БИДЕРМЕЙЕР И РОМАНТИЗМ В МОДЕ
ГОДЫ
Бидермейер (немецкое название, полученное по имени героя-буржуа поэмы
Л.Эйхродта «Biedermeier Liederlust», ставшего синонимом бюргерской добропорядочности и благополучия; применительно к моде «бюргерская простота»; бюргеры - городские жители) и романтизм в моде - это эпоха наступающей индустриализации, хотя и медленной, но неотвратимой. Теперь вместо чувственных персонажей рококо, вместо революционных героев конца ХVПI столетия, вместо «военизированного» героя ампира входит в моду человек, в котором ценится ум, смекалка, даже хитрость, жизненная хватка и богатство. Это герой многих произведений французского писателя О.Бальзака.
Буржуазия достигла, наконец, своей желанной цели: деньги смели все сословные преграды. Мода становится достоянием все более широких кругов общества, она приобретает мещанский характер. Появляются туалеты визитные, прогулочные, летние «деревенские», городские, бальные, для театра и т.д.
Мужской костюм выглядит более сдержанным, однотонным и будничным. Простота и непритязательность отныне - основной принцип мужской одежды. Вместе с тем для моды романтизма была характерна некоторая нарочитая «романтическая небрежность», проявлявшаяся в манере носить костюм: расстегнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся волосы... Эта небрежность как бы подчеркивала интеллектуальную значительность и неординарность личности, стоящей выше бытовых мелочей. С точки зрения элегантности фрак нужно было сменять каждые три недели, шляпу - каждый месяц, а обувь - еженедельно. Конечно, такую роскошь могли позволить себе лишь богатые люди, так называемые «светские львы», сменившие в гостиных денди - щеголей прошлых лет. И, наконец, когда костюмы практически не имели сословных отличий, люди старались выделиться главным образом за счет «хороших манер», ставших почти единственной преградой между « избранным обществом» и народом.
Фрак (сюртук) по-прежнему сохраняет господствующее положение. Он сшит строго в талию. К нему полагаются длинные брюки, цилиндр, цветной жилет из шелка и бархата и галстук, завязыванию которого уделяется все больше и больше внимания. Верхняя одежда - пальто (бурнус со шнурами или каррик- пальто с несколькими воротниками) шьется исключительно по фигуре и становится повседневной одеждой как взрослых мужчин, так и молодых людей.
Щеголь с прической в стиле «кок»
Модные брюки очень длинные, внизу спереди вырезаны дугообразно, чтобы не морщились на ботинке. При этом они сравнительно узки и напоминают современные спортивные брюки. Если брюки однотонные - светлые или белые, то жилетка к ним полагается пестрая, главным образом, из цветастой или клетчатой ткани, а сюртук коричневый, зеленый либо серый. В целом мужской костюм тяготел к умеренно ярким, даже приглушенным тонам. Единственно броскими деталями мужского туалета становятся воротник и манжеты; воротник увеличивается и поднимается вверх, он очень жесткий, а манжеты стали заметно длиннее рукавов сюртука. Только в конце эпохи бидермейера и романтизма воротник принимает форму, к которой мы так привыкли. Под воротник спереди подкладывается завязанный галстук: днем - черный, вечером - белый. Только так, и не иначе. Появляются специальные учебники по искусству завязывания галстука. Знаменитый «светский лев», неотразимый красавец Джордж Браммел (1778-1840), придворный и личный друг английского принца-регента, будущего короля Георга IV, завязывал галстук два часа (!), добиваясь идеальной четкости и особой элегантности.
Господин в пальто эпохи «Бидермейер»
Усы и борода не популярны. Предпочтение отдается бакенбардам. Большие усы и бороды отпускали лишь те, кто намеренно выступал против условностей моды. Прическа мало изменилась, но волосы стали сильнее завивать и приподнимать надо лбом в виде «кока» (от фр. соg - петух), что напоминало петушиный гребень.
Цилиндр продолжает оставаться в моде, меняется только его высота. Появился складной цилиндр, который носят скорее как символ - под мышкой. В моде была и широкополая шляпа боливар, названная так в честь генерала Симона Боливара, возглавлявшего борьбу против испанцев в Южной Америке.
Ноги обували в полуботинки и высокие сапоги. Появилась и новинка - гладкие ботинки без шнурков. Дополнением к костюму служили перчатки, трость, зонтик, хлыст, а на ленте у жилета крепился лорнет. С 30-х годов стали публично пользоваться носовыми платками, что раньше считалось неприличным.
Гораздо больше перемен произошло в женском платье: богатство форм и разнообразие красок радует глаз ценителей женской красоты и костюма: господствовавшее ранее платье без талии, при всей его практичности и безвредности для здоровья, было все же весьма невыгодным для внешности. Теперь силуэт снова притален, причем сильно. Талия опускается и занимает свое естественное положение - над бедрами. Их крутизна (как естественная, так и искусственная) снова в моде. Чтобы зрительное впечатление тонкости талии было еще большим, ее слегка шнуруют, но главное - неимоверно расширяют рукава, сначала от плеча до локтя, а потом - от локтя к запястью. Расширяющаяся книзу юбка также делает талию по контрасту еще тоньше. Декольте снова увеличивается, глубоко обнажая и плечи. Обычно талию обхватывали широкой лентой, сзади завязанной бантом. Появляется блуза, которая приводит к большему разнообразию женской одежды. В моде муар, репс, тафта, кашемир, а также ситцы. Романтические настроения сказываются в вычурности названий тканей: «горлышко голубя», «цвет утренней зари», «цвет мечтательной блохи», «цвет влюбленной жабы».
Шарф носят не на плечах, а опускают ниже на талию, спереди перекидывая его на согнутые в локтях руки. Перчатки были различных цветов, но на балы надевали только белые. Признак роскоши - перчатки от француза Майера, главного поставщика перчаток в большинство стран Европы.
Женская мода времен «Бидермейер»
Сильно открытая шея позволяет « выделить» голову, - вновь в моде сложные прически. Волосы, завитые по бокам в крупные локоны или заплетенные в косы, спускаются на виски, а остальные высоко начесывают и укладывают в виде причудливых форм. Прически украшаются лентами, искусственными или живыми цветами, кружевами и бантиками.
Снова начинается всеобщее увлечение драгоценностями: большой популярностью пользуются изделия из жемчуга, ожерелья, разнообразные цепочки (с медальонами и подвесками), длинные серьги, броши, броские браслеты, диадемы, декоративные гребни и иголки и т.д. Носили не только настоящие драгоценности; многие женщины довольствовались и искусственными.
Шляпка (капор, или «кибитка» с очень широкими полями, из-за которых, по мнению тогдашних острословов, дамы ничего не видели и не слышали) так же, как дамское платье и прическа, сплошь покрыта цветами, лентами и воланами. В моде были и большие береты. Поверх платья надевали только широкие пелерины, популярные кашемировые шали из пуха тибетской козы и (кто мог себе позволить) - боа(от фр. bоа - удав) круглый шарф из меха или страусовых перьев. А вот дамского пальто как такового не было. Зато из-за укротившейся юбки стал виден ботинок, и появилась дамская обувь по щиколотку, шнурованная, на застежке, с тупым носком и небольшим каблучком.
Из-за формы обуви ступни ног казались маленькими, фигура - несколько неустойчивой, что в сочетании с укороченным платьем и модной тогда семенящей походкой создавало впечатление «воздушного создания». Это впечатление еще больше усиливалось слегка жеманными манерами и жестами, характерными для женщин периода романтизма.
В эти годы женщины увлекаются литературой - умы всех заняты романами Ж.Санд, В.Гюго, В.Скотта. Романтически настроенные дамы не расстаются с томиком любимых стихов и носят его с собой в специальном кармане, прорезанном в юбке.
Центром моды становится театральный зал, где ложи бенуара и бельэтажа являли собой выставку богатства и роскоши женских туалетов, а партер - царство светских «львов», литераторов, художников и прочей богемы. Остальные места в театре - а их было большинство - теперь постоянно занимают небогатые, но обычно прехорошенькие мещаночки - гризетки (модистки, цветочницы, горничные). Именно здесь они могли внимательно рассмотреть последние новинки моды - туалеты известнейших модниц, а затем по-своему воспроизвести их.
Многие страницы французских романов и повестей той поры посвящены описанию внешности гризеток - прелестных девиц, в которых сочетались скромность, задорная кокетливость и тонкий вкус, так выделявший их среди всех других небогатых жителей больших городов Франции.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 3603;