Философия истории и другие науки

При исследовании исторического процесса философия истории взаимодействует со многими науками, изучающими те или иные явления развития общества. Речь в данном случае идет о науках, исследующих общие особенности развития общества, в частности о теоретической социологии, социальной философии и политологии.

Философия истории выступает прежде всего, как составная часть общей теории социальных наук, к которым принято относить экономику, социологию, этнологию, социальную психологию и др. Философия социальных наук исследует проблемы онтологии, т.е. природу объектов, которые изучают эти науки, а также и вопросы методологии, т.е. методы, приемы и способы познания, которые они используют при изучении своих объектов. Характерная особенность объектов истории состоит в том, что они непосредственно не даны историку, ибо представляют собой события и процессы прошлого. Историк в отличие, например, от экономиста не может применять общенаучные методы исследования, и вынужден прибегать к соответствующим интерпретациям, использовать индивидуализирующий подход к своим объектам.

Труднее установить связь и различие между философией истории и социальной философией. Предмет социальной философии в нашей отечественной литературе определяется недостаточно точно и ясно, а это неизбежно вызывает дискуссии. В практике преподавания основное содержание этой дисциплины в значительной мере совпадает с содержанием курса исторического материализма. Сам термин «исторический материализм» был, как известно, введен' в 1890 г. Ф. Энгельсом для обозначения материалистического понимания истории в философии марксизма. Но социальная философия рассматривает и оценивает и другие подходы к истории, которые частично дополняют и развивают материалистическое понимание истории, а частично противоречат ему. Тем не менее, большинство историков признают, что именно материалистический подход, дополненный современными достижениями социальных наук, позволяет правильно подойти к объяснению важнейших событий и процессов прошлого.

Из других общественных наук наибольшее влияние на разработку философии истории, особенно на ранних ее стадиях, оказала социология; не говоря уже об основоположниках социологии О. Конте и Г. Спенсере, которые считали, что именно социологические законы должны стать основой изучения истории, даже в конце XIX века было немало ученых, которые пытались свести философию истории к социологии.

Поскольку социология, как и философия истории, изучает наиболее важные стороны жизни общества, обладая развитыми средствами и методами исследования, постольку именно она должна стать надежной основой философии истории. Так, немецкий философ и историк П. Барт (1852-1922) прямо заявлял, что совершенная социология совпала бы с философией истории; в конце концов, обе науки разнились бы только по имени»[19]. Многие современные социологи не разделяют такого мнения, хотя некоторые, даже выдающиеся из них по-прежнему придерживаются социологического взгляда. Так, например, известный американский социолог, русский по происхождению, Питирим Сорокин (1889-1968) настолько расширительно определяет социологию, что включает в ее состав не только «мир людей, но и высших животных, живущих в обществе себе подобных и находящихся в процессе взаимодействия»[20]. Неудивительно поэтому, что при таком подходе социология становится не только философией истории, но и философией биологии так называемых социальных животных.

Подобные взгляды, обусловлены наличием определенной общности и сходства между различными социальными науками. Однако нельзя не замечать существенных различий между ними, главное из них состоит в том, что предмет философской дисциплины, каковой является философия истории, не может совпадать с предметом конкретной социальной науки, в частности социологии. То же можно сказать об экономической истории, на которую неизменно опираются историки при исследовании конкретных эпох, стран и государств; ее предмет также не совпадает с философией истории ни по содержанию, ни по целям. И если историки, используют результаты, полученные в других областях социальных исследований, то философия истории вынуждена абстрагироваться от них, чтобы выявить общее и закономерное в историческом процессе.

Литература

Основная. (Учебные пособия)

Философия истории/Под ред. проф. А.С. Панарина. - М.,1999.

Гобозов И.А. Введение в философию истории, 2 изд. - М., 1999.

Ивин АА. Введение в философию истории.,- М., 1997.

Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. - М., 1996.

 

Первоисточники:

Бердяев НА. Смысл истории. - М., 1990.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - Л., 1940.

Краткие выдержки из книги даны в «Философии истории. Антология». - М„ 1994.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории//Философия истории. Антология.

Гердер И. Идеи к истории философии человечества//Философия истории. Антология.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977.

Риккерт Г. философия истории. - СПб., 1908.








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 968;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.