищалась сторонниками разных направлений в философии и мировоззрения в целом. С религиозной точки зрения идея единства исторического процесса, как указывалось выше, обосновывалась на принципе провиденциализма, согласно которому божественная воля направляет историю к заранее предустановленной цели. Идеологи Просвещения видели единство истории в объективном характере закономерностей развития общества, аналогичным законам природы. Сторонники идеализма выводили такое единство из существования единой идеи, мысли, сознания или ощущения, с помощью которых они конструировали исторический процесс. Материалисты подчеркивали объективный характер экономических и социологических законов, присущих различным социально-историческим системам, странам, государствам и цивилизациям.

Плюралистический взгляд на историю сформировался значительно позже, но он имел своих предшественников; его сторонники утверждают, что социально-исторические образования - конкретные общества, их системы, страны, государства и цивилизации - возникают и развиваются обособленно друг от друга. Они появляются, растут, достигают расцвета и потом исчезают, не оказывая никакого влияния, друг на друга. Именно подобный взгляд, в определенной мере, был присущ античным представлениям о круговороте истории. В дальнейшем он получил развитие в новом подходе к истории у Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Его еще рассматривают как цивилизационный подход; ни о каком целостном историческом процессе здесь говорить не приходится. Вся история превращается в этом случае в совокупность изолированных друг от друга социально-исторических образований, - цивилизаций, возникающих и развивающихся, полностью автономно, а значит какие-либо отдельные стадии или эпохи в истории выделять не приходится.

Плюралистический взгляд на историю исключает развитие человеческого общества в планетарном масштабе. Не случайно, поэтому в последние годы он тесно смыкается с «теориями» о конце истории, согласно которым западная цивилизация уже достигла своего потолка и поэтому не нуждается в дальнейшем совершенствовании. Отвергая идею об истории, как взаимосвязанном процессе развития различных стран, государств, цивилизаций и культур, такие идеологи стремятся противопоставить Запад остальному миру. Вместо поиска решения глобальных проблем человечества и, прежде всего, экологической проблемы, они озабочены в первую очередь сохранением благ цивилизации для золотого миллиарда человечества, что неизбежно грозит конфликтами и военными столкновениями.

Четкое осознание того, что человечество составляет единую планету людей, а его история представляет собой общий, целостный процесс развития социально-исторических систем, существовавших в прошлом, дает единственно правильный ориентир для оценки исторических событий и процессов и понимания истории в целом.








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 960;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.